Личностные качества фгос. Фгос – ориентир на воспитание и развитие личности. Фгос - это совокупность трёх систем требований

«Личность подростка» - Следует дать свободу подростку. Внешний облик подростка. Уважайте в подростке личность. В доме должна быть радостная обстановка. Противоречивость и двойственность положения подростка. Безмерная родительская любовь, Личность подростка и семья. Черты характера, проявляющиеся в подростковом возрасте: должна быть в семье.

«Структура личности» - «Биологическое и социальное в структуре личности». 1. Конституционально-антропометрическая стратегия изучения строения личности. Одни включают биологическую организацию человека в понятие личности. Свойства связываются в соответствии, как утверждал А.Г.Ковалёв, с требованиями деятельности. 5. Поведенческо-интеракционистская стратегия изучения организации личности.

«Биография личности» - Свобода не в том, чтоб не сдерживать себя, а в том, чтоб владеть собой. Содержание программы по изучению биографического материала. Как хороша жизнь, когда что-нибудь сделаешь хорошее и правдивое. Афоризмы Достоевского. Я не хочу и не могу верить, чтобы зло было нормальным состоянием людей. Возрастные особенности учащихся при восприятии биографического материала.

«Личность Сталина» - В период жизни Сталина и впоследствии в энциклопедиях, справочниках и биографиях днём рождения И. В. Сталина была обозначена дата - 9 (21) декабря 1879. Юность. Ольга КУЧКИНА. Как личность. Певицы Вера Давыдова (1) и Наталия Шпиллер (2), балерина Ольга Лепешинская (3). И.В. Сталин. В сентябре 1894 года Иосиф, блестяще сдав приёмные экзамены, был зачислен в православную Тифлисскую духовную семинарию.

«Личность Лермонтова» - Дом-музей М.Ю.Лермонтова в Тарханах. Кавказ. Какие виды рифм вам известны? «Парус». Стихотворение «Парус»». Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. Личность поэта. Акварель Лермонтова. Урок-путешествие по теме «М.Ю.Лермонтов. Памятник над могилой М.Ю.Лермонтова. «Крестовая гора» - одна из лучших работ М.Ю.Лермонтова. 1837 год.

«Творческая личность» - Гениальность характеризует собой вершину развития творческих способностей личности. Личность не просто имеет устойчивые творческие достижения, а далеко превосходит достижения современников в определенной сфере творческой деятельности. Настоящий лидер побеждает своего конкурента дважды: вначале интеллектуально и морально, затем реально!

Обратимся к тексту ФГОС основного общего образования. Важность проблемы духовно-нравственного развития и воспитания обучающегося подтверждается следующими аргументами (цитатами).
Аргумент 1. Стандарт направлен на обеспечение

  • формирования российской гражданской идентичности обучающихся;
  • единства образовательного пространства Российской Федерации; сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Российской Федерации, возможности получения основного общего образования на родном языке, овладения духовными ценностями и культурой многонационального народа России;
  • духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья и т.п.
Аргумент 2. В соответствии со ФГОС на ступени основного общего образования осуществляется:
  • становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
  • духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
  • укрепление физического и духовного здоровья обучающихся и др.
Аргумент 3. Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):
  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
Аргумент 4. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Личностные результаты направлены на:

  • самоопределение : внутренняя позиция школьника; самоидентификация; самоуважение и самооценка;
  • смыслообразование : мотивация (учебная, социальная); границы собственного знания и «незнания»;
  • ценностную и морально-этическую ориентацию : ориентацию на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Для справки:
Децентрация (в психологии развития) [лат. de - от + centrum - центр] - преодоление центрации (эгоцентризма), т.е. видения мира только со своей точки зрения и невозможности учитывать точку зрения других лиц на те же явления и предметы.

Задание для самостоятельной работы:

Еще раз обратите свое внимание на текст ФГОС. Вам предлагается классифицировать предложенный перечень личностных результатов в соответствии с указанными выше типологическими признаками. И на это есть веская причина.
В частности, как показывает практика, у большинства педагогов личностные результаты ассоциируются с морально-нравственными установками и характеристиками учащихся. И это очень серьезное заблуждение... Поскольку значительная часть личностных результатов характеризует личностную позицию школьника (самоопределение: кто я?) и его осмысленное отношение к выбранной позиции (смыслообразование: зачем мне надо учиться в школе, заниматься самообразованием, повышать свой уровень культуры...?).
Поскольку наш тренинг ориентирован на осмысленное и даже рефлексивное прочтение ФГОС, нам видится такое уточнение весьма значительным, поскольку вся деятельность педагога по сути своей должна быть ориентирована на осознание школьником социальной роли учащегося (не потребителя знаний, а исследователя!), повышения мотивации к учебно-познавательной деятельности, на вовлечение школьников в процесс оценивания результатов продуктивной деятельности. А в результате этого как раз и формируются личностные качества, ориентированные на самоопределение и смыслообразование...

Итак, личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать :

  1. воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  2. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  3. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  4. формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
  5. освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
  6. развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  7. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  8. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
  9. формирование основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  10. осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  11. развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческой личности в условиях реализации ФГОС нового поколения.

А. А. Салин, учитель ОБЖ МБОУ СОШ №1 г. Пушкино

«…не давать образцов, ставить ребенка в ситуацию, где его привычные способы действия с очевидностью непригодны и мотивировать поиск существенных особенностей новой ситуации, в которой надо действовать – вот основания нетрадиционной педагогики, основанной на психологической теории учебной деятельности…»

Г. А. Цукерман, доктор псих. наук

Наш век открыл возможность творить во всех областях человеческой деятельности: искусстве, политике, технике, науке и т. д. Причём основным критерием творчества стала новизна. В настоящее время понятие творчества включает процесс творчества в сознании творца и действительности и результат этого процесса.

