Особенности медико-социальной реабилитации инвалидов с нарушениями слуха и зрения. Социальная реабилитация инвалидов с нарушениями слуха Слуха и зрения

Одним из основных направлений работы Центра реабилитации слепых является социальная (элементарная) реабилитация инвалидов по зрению.

Задачи курса социальной реабилитации: восстановление у обучающихся навыков самостоятельной жизни, навыков самообслуживания, пространственной ориентировки, чтения и письма, элементарных трудовых навыков, т.е. таких навыков и личных качеств, которые позволили бы им реализовать свои возможности в современном обществе, вернуться к полноценной активной жизни.

На отделение социальной реабилитации принимаются, по заявкам региональных правлений ВОС, нуждающиеся в реабилитации, инвалиды I группы по зрению и слепоглухие – члены ВОС. В исключительных случаях могут быть приняты инвалиды II группы по зрению. Ежегодно в ЦРС курс социальной реабилитации проходят около 200 человек.

Учебно-реабилитационный процесс проводится в соответствии с учебным планом и программами, разработанными нашими специалистами под руководством кафедры тифлопедагогики РГПУ им. Герцена и утвержденными Центральным правлением ВОС.

Социальная реабилитация инвалидов по зрению в ЦРС осуществляется квалифицированными тифлопедагогами по следующим направлениям:

1. Пространственная ориентировка.

В процессе социальной реабилитации инвалидов по зрению одно из важных мест занимает обучение их самостоятельной ориентировке в пространстве, т.к. интеграция инвалидов по зрению в современное общество напрямую связано с возможностями слепого человека самостоятельно ориентироваться в быту, на рабочем месте, на улицах города, в общественных местах. Занятия проводятся в специально оборудованных учебных кабинетах, где слушатели получают теоретические знания по ориентировке. Практические занятия проводятся непосредственно на улицах г. Волоколамска.

2 . Домоводство и самообслуживание.

Бытовая самостоятельность - необходимое условие социальной адаптации незрячего человека. На занятиях по домоводству незрячие обучаются самообслуживанию и ведению домашнего хозяйства без контроля зрения.

3. Система Брайля.

Обучение чтению и письму по системе Брайля–важная составляющая в социальной реабилитации инвалидов по зрению. Рельефно-точечный шрифт Брайля был создан французским педагогом в 1825 году, и с тех пор остается единственной универсальной системой чтения и письма для слепых.

4. Основы персонального компьютера.

Особое место в реабилитации инвалидов по зрению занимает обучение адаптивным информационным технологиям. Овладение навыками пользования персональным компьютером дает незрячим возможность расширить доступ к информации, решить проблему общения, расширить сферу своей профессиональной деятельности. Курс «Основы ПК» входит в программу социальной реабилитации и включает в себя первоначальные знания о компьютере, методах работы со специальным программным обеспечением. После прохождения ознакомительного курса есть возможность пройти обучение по основному курсу «Пользователь ПК».

5. Трудовая (допрофессиональная) подготовка.

Трудовая (допрофессиональная) подготовка является составной частью социальной реабилитации. В программу трудового обучения включены следующие предметы: деревообработка, металлообработка, электросборка (для мужчин), рукоделие (для женщин). Главная задача курса-выработка у реабилитантов уверенности в своих силах и способности к полезной трудовой деятельности.

6. Адаптивная физическая культура.

Важную роль в реабилитации инвалидов по зрению играет обучение адаптивной физической культуре. Адаптивная физическая культура-это физкультура ориентированная на возможности инвалидов по зрению. Занятия адаптивной физической культурой, проводимые в спортивных и тренажерных залах, в плавательном бассейне способствуют повышению мобильности незрячих, помогают снять скованность в движениях, поднять жизненный тонус, развивают силу, выносливость, воспитывают привычку к систематическим физическим упражнениям.

Предмет «Адаптивная физическая культура» включен в курс и социальной реабилитации, и профессиональной подготовки.

Кроме основной (обязательной) программы обучения проводятся факультативные занятия и кружки по интересам . В Центре работает около 30 кружков и факультативов (компьютерный, ориентирование с помощью GPS – навигации, флористика, «оригами», психологический, спортивный, кулинарный и др.)

Продолжительность курса социальной реабилитации – 2,5 месяца.

Основной организационной формой обучения является занятие (урок) продолжительностью 45 минут. Занятия проводятся в группах по 4-5 человек по учебному расписанию. При необходимости используется и индивидуальная форма обучения.

Занятия проводятся в форме лекций, бесед, семинаров, контрольных и выпускных работ. Значительная часть учебного времени отводится практическим занятиям.

Формирование умений и навыков проводится в специально созданных учебных кабинетах, мастерских, оборудованных необходимыми учебно – наглядными пособиями и современными тифлотехническими средствами реабилитации.

Итогом работы слушателей является дифференцированный зачет по основным предметам с выдачей им удостоверения о прохождении курса социальной реабилитации.

Эффективная работа по обучению и реабилитации инвалидов по зрению обеспечивается квалифицированным коллективом специалистов Центра.

Педагогический коллектив Центра – это 35 высокопрофессиональных, преданных своему делу тифлопедагогов, которые используют в своей работе весь арсенал современных методов реабилитации инвалидов. Большинство из них имеют высшее тифлопедагогическое образование, I и высшую квалификационную категорию, большой стаж педагогической работы с инвалидами по зрению. Примечательно, что некоторые из преподавателей (10 человек) сами являются инвалидами по зрению, что помогает им быстрее установить контакт со слушателями и своим личным примером положительно влиять на процесс реабилитации.

В целях повышения качества обучения слушателей преподаватели занимаются поиском новых форм и методов обучения, делятся своим опытом на педсоветах, заседаниях методических секций, проводят открытые уроки, мастер – классы, принимают участие в научно – практических конференциях. В 2012 году все педагогические работники Центра прошли обучение на курсах повышения квалификации в институте специальной педагогики и психологии г. Санкт – Петербурга по программе «Инновационные методы обучения слепых и слепоглухих».Все это позволяет им проводить занятия на современном методическом, профессиональном уровне и добиваться высоких результатов в обучении и реабилитации инвалидов по зрению.

Руководство отделением социальной реабилитации осуществляет первый заместитель генерального директора по учебной работе Сорокина Маргарита Сергеевна.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

филиал №3 Государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Департамента здравоохранения города Москвы “Медицинский колледж №6” (филиал №3 ГБПОУ ДЗМ “МК №6”) Выполнил (а): Преподаватель основ реабилитации Цибизова А.В. СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС В РЕАБИЛИТАЦИИ ПАЦИЕНТОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ПО ЗРЕНИЮ. Цибизова А.В.

Цибизова А.В. Зрение – мощный источник информации. Различают врожденные и приобретенные нарушения зре­ния. Врожденная слепота может быть следствием нарушения внутриутробного развития плода (алкоголизм и наркомания матери, интоксикация лекарствами, острые вирусные инфекции). Причинами приобретенной слепоты являются невриты зри­тельного нерва, глаукома (отслоение сетчатки), травма глаза, физические перегрузки и др.

Цибизова А.В. Различают больных со следующими нарушениями зрения. Слепые (незрячие) - люди с полным отсутствием зрительных ощу­щений или светоощущением (очертаний предметов не видят, а имеют только ощущение света). Слабовидящие - это люди, острота зрения которых позволяет раз­личать предметы, очертания которых они видят нечетко. Поздно ослепшие – наиболее трагический финал тяжелых заболеваний органа зрения. Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС (всероссийское общество слепых). В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека – всеми видами реабилитации.

