Процесс усвоения знаний учащимися представляет собой сложный и глубокий познавательный процесс, в значительной мере созвучен с процессом общечеловеческого познания, определенного философами как процесс, совершающийся движением от живого наблюдения к абстрактному мышлению и от него к практике таков диалектический путь познания истины, познания объективной реальности. Иначе, как через ощущения, мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем.
Скачок от ощущения к мысли состоит в том, что совершается переход от отражения явления к отражению самой сущности, от непосредственного к опосредованному, от единичного к общему. Может быть и иной путь в учебном процессе: от общего к частному.
В процессе обучения, как и в процессе познания (процесс отражения объективно существующих законов и закономерностей объективного мира в голове человека), имеют место все ступени познания: чувственное восприятие (живое созерцание), абстрактное мышление и практика. При этом между процессом познания и обучения наряду с общими чертами имеются и различия. Основные из них следующие:
1. В процессе познания человек открывает совершенно новые факты, новые связи и взаимозависимости в объективном мире. В процессе же обучения ученик овладевает знаниями, которые уже добыты наукой, проверены опытом предыдущих поколений, представлены в соответствующих научных изданиях.
2. В процессе познания путь обобщения нередко представляет собой длительный процесс самостоятельных исканий; в обучении он протекает гораздо легче под руководством учителя, который избегает сложных, мучительных поисков, имеющих место в научном познании истины.
3. В познании практика является критерием истинности знаний. Но потому, что обучение имеет дело с уже проверенными общечеловеческой практикой знаниями, момент проверки через личный опыт ученика не является обязательным.
4. Своеобразием обучения является разнообразная деятельность учащихся, направленная на закрепление знаний, умений и навыков, что совсем не обязательно для научного познания истины.
5. В процессе познания изучаются все факты, в обучении -наиболее типичные, яркие.
Исходя из общей концепции развития ребенка, дидактика видит главную движущую силу процесса обучения в постоянно возникающих и разрешаемых противоречиях между новыми, более сложными и современными требованиями и прежней, уже недостаточной подготовкой для выполнения всех требований.
Выявление противоречащих тенденций процесса обучения в дидактике является основной, исходной позицией для полного разрешения и определения условий, обеспечивающих высокую эффективность учебного процесса.
Большое значение для дидактики имеет разработанное И.П. Павловым учение об образовании условных рефлексов, о деятельности I и II сигнальных систем, об аналитико-синте-тической деятельности коры больших полушарий.
Для первой ступени познания (живого созерцания, наблюдения) основное значение имеет I сигнальная система, т.е. воздействие самих предметов, явлений. Абстракция делает наши знания более глубокими, но лишь при условии связи с действительностью, т.е. опоры на первую сигнальную систему. Отход от действительности ведет к искажению знаний, поэтому лишь единство I и II сигнальных систем дает глубокие и достоверные знания. И.П. Павлов так определил роль слова, опирающегося в достаточной мере на реальные раздражители: слово для человека есть такой же реальный условный раздражитель, как и все остальные, общие у него с животными, но вместе с тем и такой многообъемлющий, как никакие другие, не идущие в этом отношении ни в какое количественное и качественное сравнение с условными раздражителями животных. Слово, благодаря всей предшествующей жизни взрослого человека связано со всеми внешними и внутренними раздражениями, происходящими в больших полушариях, все их сигнализирует, все их заменяет и потому может вызвать те действия, реакции организма, которые обуславливают те раздражения.
В обучении чувственную основу обеспечивает применение различных типов наглядных пособий и технических средств. Качественно новый этап применения наглядных пособий осуществляется в условиях кабинетной системы. Создание ее это ответ работников народного образования и педагогической науки на требования научно-технического прогресса. Все более активно приводятся в соответствие содержание и методы обучения с потребностями общества, чтобы повысить уровень образования, поднять роль учителя, обеспечить нужный уровень подготовки школьников к выбору профессии, вхождения в реальную взрослую жизнь.
|
Обучение - самый важный и надежный способ получения систематического образования. Отражая все существенные свойства педагогического процесса (двусторонность, направленность на всестороннее развитие личности, единство содержательной и процессуальной сторон), обучение в то же время имеет и специфические качественные отличия.
Будучи сложным и многогранным, специально организуемым процессом отражения в сознании учащегося реальной действительности, обучение есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющая роль учителя обеспечивает полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей.
Познавательная деятельность - это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся (производительный и общественно полезный труд, ценностно-ориентационная и художественно-эстетическая деятельность, общение), а также путем выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач и т.п.). Но только в процессе обучения познание приобретает четкое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.
Обучение всегда происходит в общении и основывается на вербально-деятельностном подходе. Слово одновременно является средством выражения и познания сущности изучаемого явления, орудием коммуникации и организации практической познавательной деятельности учащихся.
Обучение, как и всякий другой процесс, связано с движением. Оно, как и целостный педагогический процесс, имеет задачную структуру, а следовательно, и движение в процессе обучения идет от решения одной учебной задачей к другой, продвигая учащегося по пути познания: от незнания к знанию, то неполного знания к более полному и точному. Обучение не сводится к механической "передаче" знаний, умений и навыков, т.к. обучение является двусторонним процессом, в котором тесно взаимодействуют педагоги и учащиеся: преподавание и учение.