С внедрением ФГОС второго поколения проблема одаренности становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Происходящий в последнее время рост объема информации требует изменения подходов к содержанию и условиям образовательной деятельности, развивающей интеллект и способности школьников.

В основе творчества - открытость личности миру, в том числе иным возможным мирам. Такая личность более восприимчива к любой внешней информации: природной, социальной, культурной. Природные и культурные процессы ведут творческую личность своими путями, заставляя её переживать и решать все возникающие напряжения как свои проблемы.

В настоящее время, принципиально новая общественная, социально-экономическая ситуация в России требует развития в человеке таких личностных качеств, которые помогли бы ему не просто выжить в условиях сложного современного общества, но и стать активным субъектом общественной жизни, способным творчески преобразовывать действительность, используя весь спектр своих возможностей.

Формирование нового общественного мировоззрения требует личность, глубоко знающую себя и владеющую собой, активно проявляющую свою индивидуальность. Развитие такой личности связано с процессом саморазвития и творческой реализации. Однако традиционное образование, основной целью которого является формирование "систематизированных знаний, умений и навыков" не способно создать условий для гармоничного развития личности, и в основном направлено на подготовку обезличенных молодых квалифицированных кадров.

Преобладание урочной формы занятий и репродуктивных методов обучения, трансляция чисто объективных знаний и способов деятельности приводит к тому, что учащиеся не могут проявить себя в соответствующих областях культуры и не развиваются как творческие личности. В такой ситуации основным способом взаимодействия ребенка с внешним миром становится поглощение информации о нем, что при стремительном возрастании ее объема приводит к физической и психической перегрузке учащихся и, как следствие, возникновения у них различных психосоматических расстройств. Молодым людям, воспитанным в таких условиях, свойственна низкая культура, ригидность поведения и мышления, социальная пассивность и безответственность, повышенная тревожность и неуверенность в завтрашнем дне. В связи с этим возникает необходимость развития базовой культуры личности, которая предполагает поиск таких методов и средств, которые бы позволили преодолеть отчужденность и потребительское отношение ребенка, развить его лучшие личностные качества и востребовать его творческий потенциал.

Таким образом, основной целью работы школы в новых условиях является создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая тех, чья одаренность в настоящий момент может быть еще не проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей. Задачи раннего выявления, а затем обучения и воспитания одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования.

Творчество детей - естественный компонент их развития. В дошкольном возрасте, когда наступает период самоутверждения через преодоление отдельных культурных стереотипов, возникновение вариативного мышления, ребёнок обнаруживает и раскрывает много возможностей для творчества, легко создаёт один вариант творческого продукта за другим. Все они для него равноценны. Но малыш ещё не может отделить удачный вариант от неудачного, т. е. не способен к критической, культурной оценке плодов своей деятельности. Настоящее творчество ему недоступно, так как предполагает отбор и отсев вариантов с позиции вкуса, диалог с культурой. Сочинительство ребёнка, ещё не столкнувшегося со школьной реальностью, «беззаботно, оно равнодушно к норме и менее всего предполагает слух другого». Важная особенность детского творчества - его всеобщий характер. Все дети творят - в этом возрасте удивляет не творчество, а его отсутствие.

Не секрет, что многие родители без понимания, а иногда с выраженным неприятием и агрессией относятся к детским фантазиям - первым проявлениям творчества. Следствие слишком жёсткой внешней «дрессуры» ребёнка (раньше, чем сформировались структуры его собственного «Я», способные противостоять давлению извне, что происходит примерно в трёхлетнем возрасте) - отсутствие творчества. Это сигнал серьёзного отклонения от нормального развития. Нельзя, конечно, однозначно предрекать судьбу таких детей, но в жизни им придётся трудно. Насколько в дальнейшем судьба человека окажется связана с творчеством, зависит от взаимодействия личности с культурой. Постепенно «наивное» творчество ребёнка сменяется (или становится) взрослым творчеством, т. е. выходит за рамки индивидуальности и вступает в диалог с внешним миром.

Результаты диалога с культурой бывают разными. В отличие от детей далеко не у каждого взрослого обнаруживаются проявления творчества. Напротив, уже к моменту вступления во взрослую жизнь чаще всего оказывается, что индивидуальность, творчество, самобытность блокированы, подавлены. Так происходит, если семья, школа, окружающая среда в целом воспринимают их с неодобрением и непониманием.

Утверждение творчества во взрослой жизни - путь борьбы с трудностями. И взрослому человеку, выбирающему творческий образ жизни, и одарённому ребёнку приходится справляться со страхами, тревогами, другими эмоционально-личностными проблемами.

Психология творчества - молодая отрасль знания, в которой мифов и предрассудков не меньше, чем достоверных сведений. Даже самое определение того, что такое творчество, вызывает трудности. Усваивая любое новое знание, мы не просто механически добавляем его к предшествующему. Новая информация, вступая в контакт с прежним опытом человека, полностью перестраивает уже имеющиеся знания и представления. Таким образом, любое познание - творческий процесс, и творческое начало совершенно необходимо каждому человеку для успешного функционирования его интеллекта и мышления.

В той или иной мере все мы творцы, но жизнь складывается так, что по настоящему развить эту способность удаётся немногим. В школе от ученика ждут не творческого, оригинального, а лишь «правильного» ответа. На производстве работник, как правило, должен выполнять определённые, заранее предписанные обязанности. Да и сам человек часто боится собственных неожиданных, нестандартных решений, ведь они всегда связаны с риском ошибиться и оказаться предметом насмешек окружающих. Решить эту проблему можно путем оказания педагогической поддержки. Причем, не только одаренным ученикам, но и многочисленным «рядовым» - как показывает практика, они охотно включаются в исследовательскую игру, стремясь занять свое место рядом с более интеллектуально одаренными одноклассниками.