Цибизова А.В. Система социально-трудовой реабилитации и адаптации слепых разработана ВОС (всероссийское общество слепых) . В этой организации занимаются всеми сторонами жизни слепого человека – всеми видами реабилитации. Первостепенную важность с точки зрения реабилитации имеет развитие адаптационно-компенсаторных возможностей слабовидящих, касающиеся как органа зрения, так и иных анализаторных систем, поэтому вся комплексная программа реабилитации по зрению должна строиться не только на учете утраченных функций, но и на использовании сохранившихся резервов компенсации (слуховой, тактильный стимулятор).

Цибизова А.В. У инвалидов по зрению нарушена пространственная ориентация и координация. Зрительный контроль является решающим при выполнении упражнений в беге, прыжках, ходьбе на лыжах и др. В ряде физических уп­ражнений, не требующих зрительного контроля (упражнения на гибкость, силу и др.), слепые показывают относительно высокие показатели. При реабилитации пациентов с нарушением зрения следует учи­тывать, что недостаточная двигательная активность приводит у них к снижению всех жизненно важных функций организма: ухудшение деятельности сердечно-сосудистой, дыхательной, пищеварительной систем, а также реакции иммунитета и об­щей работоспособности. Основные задачи реабилитации: улучшить физическое развитие, расширить дви­гательные возможности, улучшить здоровье и поднять общую работоспособность организма.

Цибизова А.В. Основной формой ЛФК для инвалидов по зрению являются занятия лечебной гимнастикой различной направлен­ности. Средства ЛФК: ОРУ Специальные упражнения – обучение пространственной ориентации при помощи слуха, обоняния, осязания. Для занятий в зале должен быть адаптированный инвентарь – озвученные мячи, тактильные бордюры, так как у таких пациентов развит слуховой и тактильный анализаторы. Инструктор должен четко давать команду, например, руку подняли – руку опустили. Формы ЛФК: Общая физическая подготовка УГГ Пешие прогулки Плавание.

Цибизова А.В. Особая роль в реабилитации принадлежит адаптивному спорту, основная функция которого – удовлетворение потребности личности к социализации, самореализации, достижению максимальных результатов. Международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по плаванию, легкой атлетике, вольной борьбе, дзюдо, лыжному спорту.

Цибизова А.В. Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыками самостоятельной ориентации в пространстве, социально-бытовой ориентации и самообслуживания. Незрячих обучают правилам пользования общественного транспортом, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой. Основной метод социальной реабилитации – рациональное трудоустройство. В России традиционно популярные профессии – массажист, композитор- аранжировщик.

Цибизова А.В. ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЛЮДЬМИ, ИМЕЮЩИМИ НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ. Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он Вас не видит. Всегда называйте себя и других собеседников, если хотите пожать руку, скажите об этом. Если хотите помочь в пространственной ориентации, направьте незрячего, не тяните его, дайте ему возможность самому начать ориентироваться. Избегайте расплывчатых определений и инструкций. Прежде чем начать оказывать «помощь», поинтересуйтесь, нужно ли это человеку.

Цибизова А.В. Источники 1. Основы реабилитации для медицинских колледжей Л.В. Козлова, С.А. Козлов, Л.А. Семененко Ростов –на-Дону «Феникс» 2008 2. Основы реабилитации: учебное пособие для студентов учреждений среднего мед. проф. Образования М.А. Еремушкин Москва «Академия» 2011г. 3. Лечебная физическая культура и массаж В.А. Епифанов Москва «ГЭОТАР-Медиа» 2014г. 4. www . minzdravsoc . ru 5. www . crc . ru 6. www . mednet . ru

Цибизова А.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "ШАГ"-социально-бытовая реабилитация людей с ограниченными возможностями в условиях ПНИ

Программа "ШАГ" является новой формой организации людей с ограниченными возможностями и помогает формировать у них знания и умения для самостоятельной жизни в социуме....

Календарно- тематический план: "Теория и практика массажа в педиатрической практике" для специальности "Медицинский массаж" для лиц с ограниченными возможностями по зрению

КТП составлен на 2016-2017 учебные года в соответствии с учебным планом и рабочей праграммой ПМ 03 "Выполнение массажа в педиатрической практике"....

Адаптивная физическая культура и спорт как одно из средств реабилитации и социализации студентов с ограниченными возможностями

Многолетняя отечественная и зарубежная практика работы с инвалидами, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, показывает, что физическая культура и спорт для них- наиболее действенные методы...

7.1. СОЦИАЛЬНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ СЛЕПЫХ

Слепотой в медицинском смысле называется полное отсутствие способности воспринимать при помощи зрения не только форму предметов и их грубые очертания, но и свет. При таком состоянии зрение отсутствует полностью, оно равно нулю. При наличии ос­троты зрения 0,04 и ниже на лучшем глазу с использованием средств для коррекции зрения (очки) обладателей его следует относить к слепым. Острота зрения является весьма важной зри­тельной функцией, однако использовать только ее для решения вопроса о том, является ли исследуемый человек слепым, непра­вильно. Например, резкое снижение границ поля зрения у боль­ных с предметной дегенерацией сетчатки, несмотря на высокую остроту зрения, лишает их возможности читать и ходить без посто­ронней помощи. Вследствие этого такие больные также должны быть отнесены к слепым. В практических целях зрение от свето-ощущения до 0,04 включительно у его обладателей называют оста­точным для того, чтобы отличить эту группу слепых от тех, у кого оно равно нулю. Остаточное зрение недостаточно для того, чтобы пользоваться им при выполнении работ, требующих системати­ческого участия зрения. Некоторые лица с остаточным зрением могут лишь непродолжительное время читать написанное круп­ным шрифтом на близком расстоянии, поэтому их целесообразно обучать чтению как слепых, давать им соответствующую профес­сиональную подготовку. К слабовидящим относят лиц с остротой зрения на лучшем глазу с использованием обычных средств кор­рекции от 5 до 40 %. Это дает возможность слабовидящим более регулярно и систематически использовать оптический анализатор для зрительных работ, таких как чтение и письмо, а также неко­торых других, не предъявляющих высоких требований к зрению, но только в особо благоприятных условиях.

Слепота - одна из важных социальных проблем. Распростра­ненность слепоты среди населения достигает 1 %. В мире насчиты­вается не менее 20 млн слепых, если слепоту определять как не­способность сосчитать пальцы на расстоянии 3 метров, т. е. если придерживаться определения слепоты, рекомендованного Всерос-

сийским обществом слепых (ВОС). В общей сложности 42 млн че­ловек имеет тяжелый уровень снижения зрения, т.е. остроту зре­ния 0,1, или неспособны сосчитать пальцы на расстоянии 6 мет­ров. По данным ВОС, в России инвалидов по зрению насчитыва­ется 272801 человек, из них 220956 - тотально слепые.

В числе причин, способствующих росту инвалидности по зре­нию, следует выделить: ухудшение экологии, наследственную патологию, низкий уровень материально-технического обеспече­ния медицинских учреждений, неблагоприятные условия труда, рост травматизма, осложнения после перенесенных тяжелых и вирусных заболеваний и др.


Как остаточное зрение, так и зрение слабовидящих не являет­ся неизменным, оно может ухудшаться. Под влиянием ношения очков, разумной тренировки и лечения зрение может и улучшиться. Встречающиеся дефекты зрения могут быть разделены на про­грессирующие и стационарные. К прогрессирующим следует от­носить заболевания первичной и вторичной глаукомы, незакон­ченную атрофию зрительного нерва, травматические катаракты, пигментную дегенерацию сетчатки, воспалительные заболевания роговой оболочки, злокачественные формы высокой близоруко­сти, отслойку сетчатки и т.д. К стационарным видам следует от­носить пороки развития, например микрофталь, альбинизм, а так­же такие непрогрессирующие последствия заболеваний и опера­ций, как стойкие помутнения роговицы, катаракта и т.д.

Возраст возникновения нарушения зрения и его характер опре­деляет степень ограничения жизнедеятельности. К основным ка­тегориям нарушения жизнедеятельности слепых можно отнести такие, как снижение способности видеть, идентифицировать лю­дей и объекты, соблюдать личную безопасность. У поздно ослеп­ших в результате нарушения центральной нервной системы воз­никают сложности с пространственной ориентировкой в пони­мании исходного положения рук и ног, положения тела, места положения в пространстве, направления движений и т.д. Снижа­ются способности к самообслуживанию, участию в домашних и общественных делах.

Через зрительный анализатор человек получает до 80 % всей информации. Резкое сокращение объема информации, особенно у ребенка, может привести к дефектам интеллектуального разви­тия, ограничить или лишить возможности в получении образова­ния, в обучении умению адекватно вести себя в социуме.

Незрячий или слабовидящий человек в процессе своей жизне­деятельности встречается со множеством трудностей: низкими воз­можностями в сфере образования и трудоустройства, получения доходов; нуждаемостью в специальном оборудовании, приспособ­лениях, облегчающих бытовое самообслуживание, в лечебном и медицинском обслуживании. Многие трудности жизнедеятельно-

сти обусловлены не только дефектом зрения, но и ограничения­ми социальной среды и неразвитостью реабилитационных услуг. Инвалиды недостаточно оснащены вспомогательными тифлотех-ническими средствами (магнитофонами, брайлевской бумагой, компьютерами и специальными приставками к ним, приспособ­лениями для приготовления пищи и ухода за ребенком и т.д.) и средствами коррекции зрения (телескопическими и сфероприз-матическими очками, гиперокулярами, увеличивающими пристав­ками). Трудности передвижения на улице и в транспорте связаны с «архитектурным» барьером. Отсутствует специальная методиче­ская литература по вопросам оказания помощи инвалидам по зре­нию; не хватает специалистов-реабилитологов.

Глубокое нарушение зрения или полная его потеря неминуемо влекут за собой трудности в общении. Нередко эти проблемы еще больше осложняются, когда у зрячих имеет место неадекватная оценка возможностей незрячих, предвзятое к ним отношение. Это провоцирует возникновение у незрячего ряда специфических со­циально-психологических установок - на избегание зрячих, су­жение круга общения, видов досуговых мероприятий, занятий культурой и спортом, иждивенческое настроение.

Для обучения в обычных учебных заведениях незрячим прихо­дится преодолевать большие трудности. Это связано с неадекват­ным восприятием инвалидов по зрению обществом и с плохим оснащением техническими вспомогательными средствами. Нередко слепые не имеют возможности обучаться в учебных заведениях из-за их большой отдаленности от дома, а также по причине слиш­ком небольшого выбора профессий, которые они могут освоить. К 2003 г. в Российской Федерации насчитывалось всего 1619 не­зрячих студентов высших и средних специальных учебных заведе­ний.

В настоящее время государство направляет свои усилия на со­здание такой социальной структуры, которая бы максимально обес­печивала нужды и потребности незрячих и слабовидящих в меди­цинском обслуживании, реабилитации, посильном их участии в трудовой деятельности и культурной жизни общества, образова­нии, обучении, развитии творческих умений и навыков. Законо­дательно права и льготы лиц с нарушением зрения зафиксирова­ны в ряде международных и российских нормативно-правовых документов, общих для всех категорий инвалидов.

Основными социально-экономическими и социально-демо­графическими показателями, характеризующими положение не­зрячих и слабовидящих людей в обществе, традиционно считают­ся их участие в трудовой и общественной деятельности, размер зарплаты и пенсии, уровень потребления товаров длительного пользования, жилищно-бытовые условия, семейный статус, обра­зование. Это определяет приоритеты правовых основ социальной


защиты инвалидов по зрению, которые направлены, прежде все­го, на улучшение медицинского обслуживания и реабилитации, решение проблем трудоустройства и профессионального обуче­ния, на улучшение материального положения инвалидов и их се­мей. Это выражается в укреплении сети реабилитационных цент­ров и специализированных учебных заведений и предприятий, уве­личении материальных дотаций и расширении социальных льгот по обеспечению инвалидов жилой площадью, по уплате налогов и других привилегиях. Все эти меры направлены на предоставле­ние как можно большей самостоятельности незрячим и слабови­дящим.

Инвалиды по зрению имеют также право жить в кругу своих семей или в условиях, их заменяющих, и участвовать во всех ви­дах общественной деятельности, связанных с творчеством или про­ведением досуга. Если пребывание инвалида в специальном уч­реждении является необходимым, то среда и условия жизни в нем должны как можно больше соответствовать среде и условиям нормальной жизни лиц его возраста.

В настоящее время особое внимание уделяется обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов по зрению к объектам со­циальной инфраструктуры (жилым, общественным и производ­ственным зданиям, местам отдыха, спортивным сооружениям, культурно-зрелищным и другим учреждениям). В связи с этим важ­ны обеспечение инвалидов собакой-проводником, тростью, зву­ковыми очками, установка на переходах звуковых светофоров.

При организации работы социальных служб с инвалидами по зрению необходимо учитывать, что они имеют право на эконо­мическое и социальное обеспечение и удовлетворительный уро­вень жизни. Важна реализация прав слепых на профессиональную подготовку и восстановление трудоспособности, на услуги по тру­доустройству, обеспечение занятости, создание специальных усло­вий труда на производстве, установление квот и специальных ра­бочих мест для приема на работу.

Огромный вклад в социальную защиту вносят общественные организации инвалидов. Согласно статистическим данным, 92 % организаций, занимающихся реабилитацией инвалидов по зре­нию, являются негосударственными учреждениями. Наиболее мощ­ные из них - Всероссийское общество слепых (ВОС) и РИТ (Ра­ботники интеллектуального труда). РИТ играет большую роль в помощи по трудоустройству дипломированных специалистов, име­ющих инвалидность по зрению, а также по обучению на компью­терных курсах. Для обеспечения возможности незрячему или сла­бовидящему работать на компьютере применяются различные звуковые программы, брайлевская строка, экраны, увеличиваю­щие изображение. Проводятся обмен учащимися с зарубежными учебными заведениями, организация льготных или бесплатных би-


летов на различные мероприятия в сфере культуры, досуга и от­дыха.

История ВОС показывает, что незрячие люди всегда трудились отдельно от общества (артели, учебно-производственные пред­приятия (УПП)). В начале 1990-х гг. на УПП в связи с рыночной экономикой объем производства резко сократился. Это привело к резкому ухудшению финансового положения предприятий, неко­торые и вовсе прекратили свое существование. Труд незрячих - низкооплачиваемый, хотя является тяжелым и однообразным (сбор деталей для автомобильной промышленности, изготовление ро­зеток, переключателей, шнуров, скоросшивателей, металлических крышек и т.д.). Испытывая сложности с трудоустройством, не­зрячие люди вынуждены поступать на такое производство, чтобы хотя бы минимально обеспечить себя и свою семью.