Суть педагогической поддержки заключается в содействии ученику в его начинаниях, первых робких, неуверенных действиях: педагог их позитивно оценивает, одобряет, если надо, встает на сторону ученика, формирует положительное общественное мнение, защищает его права. Сущность педагогической поддержки может быть понята и шире как создание безопасной среды, благоприятного эмоционального фона, развивающей среды. Очень часто учитель должен защитить такого ребенка от него самого, от его неуверенности, от его комплексов, от внутренних противоречий, и конфликтов, возникающих в процессе обучения и терзающих его

Многие психологи убеждены, что стоит избавить человека от внешних и внутренних барьеров, от страхов и стереотипов, как заключённый в нём творец освободится. Эти идеи легли в основу метода мозгового штурма, суть которого - раскрепощённое фонтанирование идей. Исследования показали, что развитию творческих способностей детей и взрослых помогают любые задачи на дивергентное мышление - такие, в которых нужно найти не один, а как можно больше разнообразных и оригинальных ответов. Полезно составлять фразы и тексты из заданного набора слов, строить изображение из геометрических фигур, играть в «закорючки», дорисовывая картину по одному росчерку.

В качестве психоэмоциональной разгрузки во время урока, можно дать ученику задание: например, найти, среди окружающих его вещей, максимальное количество предметов с одной (двумя, множеством) осью симметрии, или название которых начинается на определённую букву (с названием, состоящим из стольких-то букв), или созданных в течение последнего века, или пригодных для того, чтобы колоть орехи (быть подарком, служить мерой длины, веса)...

Творцов с детства отличает то, что они не боятся дивергентных задач . Так условно называются задачи, имеющие не один, а множество правильных ответов. В дивергентных задачах конечный мыслительный продукт (ответы) не выводится напрямую из условий. Решение их требует поиска разных подходов, допускает и частично предполагает их сопоставление. А невыводимость ответов из самого условия и проявляющаяся таким образом недосказанность требуют не просто мобилизации и объединения уже полученных знаний, а интуиции, озарения.

Дивергентное мышление , это метод творческого мышления , который заключается в поиске множества решений одной и той же проблемы. Люди, не склонные к творчеству, исследовательскому поведению, предпочитают задачи, имеющие ясные алгоритмы решения и один-единственный правильный ответ. Ситуации неопределенности, с неизбежностью возникающие при решении дивергентных задач, их раздражают и даже пугают. Способность решать дивергентные задачи - важнейшее условие успеха в творческой деятельности: научном поиске, создании произведений искусства, руководящей работе, предпринимательстве. Если задуматься, именно таковы практически все важные задачи, решаемые человеком в жизни: Какую избрать профессию? Где жить? Как общаться с окружающими? С кем создавать семью? Как отдыхать?

При традиционном, в особенности для отечественного образования, подходе, задачи дивергентного типа - большая редкость в обучении. Практически все задачи, используемые в традиционном обучении, относятся к числу конвергентных, то есть условия задачи предполагают существование лишь одного, единственно верного ответа, который может быть вычислен путем строгих, логических рассуждений на основе использования усвоенных правил и алгоритмов (законы, теоремы и др.).

Интересный вид дивергентных задач - поиск причин событий. За основу берётся как реальная ситуация, так и любая случайная фраза. Фраза может быть построена с учетом исследуемой на уроке проблемы. Задаёмся вопросом: «Почему?» (…в сухой безводной пустыне идет дождь; …в этом году в лесах было много грибов; …лето зеленое, зима белая а небо - голубое...) - и пытаемся ответить. Можно найти для учащихся проблему, которая имеет множество правильных решений, поощрять их в фиксировании и записи всех мыслей и идей, которые приходят в голову, независимо от того, насколько они являются «дикими», непрактичными и сумасшедшими. Можно оценить не только качество ответов, но и их количество, воздерживаться от критики и оценки идей, пока они не перестанут поступать.

Способность к ассоциированию развивают задания, предлагающие подобрать существительные к прилагательному. «Например, тёплый - лето, солнце, котёнок, цвет, взаимоотношения; холодный - айсберг, утро, расставание, север. Или придумать разноплановые сравнения: дождь похож на водопад, на душ, на слёзы, на музыку, на барабанную дробь, на время (потому что идёт), на колыбельную (убаюкивает), на приговор (отменяет прогулку), на муху (надоедает), на воспоминание (навевает грусть)».

Дивергентное мышление хорошо развивается при работе с конструктором - конечно, если собирать модели не по готовому образцу, а изобретать что-нибудь своё. Например, из деталей технического конструктора сделать фигурки животных или цветов, а грузовик или самолёт попытаться собрать из строительного набора. Вообще нестандартное использование материалов открывает большие перспективы для творчества. Можно рисовать крупой, создавать картины из цветных обрезков бумаги и ткани, мастерить игрушки или скульптуры из пластиковых бутылок, писать поздравление с днём рождения конфетами или монетками.

Любое сочинительство, серьёзное или нет, идёт на благо. Полезно писать стихи и сказки, шуточные поздравления и письма, играть в буриме, придумывать вместе с друзьями истории. Развивают и задания с трудными условиями (составить рассказ из одних только существительных, или из слов, начинающихся на одну букву, или включающий как можно больше фразеологизмов).

Сегодня есть компьютерные программы, позволяющие делать мультфильмы, создавать причудливые коллажи, писать музыку. Выходит много книг с творческими заданиями, развивающими играми, которые помогают весело и полезно провести время в компании. Все это можно использовать в проектной деятельности – выполнение задания принесет не только практическую пользу ученику, но доставит ему удовольствие от процесса работы, даст возможность почувствовать себя создателем.

Дети в традиционной школе имеют мало возможностей применять разные подходы и предлагать различные решения учебных задач. Поэтому, если ввести проектирование или участвовать в конкурсах не получается, необходимо использовать каждую возможность во время урока, при изучении той или иной темы для развития творческого потенциала учащихся. Это можно воплощать в жизнь, не отходя от традиционных учебных программ, используя на обычных уроках упражнения, направленные как на развитие конвергентного мышления, так и дивергентного.

В настоящее время, реализация ФГОС второго поколения создаёт возможности для развития одаренности и творческого потенциала личности школьника, а также условия для творческой самореализации педагогов.

Практически каждый предмет школьной программы может быть использован, как площадка для выявления и поддержки креативных учеников, развития и закрепления их творческого потенциала. Кроме того, изменяя тактику преподавания учебных дисциплин можно существенно улучшить показатели общей успеваемости, не выходя при этом за рамки учебного плана.

Для изучения динамики развития творческой личности ученика лучше всего применять сопоставление креативного или дивергентного (творческого) мышления и традиционного конвергентного мышления. В соответствии с таким подходом ответы учащихся оцениваются по следующим основным критериям: степени точности ответа, степени подробности, скорости (кто раньше), аккуратности и степени соответствия установленной форме ответа (при письменных заданиях).

Творчески относиться к делу значит выполнять его качественно, на более высоком уровне. Творчество - это постоянное совершенствование и прогресс в любой деятельности, без радости творчества наша жизнь превращается в скуку и рутину. Творческий человек всегда чем-то увлечён, от творческих возможностей зависит его жизненный уровень.

Творческая деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся, она повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. А педагоги, участвуя в деятельности инновационных площадок, развивают свою профессиональную компетентность.

Список литературы

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество. - М.: «Просвещение», 1991. – 93 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология. - М: Издательство «ЭКСМО – Пресс», 2000. – 1008
  3. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. http://sbiblio.com/biblio/archive/druginin_psih/04.aspx
  4. Лейтес, Н.С. Способности и одаренность в детские годы [Текст] / Возрастная психология: хрестоматия: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов. – 6-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. 624 с.
  5. Теплов Б. М. Проблемы индивидуальных различий // Способности и одаренность. - М.: Знание, 1961. - с. 9-20.
  6. Тралкова Н. Е. Решение дивергентных задач детьми с синдромом Аспергера и одаренными детьми // Молодые ученые - московскому образованию: материалы VI городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего образования городского подчинения. - М., 2007.

С 2011-2012 учебного года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО).

ФГОС - это совокупность трёх систем требований:

  • требований к результату образования;
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • требований к условиям реализации стандарта (финансы, кадры, информационное сопровождение, материально-техническая база и пр.)

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что здесь целью выступает не предметный, а личностный результат. Т.е. важна сама личность ребёнка и её развитие в процессе обучения, а не сумма знаний, умений и навыков, накопленная за годы обучения в школе.

Переступив порог школы, первоклассник попадает в совершенно непривычный для него мир, приобретает новый статус - становится учеником. Под влиянием этого меняются отношение и требования к нему со стороны взрослых, иными становятся его собственное отношение к окружающему миру, людям, самому себе, уклад и ритм жизни, а главное, на смену игре - ведущей деятельности дошкольного возраста - приходит учебная деятельность.

И отличительной чертой новых ФГОС НОО является деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося, т.е. формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения, главным становится - умения самостоятельно обновлять и совершенствовать своё образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Первоклассник должен органично войти в новую социальную ситуацию, естественно и с малыми “затратами” приобрести новый статус - статус ученика, постепенно овладеть умениями и навыками новой деятельности - учения, сохранив и преумножив при этом достижения дошкольного периода развития.

В исследованиях Давыдова В.В. и Эльконина Д.Б. показано, что одним из важнейших компонентов учебной деятельности является учебная задача. В основе учебной задачи лежит учебная проблема, представляющая собой теоретическое разрешение противоречий. Учебная задача решается с помощью учебных действий - следующего компонента учебной деятельности. Учебные действия направлены на поиск и выделение общих способов решения, какого-либо класса задач.

Третьим компонентом учебной деятельности являются действия самоконтроля и самооценки. Ее содержанием выступает состояние практических умений и моральных качеств ребенка, выражающихся в подчинении нормам поведения, установленным в коллектив. В этих действиях ребенок направлен как бы на самого себя. Их результатом являются изменения самого познающего субъекта. С поступлением ребенка в школу учебная деятельность не дана ему в готовой форме. В построении учебной деятельности заключается задача начальной школы. Трудность заключается в том, что мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с содержанием учебной деятельности. Поскольку мотив и содержание учебной деятельности не соответствуют друг другу, мотив постепенно начинает терять силу, он не работает иногда и к началу второго класса.

Процесс учения должен быть построен так, чтобы его мотив был связан с собственным, внутренним содержанием предмета усвоения. Здесь же можно отметить, что неотъемлемой частью новых ФГОС НОО являются универсальные учебные действия (УУД). Под УДД понимают «общеучебные умения», «надпредметные действия», «общие способы деятельности» и.т.п.

Важным элементом формирования УУД учащихся начальной школы являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ - компетентность). Использование ИКТ в учебном процессе начальной школы указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Исследования показывают, что к шести-семи годам ребенок достигает определенного уровня зрелости, у него складывается о себе представления как о члене общества ("я в глазах постороннего взрослого"), осознание социальной значимости своих индивидуальных качеств и социального положения. В исследованиях Божович Л.И. новообразование, возникающее на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста, а именно у первоклассников представляет собой сплав двух потребностей - познавательной и потребности в общении с взрослыми на новом уровне. Именно сочетание этих двух потребностей позволяет ребенку включиться в учебный процесс в качестве субъекта деятельности, что выражается в сознательном формировании и исполнении намерений и целей.

Появление такого стремления подготавливается всем ходом психического развития ребенка и возникает на том уровне, когда ему становится доступным осознание себя не только как субъекта действия (что было характерным для предшествующего этапа развития), но и как субъекта в системе человеческих отношений. Это становится возможным к концу дошкольного возраста на основе целого ряда психических новообразований, возникающих в процессе социализации ребенка. Он объективно представляет собой уже достаточно устойчивую интегративную систему и способен в специфической для своего возраста форме осознать себя в этом качестве и дать отчет в своем отношении к окружающему. Иначе говоря, у ребенка проявляется осознание своего социального Я.