Многие годы вопросы социальной реабилитации инвалидов по зрению решались обществом слепых. Элементарная, медицинская, психологическая, трудовая реабилитация как составная часть со­циальной реабилитации осуществлялись в полном объеме на пред­приятиях ВОС и в территориальных первичных организациях (ТПО). В данный период времени эти предприятия и ТПО не могут осу­ществлять помощь инвалидам по зрению в обеспечении их техни­ческими средствами, тифлоприборами, средствами реабилитации. Руководители предприятий и специалисты ТПО могут оказать че­ловеку, потерявшему зрение, лишь психологическую поддержку, дать понимание того, что в такой сложной ситуации он неоди-нок, что десятки тысяч таких людей, как и он, преодолели этот недуг, ведут активный образ жизни, работают, воспитывают сво­их детей и т.д.

В последние годы для слепых появились реабилитационные центры нового типа. В настоящее время в России существует четы­ре центра реабилитации слепых - Волоколамский, Санкт-Петер­бургский, Нижегородский, Бийский. В них проводится комплекс­ная реабилитация:

Медицинская - направлена на восстановление зрительной
функции, профилактику остаточного зрения;

Медико-социальная - комплекс лечебно-оздоровительных,
культурно-оздоровительных мероприятий;

Социальная - комплекс мер, направленных на создание и
обеспечение условий для социальной интеграции незрячих, вос­
становление утраченных общественных связей; на восстановле­
ние и формирование элементарных навыков самообслуживания,
ориентировки в физической и социальной среде, в обучении сис­
теме Брайля;

Психологическая - психологическое восстановление лично­
сти, формирование черт личности в подготовке к жизни в усло­
виях слепоты;

Педагогическая - обучение и воспитание;

Профессиональная - профессиональная ориентировка, про­
фессиональная подготовка и трудоустройство в соответствии с
состоянием здоровья, квалификацией, личными склонностями;

Разработка и внедрение тифлотехнических средств, обеспе­
чение ими слепых.

Особая роль в системе реабилитации принадлежит медико-со­циальной реабилитации инвалидов. Регулярно проводятся физкуль­турные мероприятия в тренажерном зале или на стадионе со спе­циально оборудованной для незрячих инфраструктурой. Для не­зрячих спорт представляет собой прекрасное реабилитационное средство и служит основой для развития и совершенствования таких важнейших показателей жизнедеятельности человека, как способность к передвижению, ориентировке, развитию компен­саторных и сенсорных систем, способность преодолеть страх. В настоящее время крупные международные соревнования среди слепых и слабовидящих проводят по следующим видам спорта: легкая атлетика, плавание, борьба вольная и дзюдо, лыжный спорт, мини-футбол. Занятия спортом, физическими упражнени­ями, а также танцетерапия улучшают координацию движений, помогают быстрому обучению ориентации и владению телом. Было отмечено, что физический потенциал выше у тех, кто совмещает физическую культуру с занятиями танцами. Особенность этого син­теза - гармоническое развитие тела и слуха. Те незрячие, которые занимаются физической культурой и танцами, заметно выделя­ются среди других. Они более общительны, раскованы, их движе­ния более свободны, пластичны и выразительны. Это касается как слабовидящих, так и тотально слепых.

Занятия танцами имеют и психотерапевтическую направлен­ность. Прежде всего, это - эмоциональное восприятие себя в но­вом качестве и в итоге уважение к себе как к личности. Кроме того, одна из задач танцевальных занятий - включение инвали­дов по зрению в межличностное общение, создание атмосферы психологического комфорта и моральной раскрепощенности. За­нятия служат отличным средством снятия агрессивности и озлоб­ленности на себя и окружающий мир.

Умение общаться - это большое искусство и жизненно важ­ная необходимость для всех людей. Общение дает знание, радость от контактов, полноту чувств, душевный комфорт и ощущение своей социальной полноценности. Преодоление робости, стесни­тельности, неуверенности в себе достигается через общение. Тан­цевальные занятия в этом случае выступают как одна из форм общения. Занятия помогают значительно быстрее преодолеть со­стояние депрессии, которое возникает после потери зрения, со­риентироваться на восстановление социальных контактов, и впоследствии благополучно складывающиеся отношения с окру-


жающими в значительной мере определяют отношение незрячего к самому себе, т.е. принятие себя в новом качестве ориентирует на активную деятельность. Качества, приобретаемые во время обу­чения танцам, такие как внимательное отношение к себе и к дру­гим людям, уверенность, взаимовежливость, красивые манеры и др., не исчезают, они накладывают свой отпечаток на характер человека, переносятся в его бытовую жизнь. Таким образом, на­ряду с другими психотерапевтическими приемами решаются воп­росы психологической реабилитации.

Решающий момент в психологической реабилитации - восста­новление социальных позиций инвалида по зрению, изменение отношения к своему дефекту и восприятие его как личного каче­ства, индивидуальной особенности.

В педагогическом процессе особое место занимает обучение на­выкам использования в работе компьютерной оргтехники, уме­нию ориентироваться в научной информации, эффективно ее ис­пользовать для решения практических задач. Развивается практика индивидуального обучения. Организовываются воспитательная, культурно-просветительская работа и досуг учащихся.

Курс социальной реабилитации обеспечивает овладение навыка­ми самостоятельной ориентировки в пространстве, социально-бы­товой ориентировки и самообслуживания, чтения и письма по си­стеме Брайля, машинописи и других коммуникативных средств. Незрячих обучают правилам пользования общественным транспор­том, учат делать покупки в магазине, пользоваться почтой и т.д.

Проблемы передвижения незрячих могут носить как субъек­тивный, так и объективный характер. Бывают случаи, когда не­зрячий человек достаточно хорошо знает местность, расположе­ние различных объектов и вполне хорошо ориентируется. Идя с сопровождающим, он даже может руководить их совместным пе­редвижением, но самостоятельно передвигаться не может - ис­пытывает страх, стесняется выйти на улицу с белой тростью. Для незрячего степень свободы в передвижении зависит от того, на­сколько хорошо он освоил приемы ориентировки и мобильности. Чем свободнее передвигается незрячий, тем увереннее формиру­ется образ его «я» в собственных глазах и глазах других. Самостоя­тельность передвижения влияет и на взаимоотношения с другими людьми. Хорошая мобильность и умение ориентироваться нема­ловажное значение имеют в труде, учебе и других сферах деятель­ности.

Профессиональная подготовка включает обучение определенным специальностям, ремеслам и обучение навыкам ведения собст­венного дела. Набор специальностей и ремесел определяется до­ступностью для незрячих, общественным спросом на эти специ­альности и возможностями трудоустройства инвалидов по зрению. Профессиональное обучение проводится по следующим направ-

лениям: художественные ремесла (вязание, макраме, резьба по дереву, лозоплетение), автодело, птицеводство, животноводство, растениеводство, пчеловодство, сапожное дело, переплетное дело, швейные работы, машинопись, массаж, электромонтажные и ме­ханосборочные работы и пр.

Для достижения эффективности реабилитации важна органи­зация работы с ближайшим окружением незрячего (родители, муж, жена, дети и др.). Это объясняется низкой психологической куль­турой населения, недостаточной информированностью и недо­статочным знанием основ семейной жизни. Работа с родными и близкими должна проводиться по следующим направлениям: пси-хокоррекционному, информационно-просветительскому, инфор­мационно-практическому.

Коррекционное направление работы с родными и близкими инвалидов по зрению включает в себя социально-психологиче­скую помощь при решении внутрисемейных проблем; формиро­вание адекватного отношения родных и близких к незрячему чле­ну семьи, к проблемам слепоты и инвалидности; формирование положительной мотивации на необходимость проведения с незря­чим реабилитационной работы, что в целом способствует восста­новлению семейного и личностного статуса незрячего. Проводимое комплексное обследование позволяет выявить в каждом конкрет­ном случае наличие сугубо индивидуальных проявлений внутри­семейных затруднений. Изучение структуры семьи, ее уклада, спе­цифических факторов, определяющих взаимоотношения в семье незрячего, позволяет получить достаточно полную информацию о данной семье и выстроить определенный план-схему предпола­гаемой коррекционной работы.