Изменение внешней позиции влечёт за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится не важным, второстепенным, а то, что связано с учёбой становится приоритетным, более ценным.

Какие же требования к результатам учащихся, устанавливают новые ФГОС НОО?

В рамках новых ФГОС требования к результатам обучения сформулированы в 3 компонентах:

  • личностных, которые включают способность и готовность учащихся к саморазвитию, их ценностно-смысловые установки, сформированность мотивации к обучению и познанию, индивидуально-личностные позиции учащихся, социальные компетенции, личностные качества, сформированность основ гражданской идентичности;
  • метапредметных, которые включают освоение УУД (познавательных, регулятивных и коммуникативных) и обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и метапредметными понятиями;
  • предметных, которые включают освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

Образовательные стандарты второго поколения предъявляют новые требования и к системе . Из новых подходов к организации учебного процесса можно выделить конструирование, решение проектных задач, которые являются своего рода стартом для проектной деятельности в дальнейшем обучении. Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах.

В раннем детстве деятельность ребенка осуществляется преимущественно в сотрудничестве со взрослыми; в дошкольном возрасте ребенок становится способным самостоятельно удовлетворять многие свои потребности и желания. В результате совместная деятельность его со взрослыми как бы распадается, вместе с чем ослабевает и непосредственная слитность его существования с жизнью и деятельностью взрослых людей. Однако взрослые продолжают оставаться постоянным, притягательным центром, вокруг которого строится жизнь ребенка. Это порождает у детей потребность участвовать в жизни взрослых, действовать по их образцу. При этом они хотят не только воспроизводить отдельные действия взрослого, но и подражать всем сложным формам его деятельности, его поступкам, его взаимоотношениям с другими людьми, - словом, всему образу жизни взрослых людей.

В условиях повседневного поведения и общения со взрослыми, а также в практике ролевой игры, у ребенка-дошкольника формируется обобщенное знание многих социальных норм. Первоклассники же, взаимодействуя в группах, уже понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, распределять обязанности, вырабатывать общую стратегию решения задачи, осуществлять взаимопомощь.

Первоклассник приходит в школу с первыми этическими нормами поведения, моральными переживаниями, с первоначальным представлением чувства долга и ответственности. Эти знания еще до конца неосознаваемы ребенком и непосредственно спаяны с его положительными и отрицательными эмоциональными переживаниями. Первые этические инстанции представляют собой, пока еще относительно простые системные образования, являющиеся зародышами нравственных чувств, на основе которых в дальнейшем формируются уже вполне зрелые нравственные чувства и убеждения.

Нравственное формирование ребенка тесно связано с изменением характера его взаимоотношений со взрослыми и рождением у него на этой основе нравственных представлений и чувств, названных Выготским Л.С. внутренними этическими инстанциями. Эльконин Д.Б. связывает возникновение этических инстанций с изменением взаимоотношений между взрослыми и детьми. Возникновение чувства долга во взаимоотношениях с другими людьми (взрослыми, сверстниками) и формирование чувства долга в качестве мотива деятельности имеет важнейшее значение деятельности с правилами, какой является школьное обучение.

Что же предлагают новые ФГОС НОО для духовно-нравственного развития личности обучающихся?

Новые стандарты предлагают реализацию в образовательном учреждении внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, спортивно-оздоровительное, общекультурное и др.), и формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей.

Все описанные новообразования в развитии личности первоклассника - возникновение у него опосредствованной мотивации, внутренних этических инстанций, зарождение самооценки - создают предпосылку для перехода к школьному обучению и связанному с ним новому образу жизни. Именно эти новообразования свидетельствуют о том, что ребенок перешагнул на следующую стадию развития. Эти изменения в детском сознании приводят к тому, что первоклассник становится готовым к принятию новой для него социальной роли школьника, усвоению новой (учебной) деятельности и системы конкретных и обобщенных знаний.

Кроме отношения к самому себе, к сверстникам, к учению в целом, для первоклассника, поступающего в школу приоритетным становятся отношения с учителем и здесь важна именно его «оценка», «его отношение» и поддержка.

Как оценивается работа школьников в условиях новых ФГОС НОО?

В условиях реализации новых стандартов на каждого ученика заводится портфолио - комплексный портрет, состоящий из оценки знаний, учитывающий все достижения, грамоты, документальные подтверждения участия учащегося в творческих, интеллектуальных, спортивных внеурочных мероприятиях. Здесь же фиксируются результаты наблюдений, психологического тестирования и.т.д.

К основным результатам НОО стандарт относит:

  • формирование универсальных и предметных способов действий, а также опорной системы знаний, которая обеспечивает возможность продолжения обучения в основной школе;
  • воспитание основ умения учиться - способности к самоорганизации с целью постановки и решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;
  • индивидуальный прогресс в основных сферах развития личности - познавательный, волевой, мотивационно-смысловой, эмоциональный, саморегуляции.

Исходя из вышеперечисленных аспектов главной задачей реализации основной образовательной программы НОО является создание комфортной развивающей среды -

  • обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей и всего общества, духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся;
  • гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
  • комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.

Все эти условия важны как для того, чтобы учебная деятельность ребенка была успешной, так и для его скорейшей адаптации к новым условиям, безболезненного вхождения в новую систему отношений. Чтобы ребенок успешно учился, он, прежде всего сам, должен стремиться к новой школьной жизни, “серьезным” занятиям, “ответственным “ поручениям. На появление такого желания влияет отношение близких людей к учению как к важной содержательной деятельности. Влияет и отношение других детей, сама возможность подняться на новую возрастную ступень в глазах младших и сравняться со старшими. В результате у ребенка формируется внутренняя позиция школьника.

Классно-урочная система обучения предполагает не только особые отношения ребенка с учителем, но и специфические отношения с другими детьми. Ученики должны учиться деловому общению друг с другом, умению успешно взаимодействовать, выполняя совместные учебные действия. Продуктивная учебная деятельность предполагает адекватное отношение ребенка к своим способностям, результатам работы, поведению, т.е. определенный уровень развития самосознания. Установление своего места в системе отношений со взрослыми, самооценка, т.е. осознание своих умений и некоторых качеств, открытие для себя своих переживаний - все это и составляет начальную форму осознания ребенком самого себя, которое проявляется к концу дошкольного возраста и является основным новообразованием для первоклассников.

Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, наполненной их собственными интересами, взаимоотношениями и переживаниями. Поэтому то, как будет справляться маленький школьник со своими школьными обязанностями, наличие успеха или неуспеха в его учебных делах, имеет для него острую аффективную окраску. Следовательно, вопросы школьного обучения это есть не только вопросы образования и интеллектуального развития ребенка, но и вопросы формирования его личности, вопросы воспитания.

Разделы: Общепедагогические технологии

Одной из сложных и ключевых проблем педагогической теории и практики является проблема личности и ее развития в специально организованных условиях.

Деятельность личности – ведущий фактор ее формирования посредством целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над собой, над собственным духовным ростом. Саморазвитие обеспечивает возможность последовательного усложнения задач и содержания образования, реализации возрастного и индивидуального подходов, формирования творческой индивидуальности школьника.

Формирующее влияние среды, обучения и воспитания, природных задатков становится фактором развития личности только через ее активную деятельность. Необходимо обусловить условия включения человека в деятельность, вызвать его собственную активность, и исключительно через механизм этой его собственной – совместной с другими людьми деятельности он формируется в личность.

Искусство воспитания в связи с проблемой самовоспитания состоит в том, чтобы возможно раньше пробудить у ребенка стремление к самосовершенствованию и помогать ему советом в достижении поставленных целей.

ФГОС ориентирован на становление личностных характеристик школьника :

  • любовь к своему краю и своему Отечеству, знание русского и родного языка, уважение к своему народу, его культуре и духовным традициям;
  • осознание и понимание ценности жизни, семьи, гражданского общества, человечества;
  • активное и заинтересованное познание мира, осознание ценности труда, науки и творчества; знания на практике;
  • социальная активность, уважение закона и правопорядка, соизмерение своих поступков с нравственными ценностями, осознание своих обязанностей перед семьей, обществом, Отечеством;
  • уважение других людей, умение вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • ориентация в мире профессий, понимание значения профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.

В период введения ФГОС, применяя системно-деятельностный подход для развития личности в комплексе воспитательных задач, необходимо акцентировать усилия на создание условий для реализации личностных требований к результатам освоения образовательных программ: самоопределение (внутренняя позиция школьника); самоидентификация; смыслообразование: мотивация (учебная, социальная), границы собственного знания и «незнания»; ценностная и морально-этическая ориентация: ориентация на выполнение морально-нравственных норм; способность к решению моральных проблем на основе децентрации; оценка своих поступков.

Реализация воспитательных целей занятия (урока) – один из важнейших элементов современного обучения. Это одна из сторон личностно-ориентированного образования.

Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему, наполняя учеников знаниями, умениями и навыками, создавать условия для развития личностных ресурсов и социализации подрастающего поколения.

Для этого необходимы определённые условия: целевая установка на обеспечение позитивной социализации в форме интеграции; определение общих и частных задач социализации с учетом психологических особенностей возрастного развития; потенциал предметных областей, внеурочной и внешкольной деятельности для достижения предметных, метапредметных и личностных результатов образования; гуманизация позиции педагога, способного с уважением принять ребенка, проявить эмпатию, создать благоприятный нравственно-психологический климат в коллективе.

Школа создает условия для развития личностных ресурсов каждого, способствуя позитивной социализации подрастающего поколения. Участие в социальных акциях, в работе над проектами, при подготовке классных часов и при проведении мероприятий помогает школьнику развивать свой личностный потенциал, формировать личностные качества и получать положительный социальный опыт. Следует вспомнить слова великого Гёте: «В каждом человеке заложен росток дерзновения, без которого не мыслим ни один талант».

Потенциал развития личности школьника при изучении филологических дисциплин , несомненно, значителен.Филологические дисциплины дают представление о языковом и культурном многообразии России; осознание значимости чтения для личностного развития; опыт общения с носителями иного языка, иной культуры; культура устной и письменной речи; опыт диалоговых отношений; становление этно – культурной идентичности как основы гражданственности в процессе изучения фольклора, народных сказок, истоков народной мудрости…

Так в школе ежегодно проводятся различные конкурсы, конференции, турниры, презентации и т.д., где дети могут проявить свои творческие способности, развивая свой личностный потенциал.

Иллюстрацией может служить устраиваемый ежегодно Риторический турнир , эпиграфом к которому служат слова Цицерона: « Лучший оратор – тот, который речью своей и наставляет, и услаждает, и трогает сердца слушателей». Турнир призван развивать ключевые компетенции школьников (речевые и коммуникативные) в рамках национально-регионального компонента (Свердловская область) государственного образовательного стандарта по русскому языку. Темы выступлений разнообразны:

  • Ум заключается не только в знании, но и в умении прилагать знание на деле. (Аристотель)
  • Живёт лишь тот, кто творит (пословица).
  • Люди различаются ещё и тем, что одни прежде думают, потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом уже думают. (Л.Н.Толстой)
  • Люди перестают мыслить, когда перестают читать. (Д.Дидро)
  • Неусыпный труд препятствия преодолевает. (М.В.Ломоносов)
  • Язык мой – враг мой, прежде ума глаголет (пословица).
  • Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик. (В.Гёте)

Разработаны положение о турнире, критерии оценивания выступающего по предложенной (или выбранной) теме, куда входят требования к композиции выступления, формулировке тезиса, подбору аргументов, иллюстрирование своей речи, контакт с аудиторией, требования к качеству и технике речи и др.