Большое значение для инвалидов и их родных имеет возмож­ность получения информации о существующих реабилитацион­ных центрах и других видах социальной помощи. Информационно-просветительское направление предусматривает получение род­ными и близкими инвалида по зрению наиболее полной инфор­мации о Всероссийском обществе слепых, системе реабилитации в Российской Федерации и за рубежом, правах и льготах инвали­дов по зрению, профилактике и охране остаточного зрения, воз­можностях рационального трудоустройства, обучения в различ­ных учебных заведениях и о многом другом. Все это уже само по себе способствует созданию в семье нормального психологиче­ского микроклимата.

Информационно-практическое направление предусматривает знакомство родных и близких незрячего с основными приемами и способами пространственного ориентирования, правилами сопро­вождения незрячего, вспомогательными тифлотехническими сред­ствами по пространственному ориентированию, с рельефно-то­чечным шрифтом Брайля и письмом по Гебольду, т.е. письмом


обычным плоским шрифтом по трафарету, с приемами и спосо­бами ведения домашнего хозяйства в условиях ограниченного зри­тельного контроля или его отсутствия.

Основная задача данного направления работы - приобрести в лице родственников грамотных и активных помощников в период приспособления ослепшего к утрате зрения. Необходимо также проведение работы с социальным окружением слепого по его месту жительства. Лишь совместные усилия специалистов и ближайшего окружения незрячего могут привести к положительным результа­там его реабилитации.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие нарушения жизнедеятельности связаны с дефектами зрения?

2. Каковы основные задачи реабилитации незрячих?

3. Какова роль ВОС и реабилитационных центров в реабилитации ин­
валидов по зрению?

Литература

1. Денискина В.З. Совершенствование навыков ориентировки в про­
странстве учащихся старших классов школ для слепых и слабовидящих
детей: Метод, рекомендации. - Уфа, 1996.

2. Ермаков В., Якунин Г. Развитие, обучение и воспитание детей с
нарушениями зрения. - М., 1995.

3. Конверс Э. К. Ориентировка в пространстве и восстановление физи­
ческого здоровья слепых. - СПб., 1993.

4. Смирнова Н. В. Работа с родственниками недавно ослепших взрос­
лых: Методические рекомендации местного правления и ТПО ВОС //
ВОС. - М., 1991.

5. Холостова Е.И., Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация. - М.,
2002.

Дети с нарушенными зрительными функциями часто не умеют установить контакт с окружающими людьми, они беспомощны перед незнакомыми людьми, проявляют болезненную внутреннюю скованность. Тогда слепые и слабовидящие дети ради сохранения внутреннего равновесия предпочитают уходить от контакта. Такое поведение является социальным аутизмом.

Если люди не откликаются на стремление детей общаться, у тех не удовлетворяется потребность испытать их внимание. Это приводит к дискомфорту, к длительным психоэмоциональным угнетениям, которые проявляются депрессивными состояниями. Слепые дети перестают верить в свои силы, они отчуждаются. Это особенно выражено у полностью слепых детей. Ребенок-инвалид, изолированный в силу дефекта, лишен возможности свободно передвигаться и общаться.

Из тупиковой ситуации одиночества и социальной депривации им помогает уход в эстетическую творческую деятельность. Дети пытаются сочинять стихи, что-то мастерить руками или писать музыку. Когда ребенок-инвалид по зрению открывает для себя радость эстетического творчества, он не только меняет свою жизненную позицию, но и отношение к своей жизни, себе и своему изъяну. Он начинает более оптимистично смотреть на жизнь и окружение. Но, к сожалению, в большинстве случаев по окончанию учебного заведения инвалид по зрению вновь оказывается в условиях узкого семейного общения.

Главным каналом, поставщиком различных переживаний, которые отражают жизнь человека, является общение. Оно приобретает особое значение в жизни инвалида по зрению тогда, когда он включается в творческую эстетическую деятельность и попадает в коллектив, в котором находит отклик на свое творчество. Но если незрячим людям не помогать, их творческие качества могут не развиться. Необходимо дать им увидеть те положительные стороны своей психики, которые помогут найти понимание, утвердиться в жизни и проявить себя в обществе.

Как себя чувствует ребенок в школе-интернате, напрямую зависит от формы организации и содержания его жизнедеятельности во внеурочное время. Вместе с детьми воспитатель старается провести больше разнообразных мероприятий, сделать интересных дел. Педагоги используют такие методы работы со слабовидящими и незрячими детьми:

  • лекции;
  • беседы;
  • участие в конкурсах и концертах;
  • чтение и обсуждение литературы;
  • оформление стенгазет;
  • подготовка общешкольных праздников;
  • труд по самообслуживанию;
  • общественно-полезный труд;
  • изготовление пособий.

Когда дети работают в коллективе, у них развивается социальная активность и творческие навыки. Они учатся высказать свое мнение, оценивать сделанное, считаться с мнением других, быть ответственным за порученное дело. Эти навыки развиваются во время подготовки и проведения различных мероприятий.

При подготовке общешкольных мероприятий работа происходит по таким этапам:

  • Подбор материала. Дети самостоятельно подбирают сценки, стихи, игры, интересные ситуации и монологи. Педагогу необходимо учитывать состояние у них зрения.
  • Составление и обсуждение сценария. Этот этап должен пройти творчески. Дети могут вносить поправки, высказывать пожелания, творчески обрабатывать материал. Часто дети могут сделать очень существенные замечания, убедить старших людей.
  • Распределение ролей. Необходимо вместе с детьми обсудить, кому какая роль больше всего подходит. Некоторые дети желают играть энергичных героев, главные роли, любят выступать на публике, а другим больше нравятся роли второстепенные, с небольшим количеством слов и движений. Одни на всю мощь могут использовать свои способности, с удовольствием петь и танцевать. Другие комфортно себя чувствуют, когда помогают на сцене. Кто-то с трудом способен запомнить четыре строчки, а у кого-то хорошая память, и он может сам вести программу. При распределении ролей следует учитывать личностные особенности, желание и состояние здоровья детей.

Полезным бывает научить детей при подготовке мероприятия прослушать выразительное исполнение произведения воспитателем. Следует анализировать живую речь, работать над сценическим движением, мимикой и пантомимикой. Здесь открывается широкий простор инициативе, творчеству и самостоятельности.

После того, как ребенок получит положительную оценку и переживет чувство радости от сделанного всем коллективом, он чувствует сопричастность к общему делу. Он загорается желанием творить хорошее, доброе, высказывает пожелание в следующий раз участвовать в общем деле. Для детей-инвалидов по зрению принципиально важно, чтобы их излишне не опекали, понимали и принимали как равных.

Социальную реабилитацию инвалидов по зрению улучшает трудотерапия. Выполняя любой труд, дети учатся его любить, становятся более усидчивыми, настойчивыми и целеустремленными. Они проявляют инициативу, учатся выбирать оптимальные способы выполнения действий, стремятся доводить начатое дело до конца. Без таких качеств дальнейшая жизнь невозможна.

Но прежде чем ребенок начнет выполнять какую-либо работу, он должен получить определенную сумму знаний, показать, как он будет выполнять определенные действия. Так, например, для того, чтобы изготовить поделку, необходимо вначале со слабовидящими детьми собрать и рассмотреть природный материал. Затем педагогу необходимо показать, как сворачивать и закреплять на веточках листья. Только после этого дети могут выполнить такие действия самостоятельно. Важно в конце работы оценить целесообразность, своеобразие и индивидуальность труда. Детей обязательно необходимо похвалить и поблагодарить за выполненную работу.