Библиотечные встречи «Круг чтения» – традиционные встречи с новыми книгами, известными и забытыми именами писателей, поэтов – важный вектор развития личности школьника. Участие в конкурсах Центральной городской библиотеки, посвящённых юбилейным датам: 80-летию уральского писателя Н.Г.Никонова, 75-летию русского поэта Н.Рубцова и др., даёт возможность личности ученика проявить свои творческие способности. В стенах школы проходят библиотечные уроки с участием работников Центральной Библиотеки для детей и юношества с презентацией интересных тем: «Начало русской книжности», «Горит его звезда» (по поэзии Н.Рубцова), «Уральские писатели о родном крае», «Современные литературные премии». Каждую учебную четверть организуются «Праздники читательских удовольствий» (презентации новых книг, встречи с интересными страницами классических произведений в инсценировках школьников).

С музыкально-поэтической культурой школьники систематически знакомятся не только на уроках литературы, музыки, но и на концертах артистов Уральской государственной филармонии (посещение концертов по годичному абонементу): цикл «Русское слово в русской музыке»

(«Альбом романсов» на стихи А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, А.Фета, В.Крестовского и др.).

Исполнение русских песен школьным хоровым коллективом – ещё один из факторов создания образовательной среды для развития личности/ воспитание любви к русскому слову, своему краю и своему Отечеству, уважения к своему народу, его культуре и духовным традициям. Школьники, занимающиеся в фольклорном коллективе «Шайтане» , представляют уральский фольклор через энергичный танец, задорные частушки, краткий рассказ о коллективе и его репертуаре, что вызывает интерес к фольклору, к народной обрядовой поэзии.

Поэтический конкурс, посвящённый памяти В.И.Швецовой (учитель русского языка и литературы школы №10, памяти которой посвящён традиционный поэтический школьный конкурс) развивает творческие способности детей к самовыражению посредством поэтического слова. Ежегодно в конкурсе принимают участие десятки школьников, раскрывая свой творческий потенциал свободного выражения мыслей и чувств, стремление к речевому самосовершенствованию. Из конкурсных работ учащихся:

Лыкасова Алёна 10 кл.

Вечернюю зарю
сменяет звёздный полог.
Встречается с Луной моя Звезда....
И этот миг прекрасный
мне так дорог,
Что в сердце хочется
его хранить всегда.
Звезда моя –
чудесный мир желаний,
Огня любви, надежд
и разочарований.
Пусть всё хранится в памяти моей;
Не гаснет пусть Звезда, а станет лишь светлей.
Она, как я,– то вдруг замрёт, то вспыхнет,
То заискрится нежностью, а то, глядишь, утихнет,
Печалью тихою свой свет она прольёт,
Прозрачною слезой на сердце упадёт.

Овсянникова Юлия 5 кл.

Осень. Листья кружат над двором…
Сегодня сентябрь,
и с мамой вдвоём
Идем открывать новый мир…
Высокое здание в роще стоит,
В красивые классы
солнце глядит.
Ждут здесь нас добрые учителя,
Верные, милые с детства друзья.
Мы научились читать и писать,
Быть вежливыми и всех уважать.
Всему нас научит школа такая -
Десятая школа наша родная.

От школьного конкурса юных поэтов – к Всероссийскому конкурсу творческих работ «Байконур – Земля – Вселенная», посвящённому 50-летию полёта в космос Ю.А.Гагарина / номинация: литературное творчество/ – такой творческий шаг учеников 5-6 классов в реализации своих литературных способностей. Созданные условия для успешного участия в этом конкурсе позволили ребятам не только участвовать, но и оказаться в призёрах конкурса, заняв почётное второе место за сборник ученических стихов «Люблю я на звёздное небо смотреть». Учащиеся представили свои стихи на Конкурс, проявив огромный интерес к теме освоения космического пространства. Заочная экскурсия по г. Байконуру (Интернет), занятия в творческой лаборатории «Проба пера», школьный поэтический конкурс, победа в городском конкурсе «Серебряное пёрышко» – всё это вдохновило ребят на участие во Всероссийском конкурсе «Байконур – Земля – Вселенная»

Фалалеев Владислав 5 класс

На фото в журнале –
Собака в ракете….
Мордашка весёлая
Нравится детям.

А это ведь Стрелка!
Она и не знала,
Что ДО человека
В космос летала!

И люди СПАСИБО
Сказать не забыли
Собакам – разведчикам.
Их полюбили.
Их знают и помнят,
Их любят и чтят –
Всех Белок и Стрелок
И всех их щенят!

Габтульзянова Альбина 5 класс

Среди праздников России
Много ярких и красивых:
Новый год и день Победы,
И день Знаний, и день Мамы,
И защитников мы славим….
Ну а в нынешнем году
С днём Науки наряду
Мы полёт космический
(но не туристический,
не для развлечения, а для изучения),
Будем часто вспоминать –
Космонавтов чествовать:
Ведь гагаринский полёт
В сердце каждого живёт!

Кизенко Евгения 6 класс

К звёздам отправляют человека…
Мы с восторгом смотрим на него.
Кажется, что нет на всей планете
И смелей, и выше никого.

Через годы наш Гагарин мчится –
Ведь прошло уже полсотни лет…
Тот полёт заставил удивиться
Всех людей, живущих на Земле.

Звенит весенняя капель,
Как гимн во славу ЧЕЛОВЕКА!
Земляне помнят тот апрель.
Пусть помнят все его вовеки!

Одним из интереснейших школьных событий является традиционная научно-практическая конференция учащихся по филологическим дисциплинам (защита исследовательских проектов) , целью которой является создание условий для развития интеллектуального творчества учащихся, привлечение их к исследовательской и практической деятельности. Конференция/ защита проектов проходит в рамках областного фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала». На конференции представлена широкая тематика реферативных, исследовательских работ, презентаций проектов по русскому языку, литературе, риторике:

  • Наблюдение за звуковыми образными средствами русского языка.
  • Редактирование текста.
  • Н.Г.Никонов – певец уральской природы (к 80-летию писателя).
  • История школьного литературного конкурса, посвящённого памяти В.И.Швецовой.
  • Особенности речевого этикета в общении учителя и ученика.
  • Уральское лингвокраеведение – способ изучения истории края через факты языка.
  • Поэзия бардов.
  • Книжная культура Урала.
  • Эпоха ожиданий и свершений в творчестве Скрябина и Пастернака.
  • Происхождение языка. Вопрос об искусственных языках.
  • Энергия языка.
  • Из истории славянской письменности.
  • Архитектурный образ города в литературе.
  • Философские категории «Порядок и Хаос» в языке, литературе, культуре.
  • М.В.Ломоносов как учёный-филолог, поэт.
  • Проблема чистоты современного русского языка.
  • Коннотативность слов в русском языке.
  • Изобразительные возможности средств письма.
  • Компьютерный сленг в современном русском языке.
  • Русский язык в ближнем и дальнем зарубежье.

Отобранные в результате критериального оценивания работы и их авторы принимают участие в НПК различных уровней (от городского до общероссийского и международного).

Разработав план проведения проекта в школе, подготовив защиту проекта, учитель и его ученики демонстрируют результаты своего труда. В ходе защиты школьники учатся излагать полученную информацию, сталкиваются с другими взглядами на проблему, учатся доказывать свою точку зрения, отвечать на вопросы, тем самым, развивая навыки проведения деловых дискуссий, компетентности, связанные с культурой информационной деятельности.

Потенциал творческих способностей школьников заметно раскрывается при изучении специального курса школьного компонента «Введение в научно-исследовательскую деятельность». Спецкурс помогает реализации достижения нового качества результата образования, расширению социокультурного образовательного пространства, развитию одарённых детей . Развитие самостоятельности, инициативности, формирование умений интенсивно трудиться, включаться в творческий процесс – всё это возможно через приобщение учащихся к научно-исследовательской работе, разработке проектов, выполнению творческих работ, организация которых при соблюдении ряда дидактических условий, позволяет включить ребят в продуктивную деятельность, где нет готовых ответов, рафинированных знаний. Школьники должны самостоятельно добывать знания, работая с различными источниками информации, проводить их анализ, сопоставлять, обобщать, подтверждать теоретические положения. Информационные и коммуникативные компетентности, сформированные устаршеклассников на занятиях спецкурса, позволяют им использовать свои знания, умения и навыки в различных образовательных областях, принимать участие в работе Малой Гуманитарной Академии при Уральском отделении Российской Академии Наук, в общероссийских и международных проектах.

Ученики школы ежегодно принимают участие не только в Фестивале «Юные интеллектуалы Среднего Урала» городского и областного туров; они принимают участие в

  • Международном проекте «PlayEnergy»
  • Международной олимпиаде по русскому языку «Интеллект ХХI века»
  • Международной научно-практической конференции «Курчатовские чтения» (Педагогический центр по работе с одарёнными детьми «Школа космонавтики» при Сибирском отделении Российской Академии Наук) – дипломы Лауреатов, право на участие вне конкурса во Всероссийской международной научно-практической конференции в г. Москве
  • Всероссийской игре-конкурсе по русскому языку «Русский медвежонок»
  • Международном детском литературном конкурсе «Сказка в новогоднюю ночь»
  • Молодёжном Форуме Старшеклассников (Академических чтениях) (Малая Гуманитарная Академия при Уральском отделении Российской Академии Наук), завоёвывая призовые места в секциях лингвистики, культурологи, получая сертификаты на льготное поступление в ВУЗы г. Екатеринбурга
  • Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»/ «Портфолио ученика»
  • Всероссийском конкурсе творческих работ «Байконур-Земля-Вселенная» (призовое место)
  • Всероссийском конкурсе «Власть слова» (номинация «Филологический этюд»)
  • Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика»

На уроках, внеклассных занятиях идёт систематическая работа по вовлечению учащихся в различные Интернет-конкурсы по русскому языку и литературе, целями и задачами которых являются: выявление талантливых детей и создание условий для их самореализации; приобщение детей к занятию литературным творчеством; поддержка русского языка в России, а также странах ближнего и дальнего зарубежья (Международный детский литературный конкурс «Сказка в новогоднюю ночь», Международная олимпиада по русскому языку «Интеллект ХХI века» в режиме on-lain и т.д.).

В рамках ежегодной Декады Русской Словесности проводится отбор лучших исследовательских и творческих работ учащихся по русскому языку, литературе, мировой художественной культуре для участия в Общероссийском фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио»/ «Портфолио ученика», в научно-практических конференциях высших учебных заведений г.Екатеринбурга (Уральского государственного горного университета, Российского государственного профессионально-педагогического университета и др.).

Профессиональный подход учителя к развитию у школьников универсальных учебных действий (УУД) способствует раскрытию личности ученика, его увлечённости творческой работой, успешным шагам к будущей профессиональной деятельности.Профессионализм педагога рассматривается как один из важнейших факторов повышения качества образования

Овладение русским языком как средством общения, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию; овладение важнейшими УУД (умение формулировать цели деятельности, планировать её, проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из словарей, энциклопедий и других источников, включая СМИ и Интернет, умение осуществлять информационную переработку текста и др.) – всё это помогает школьникам добиваться успеха в процессе коммуникации, проявляя при этом социальную активность. Семинары, коллоквиумы, ролевые игры, конференции, «творческие лаборатории» раскрывают личностный потенциал школьника. Своеобразной оценкой труда педагога по развитию личности школьников является информация о его деятельности и его учениках в Общероссийской энциклопедии «Лучшие люди России» / приложение «Одарённые дети – будущее России».