В процессе психолого-педагогической реабилитации детей должны быть учтены следующие моменты:

  • состояние здоровья детей;
  • отклик на их просьбы и пожелания;
  • личностно-ориентированный подход;
  • использование специальных методов и приемов работы, интересных форм организации внеурочной деятельности.

Необходимо чаще хвалить детей, ведь это вызывает у них положительные эмоции и желание что-то хорошее сделать в следующий раз.

Проблемы формирования личности незрячего неотделимы от воп­росов практики социальной и социально-психологической реабилитации инвалидов по зрению. В теории и практике социальной реабилитации сформулирован принцип: реабилитация слепого - это, прежде всего, реа­билитация его как личности.

Однако, как отмечает Д.Э.Урлакис, исследований, в которых непосредственно изучались бы вопросы социализации и формирования лич­ности слепых и слабовидящих, чрезвычайно мало. В основном усилия различных авторов направлены на анализ различных аспектов реабили­тации взрослых инвалидов по зрению и исследований их личностных осо­бенностей в связи с проблемой реабилитации.

Социально-психологическая реабилитация рассматривается как вос­становление психических функций, процессов целостного адекватного поведения и личности врожденноослепшего и взрослоослепшего, нарушенных в результате потери зрения, осуществляемое психологическими средствами и методами1. Речь идет о том, что реабилитация направлена на адаптацию незрячего к своему окружению, и эта адаптация связана в первую очередь с особенностями личности незрячего. Выделяются три следующих аспекта. В первом случае речь идет о достижении мобильно­сти, самостоятельности, уверенности, т.е. выделяется операционально-деятельностная сторона реабилитации, связанная с формированием или восстановлением утраченных умений и навыков, необходимых незряче­му для самостоятельной жизни. Второй аспект связан с взаимодействи­ем незрячего со своим социальным окружением, с активностью этого ок­ружения по вовлечению его в коллективную и трудовую жизнь, т.е. в первую очередь со взаимоотношением зрячих и незрячего, с общением и др. Третий аспект адаптации связан с оценкой собственного положе­ния в обществе, с отношением к своему дефекту, с переживанием свое­го «Я». В целом же реабилитация в личностном плане выступает как про­блема становления внутренней саморегуляции личности.

О чрезвычайной важности выделенных аспектов адаптации личнос­ти для решения вопросов формирования личности детей и подростков с глубокими нарушениями зрения говорит тот факт, что по данным Т.С.Шалагиной, психолога школы восстановления трудоспособности (г. Волоколамск), 50% учащихся ШВТС - это выпускники школ для сле­пых детей. Они плохо обучены ориентировке в пространстве, стесняются использовать трость. Причиной неподготовленности к самостоятельной жизни этих людей является система обучения детей в интернате для сле­пых детей, создающая условия замкнутости, оторванности детей от реаль­ных жизненных проблем. Нарушено и их психо-сексуальное развитие, что связано с нивелирующими тенденциями воспитания мальчиков и де­вочек и ведет к маскулинизации черт характера у девочек и феминиза­ции черт характера у мальчиков.

Как показало исследование контингента учащихся IHBTC, имеющих врожденную слепоту, с помощью адаптированного личностного опрос­ника MMPI, можно выделить две группы лиц с различной степенью пси­хологической адаптации. Лица, относящиеся к первой группе, обладают хорошей психологической адаптацией. Они обладают приподнятым на­строением, повышенной словоохотливостью, разговорчивостью. Обычно

им свойственна переоценка своих сил и возможностей, что часто отра­жается в завышенной самооценке. Это тот тип личности, в структуре ко­торого выделяется фактор эмоциональной подвижности. Это выражается в том, что такие люди адекватно и гибко реагируют на изменения в со­циальной сфере и на отношение к ним окружающих. Они общительны, готовы помогать другим. В то же время в структуре их личности присут­ствует такой компонент, как ригидность. Это выражается в определен­ной стойкости аффекта.

В поведении этих лиц можно отметить черты обидчивости, повы­шенной психологической ранимости.

Вторая группа характеризуется как неадаптированная или малоадаптированная. Эти лица живут в состоянии внутреннего дискомфорта и конфликта, не поддающегося разрешению собственными силами. На пер­вый план у них выступают факторы тревожности и неуправляемости по­ведением. Эти люди часто застенчивы, скованны, «закомплексованы», у них отмечаются чувство страха, порождаемое внешними обстоятельства­ми, неуверенность в себе, своих силах и возможностях.

Психологические проблемы лиц этих групп связаны, по-видимому, с таким психологическим качеством, как тип каузальной атрибуции. В исследовании Г.Пуочяускене изучались типы каузальной атрибуции и степень реадаптации незрячих в их реальной деятельности: ориентация в пространстве, мобильность, самообслуживание, общение. Было обна­ружено, что средний и низкий уровни адаптации связаны с внешним типом каузальной атрибуции, а высший уровень адаптации - с внешним вариативным и внутренним (вариативным и стабильным) типами кау­зальной атрибуции.

Внутренняя каузальная атрибуция характеризуется как отношение субъекта к успехам и неудачам своей деятельности; локализация препят­ствий для успешного осуществления деятельности происходит внутри са­мой личности, а не вовне, в независимых от нее обстоятельствах. Г.Пуо­чяускене показывает, что именно развитие внутренней каузальной ат­рибуции является тем решающим условием, которое обеспечивает бла­гоприятное течение процесса реадаптации. Добавим, что указанное по­нимание внутренней каузальной атрибуции соответствует определенным структурам «образа Я» (в частности, переживанию своего дефекта) и свя­зано с таким личностным образованием, как уровень притязания.

Конечную цель психологической реабилитации сформулировал Т.Руппонен2. Ссылаясь на высказывание американского педагога, он сказал, что конечной целью реабилитации является достижение такого пси­хического состояния, когда человек воспринимает свой зрительный де­фект как одно из своих качеств, т.е. определенную индивидуальную ха­рактеристику, отличающую его от других, но не более того. Но дости­жение такого состояния возможно не только при определенной психо­логической работе с индивидом, а и при формировании адекватного от­ношения к нему со стороны социального окружения, что также требует определенной психологической поддержки широкого круга людей.

Вопросы отношений незрячего со своим социальным окружением в рамках проблемы социально-психологической реабилитации являются довольно острыми и не получившими еще своего разрешения. В.П.Гудонис вообще рассматривает отношение зрячих к слепому как основ­ную проблему социальной реабилитации именно в аспекте формирова­ния отношения зрячих к слепым. В массе зрячих (около 80% по дан­ным автора) бытует мнение, что незрячий - это обездоленный судьбой, беспомощный человек. По мнению В.П.Гудониса, такое восприятие не­зрячих связано с их изолированностью в обществе. Взрослые слепые объе­динены сетью УПП общества слепых, дети находятся в системе специа­лизированных учебно-воспитательных учреждений. Вследствие этого и в силу ряда других причин (в частности, отсутствие информации о жиз­ни слепых) у зрячих нет адекватного представления о возможностях сле­пых и элементарных знаний и навыков оказания конкретной помощи слепому человеку.

Особенностям межличностного восприятия слепых и зрячих было посвящено исследование В.Петренко и В. Вайшвилайте методами сис­тематического дифференциала Осгуда. Было установлено, что существу­ет связь между стереотипным восприятием слепого зрячими и теми оцен­ками, которые слепые ожидают от зрячих. В то же время слепые не иден­тифицируют себя со «стереотипным образом слепого», имеющимся у зря­чих. Сравнение представлений слепых и зрячих о мотивах поведения дру­гих людей также показало расхождение. Было обнаружено, что для не­зрячих категория альтруизма является более важной, чем для зрячих.

Исследованию социальных установок слепых по отношению к зря­чим и к себе было проведено А.Суславичюс3. Было показано, что имеет

место различие установок зрячих и слепых. Так, у зрячих можно выде­лить три группы социальных установок: 1) социальная установка игно­рирования слепых, избегания контактов с ними. Многие зрячие исхо­дят при этом из суждения, что слепым неприятен контакт со зрячи­ми; 2) псевдоположительная установка, которая сводится к тому, что зря­чие снисходительны в своем отношении к слепым, исходя из которой зрячие снижают требования к слепым, что может вести к ограничению активности слепых со стороны зрячих. Это часто отмечается в родительс­ких установках. Другим проявлением псевдоположительной установки яв­ляется нетактичное отношение зрячих, когда в присутствии слепого его начинают жалеть, расспрашивают его о дефекте и пр.; 3) адекватная со­циальная установка, которая включает в себя правильную оценку реаль­ных возможностей слепого, создание для него благоприятных условий раз­вития его способностей и достижения своих жизненных целей.

Установки слепых по отношению к зрячим также могут быть разде­лены на три типа: 1) социальная установка зависимости, т.е. с точки зре­ния слепого зрячие обязаны помогать слепому и многое делать за него; 2) установка избегания зрячих, предпочтение отдается общению с себе по­добными; 3) адекватная социальная установка, когда общение с други­ми людьми строится не на основе наличия или отсутствия у них зри­тельного дефекта.

Установка лиц с нарушением зрения по отношению к себе имеет свои особенности. В первую очередь это связано с оценкой своей вне­шности. При этом самооценка незрячими именно этого фактора зави­сит от критерия, который они используют: либо за точку отсчета берет­ся свое собственное представление о себе, построенное исходя из оцен­ки своего положения, либо происходит ориентация на внешние оценки, идущие от зрячих.

Оценка своей внешности является составной частью интегративной оценки самого себя. В этой связи очень важной является ссылка А.Сус­лавичюс на исследование Д.Джервиса (1960) самооценки слепых, пока­завшего, что слепые склонны относить себя к крайне положительным или крайне отрицательным значениям на шкале самооценки. Либо сле­пые считают себя неспособными к выполнению своих жизненных за­дач, либо их самооценка завышена, что проявляется в игнорировании факта слепоты и ее последствий.

Как отмечает Т.Руппонен, изменение в самооценке связано с адап­тацией к своему состоянию, а также с тем, что в процессе своего разви­тия дети с врожденной слепотой переживают несколько психологичес­ких кризисов, связанных с осознанием того, что они не такие, как мно­гие их сверстники. Особенно остро этот кризис переживается в подрос­тковом возрасте. Об этом же свидетельствуют и данные Т.Маевского, ко­торый показал, что в подростковом возрасте имеет место обострение нарушений социальных отношений в связи с тем, что дети начинают осоз­навать свой зрительный дефект.

Указанные факторы несовпадения социальных установок зрячих и слепых, их самооценки ставят особую проблему - выяснение положения незрячего в системе социальных межличностных отношений. Как пока­зало исследование Р.Бандзявичене, нарушение общения, вызванное сле­потой, является наиболее стрессогенным фактором, вызывающим к тому же наибольшее отрицательное переживание. Особенно затруднено обще­ние слепых со зрячими вследствие недостаточной психологической ком­петенции слепых и отсутствием у них необходимых навыков общения.

Приведенные выше факты особенностей личностного развития не­зрячих в аспекте их социально-психологической реабилитации ставят проблему предельно ранней реабилитации и проведения необходимой работы с детьми, имеющими глубокие нарушения зрения, в тот период, когда происходит активное формирование их личности. В этой связи, скорее речь должна идти не о реабилитации как таковой, т.е. восстанов­лении статуса инвалида по зрению, а о предупреждении возможных не­гативных изменений, о последовательной подготовке детей к самостоя­тельной жизни, т.е. речь должна идти об абилитационной работе.

Успешность социальной реабилитации (или абилитации, если вести речь о раннем процессе реабилитации) во многом зависит от того, какие личностные качества будут сформированы у детей, имеющих глубокие на­рушения зрения, к моменту их выхода в самостоятельную жизнь.

Как показывают вышеприведенные исследования, речь все же скорее должна идти не о качествах личности, а о целостной системе отношений личности. В нее включаются: 1) представления о себе самом, отношение к своему дефекту, отношение к другим людям; 2) отношение к жизненным целям, отношение к прошлому и будущему, отношение к жизненным цен­ностям; 3) отношение к непосредственному социальному окружению, от­ношения с другим полом. Указанные сферы отношений находят свое вы­ражение в формировании базовых структур личности: образа себя, направ­ленности личности и ее временной перспективы, отношений с другими.

Формирование этих основных личностных структур невозможно без самого главного и основного условия формирования личности ребенка -наличия возможностей для приобретения широкого социального опыта. В первую очередь получение такого опыта возможно лишь в широком коммуникационном пространстве ребенка со взрослым. Взаимодействуя со взрослым, а потом и со сверстниками, ребенок получает разнообраз­ный опыт, который приводит к формированию дифференцированной системы отношений личности.

Особое значение в формировании личности имеет система отноше­ний к ребенку в раннем и дошкольном детстве.

Влияние различных типов отношений в семье на развитие личност­ных качеств слепого и слабовидящего ребенка изучалось Г.А.Буткиной и С.М.Хорош.

Из всего многообразия возможных типов взаимоотношений в семье, создавших как благоприятные, так и неблагоприятные условия для оп­тимального развития ребенка, мы выделяем для рассмотрения три типа неблагополучно складывающихся внутрисемейных отношений, воспиты­вающих у ребенка нежелательные личностные качества.

Существенную психолого-педагогическую проблему представляет воспитание слепого ребенка в атмосфере чрезмерной заботы. Взрослые члены семьи его ни к чему не приучают, предохраняют от малейшего усилия, предупреждая любое его желание. Довольно часто излишняя опе­ка сопровождается и чрезмерным проявлением любви к слепому ребен­ку, захваливанием, переоценкой способностей ребенка.

При таком характере взаимоотношений не авторитет взрослых, ра­зумно учитывающих волю и желания слепого ребенка, руководит им, а наоборот, ребенок начинает вести взаимоотношения, диктуя свою волю. Слепой ребенок превращается в избалованное, эгоистичное существо, совершенно не готовое к будущей самостоятельной жизни. У него фор­мируется чисто потребительская психология, тормозится образование не­обходимых качеств личности, таких как трудолюбие, самостоятельность, чувство личной ответственности и инициативы, возникают препятствия для формирования важнейших личностных образований: воли и эмоци­ональной сопротивляемости к различным жизненным препятствиям.

Второй вариант внутрисемейного общения, приводящий к формиро­ванию негативных качеств личности слепого, определяется чрезмерно по­давляющим, деспотическим поведением родителей в отношениях со своим ребенком. На первое место родители ставят строгость, твердость и жест­кость. При этом они, как правило, игнорируют трудности детей, вызван­ные нарушениями зрения. Практика наказаний, угроз держит детей в по­стоянном напряжении, подавляет и травмирует их. Покоряясь воле взрос­лого, у ребенка развивается чувство скрытой или открытой неприязни и, если он чувствует свою безнаказанность, переходит к открытому неповино­вению. Другие замыкаются, предаются мечтаниям и фантазиям. Авторитар­ные родители страдают эмоциональной «глухотой», что делает их неспособ­ными к сопереживанию детского горя или радости и существенно затруд­няет их понимание той субъективной жизненной ситуации, в которой нахо­дится слепой ребенок, а также понимание его потребностей и интересов.

Ребенок либо растет несамостоятельным, подавленным, часто задер­ганным и малоинициативным, либо вступает на путь непрерывного хро­нического конфликта, у него развивается открытая или скрытая агрес­сивность.

Третий тип неблагополучного внутрисемейного общения характери­зуется общим эмоциональным отчуждением членов семьи и родителей к ребенку с нарушениями зрения, что приводит к отсутствию взаимопо­нимания между ними, к разрыву их духовной близости. Слепой ребенок в такой семье живет узкими интересами, замкнувшись в своем внутрен­нем мире, в который он не допускает родителей. У него не формируется потребность в общении как с членами семьи, так и с другими окружаю­щими людьми.

Обстановка эмоционального отчуждения ранит слепого ребенка не меньше, а даже больше, чем явная открытая неприязнь к своему ребен­ку из-за его слепоты, своей ложно понимаемой вины перед ним и т.д. Такой тип общения со взрослыми создает и обостряет у ребенка чувство неполноценности и ненужности, создает у него раннюю глубокую тре­вожность и такой ребенок в конце концов не сможет развить в себе адек­ватное чувство собственного достоинства. Его самооценка неадекватно

занижена.

Условия жизни слепых детей, которые в период обучения долгое вре­мя проживают в школе-интернате, соответствуют жестко ограниченной и структурированной коммуникационной среде. Они характеризуются чрезвычайно стабильной по составу, устойчивой по распределению со­циальных ролей средой сверстников, ограниченным числом взрослых, с которыми может взаимодействовать слепой ребенок. Общение взрослых и детей в этих условиях скорее строится по формальным принципам, а не по индивидуально варьирующимся эмоциональным.

Таким образом, психолого-педагогические условия, в которых ока­зывается ребенок, имеющий глубокие нарушения зрения, влияют на про­цесс формирования его личности.

Исследования глубинных структур личности подростков и старших школьников с нарушением зрения (Р.А.Курбанов, А.М.Виленская) про­водились по проективным методикам: метод неоконченных предложе­ний, метод самооценки Дембо-Рубинштейн и метод определения уров­ня притязаний. Результаты анализа материалов показывают много об­щего и различного между подростками и старшеклассниками. Анализ уровня притязаний подростков показывает тенденцию занижения уров­ня притязаний по сравнению с нормально видящими. Это же характер­но и для незрячих старшеклассников. При этом среди группы подрост­ков с нарушением зрения имеется большой диапазон колебаний в уров­нях притязаний, отмечается также тенденция снижения числа адекват­ных выборов при переходе от идеального к реальному уровню притязаний. К тому же их уровень притязаний менее устойчив. Стратегия ис­следования уровня притязаний у старших школьников позволяла про­следить, как испытуемый строит свое поведение при движении от од­ной промежуточной цели к другой и как на него влияет успех или неуспех.

Незрячие старшие школьники лучше всего выполняли задание на запоминание и испытывали серьезные трудности при решении задач, тре­бующих общих знаний. Это свидетельствует о неумении незрячих школь­ников пользоваться информацией, содержащейся в книгах, журналах, радиопередачах, неумении найти в своей памяти необходимый материал для решения задач.

Уровень притязаний незрячих учащихся оказался несколько ниже, чем у нормально видящих школьников. Кроме того, если наибольшее число выборов зрячих лежит в зоне максимально сложных задач, то у незрячих - в зоне наименьшей сложности при достаточно высокой са­мооценке. Это говорит об их неуверенности в себе, о неблагоприятном личностном развитии. Сочетание невысокой самооценки и уровня при­тязаний свидетельствует также о том, что незрячих в большинстве слу­чаев удовлетворяет средний уровень развития.

Внутренняя картина личности незрячих старшеклассников выяв­ляется при сложившемся анализе системы ценностей, представлений о себе и своем дефекте о месте среди зрячих. Большинство неадекватно относится к своему дефекту, игнорируя или вытесняя его.

Для незрячих подростков личностно значимыми являются сферы отношения к сверстникам, своим соученикам, отношение к близким взрослым, отношение к своему дефекту.

Особое место занимают сферы, отношение к которым еще не сформировалось или же оно противоречиво, амбивалентно, так что суммарная оценка этой сферы составляет ноль. Для незрячих подро­стков такими сферами были сферы отношения к семье, отношения к прошлому, к друзьям.

Особое внимание было уделено результатам, полученным по шкале «здоровье», поскольку при обсуждении с испытуемыми этой шкалы зат­рагивались вопросы, связанные с отношением к своему дефекту, с от­ношением к зрячим и своему месту в среде зрячих.

Результаты анализа этой методики показывают, что дети этих воз­растов еще недостаточно адекватно оценивают себя и свое место в среде зрячих. Имеется тенденция к завышению самооценки по этой шкале, когда подросток помещает себя значительно выше середины, а в беседе признается, что нарушение зрения не связано со здоровьем, либо резко занижает самооценку, помещая себя на шкале ниже середины и моти­вируя это тем, что нарушение зрения является серьезнейшей помехой для улучшения здоровья.

Следует отметить, что для незрячих подростков характерна та же тен­денция занижения самооценки в связи с наличием у них зрительного дефекта и при оценивании себя по другим шкалам, особенно по шкале «счастье».

Наибольшую ценность для незрячих старшеклассников представля­ют такие качества, как целеустремленность, умение добиваться постав­ленной цели. Однако, называя их, они не раскрывают и не формули­руют пути и способы их достижения. Привлекательными чертами харак­тера в людях и в себе они считают терпимость, умение сдерживать себя в конфликтных ситуациях.

Результаты исследования показали также, что у незрячих старшек­лассников значительное место занимают сознание вины, страхи и опа­сения. У большинства они связаны с «социальными страхами» общения с другими людьми.

В сфере личности незрячих старшеклассников проявляется двой­ственное отношение к половой жизни. Оно связано со страхами и опа­сениями, с сознанием вины и поэтому является источником сильных внутренних конфликтов.

При анализе отношения к своему дефекту учащиеся сравнивают себя со зрячими, хотят доказать, что они лучше их. В этом также проявляются глубокие внутренние конфликты и неадекватность поведения.

Таким образом, исследования показали, что уровень притязаний и самооценки незрячих школьников несколько ниже и менее устойчив по сравнению со зрячими, не сформировано адекватное отношение к свое­му дефекту, общение протекает в форме монолога, что затрудняет их кон­такты с другими людьми; основными смысловыми сферами личности яв­ляются сознание вины, отношение к половой жизни. Это с большой обоснованностью позволяет ставить вопрос о необходимости проведения се­рьезной психокоррекционной работы.

Абилитация и реабилитация слепых и слабовидящих детей в пер­вую очередь требует умений, навыков, способностей детей к работе в среде зрячих. Уже это с необходимостью потребовало усилить вни­мание к обучению слепых и слабовидящих, к умениям не только ори­ентироваться в ограниченном знакомом пространстве, но и свобод­но и самостоятельно осваивать новые и незнакомые пространства, ис­пользуя специальные знания, которым их необходимо научить в шко­ле. Особого внимания заслуживает проблема ориентации среди лю­дей и в быту.

Значительно больше внимания должно уделяться формированию целого ряда свойств личности: упорства в преодолении трудностей, на­стойчивости в достижении цели. Чрезмерная опека как дома, так и в интернате способствовала формированию черт иждивенчества.