Отношение учащихся к учению преподавателя обычно характеризуется активностью. Активность (учения, освоения, содержания и т.п.) определяет степень (интенсивность, прочность) "соприкосновения" обучаемого с предметом его деятельности.
В структуре активности выделяются следующие компоненты:
- - готовность выполнять учебные задания;
- - стремление к самостоятельной деятельности;
- - сознательность выполнения заданий;
- - систематичность обучения;
- - стремление повысить свой личный уровень и другие.
С активностью непосредственно сопрягается еще одна важная сторона мотивации учения учащихся это самостоятельность, которая связана с определением объекта, средств деятельности, её осуществления самим учащимся без помощи взрослых и учителей. Познавательная активность и самостоятельность неотделимы друг от друга: более активные школьники, как правило, и более самостоятельные; недостаточная собственная активность учащегося ставит его в зависимость от других и лишает самостоятельности.
Управление активностью учащихся традиционно называют активизацией. Активизацию можно определить как постоянно текущий процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному учению, преодоление пассивной и стерео типичной деятельности, спада и застоя в умственной работе. Главная цель активизации - формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает их познавательная активность, умение учителя активно руководить ею. Со стороны учителя учебный процесс может быть управляемым пассивно и активно. Пассивно управляемым процессом считается такой его способ организации, где основное внимание уделяется формам передачи новой информации, а процесс приобретения знаний для учащихся остается стихийным. В этом случае на первое место выступает репродуктивный путь приобретения знаний. Активно управляемый процесс направлен на обеспечение глубоких и прочных знаний всех учащихся, на усиление обратной связи. Здесь предполагается учет индивидуальных особенностей школьников, моделирование учебного процесса, его прогнозирование, четкое планирование, активное управление обучением и развитием каждого учащегося.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них - разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
- - отстаивать свое мнение;
- - принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
- - ставить вопросы своим товарищам и преподавателям;
- - рецензировать ответы товарищей;
- - оценивать ответы и письменные работы товарищей;
- - заниматься обучением отстающих;
- - объяснять более слабым учащимся непонятные места;
- - самостоятельно выбирать посильное задание;
- - находить несколько вариантов возможного решения познавательной задачи (проблемы);
- - создавать ситуации самопроверки, анализа личных познавательных и практических действий;
- - решать познавательные задачи путем комплексного применения известных им способов решения.
Можно утверждать, что новые технологии самостоятельного обучения имеют в виду, прежде всего повышение активности учащихся: истина добытая путем собственного напряжения усилий, имеет огромную познавательную ценность.
Отсюда можно сделать вывод, что успех обучения в конечном итоге определяется отношением учащихся к учению, их стремлению к познанию, осознанным и самостоятельным приобретение знаний, умений и навыков, их активностью.
Проблема активности учащихся - одна из коренных в дидактике и школьной практике. Деятельность преподавателя немыслима без опоры на тех, кого он учит. В социальном плане активность человека определяют продуктивность его работы и составляют сущность предприимчивости. Поэтому добиваться появления этого качества у учеников - одна из основных задач каждого педагога.
Активность, как принцип обучения неравномерно попадает в подчиненное положение по отношению к другим дидактическим принципам. Т.И. Шамова обоснованно предлагает отвести активности ту важную роль, которую она на самом деле выполняет, выделить и рассматривать ее как самостоятельную дидактическую категорию .
И действительно, если мы возьмем, например, соотношение принципов сознательности и активности, то целенаправленная активность, конечно не может быть неосознанной, но и в тоже время и сознательность без активности попросту бесплодна. При отсутствии активности учащихся остаются незадействованными другие факторы и средства процесса обучения. Поэтому активность выступает как одно из условий достижения целей образования .
В педагогической литературе можно встретить определения сущности познавательной активности. Б.П. Есипов считает, что активизация познавательной деятельности - сознательное, целенаправленное выполнение умственной или физической работы, необходимой для овладения знаниями, умениями навыками. Г.М. Лебедев указывает, что "познавательная активность - это инициативное, действенное отношение учащихся к усвоению знаний, а также проявление интереса, самостоятельности и волевых усилий в обучении". В перовом случае идет речь о самостоятельной деятельности учителя и учащихся, а во втором - о деятельности учащихся. Во втором случае в понятие познавательной активности автор включает интерес, самостоятельность и волевые усилия школьников .
Вопросы активизации учебной деятельности учащихся относятся к числу наиболее актуальных проблем современной педагогической науки и практики. Реализация принципа активности в обучении имеет определенное значение, так как обучение и развитие носят деятельностный характер и от качества учения как деятельности зависит результат обучения, развития и воспитания учащихся.
Особая значимость вопроса активизации познавательной деятельности учащихся состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. Знания, полученные в готовом виде, как правило, вызывают затруднения учащихся в их применении к объяснению наблюдаемых явлений и решению конкретных задач. Одним из существенных недостатков знаний учащихся остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике.
Активизация деятельности учащихся в процессе обучения обеспечивается как содержанием учебного материала, так и соответствующими методами, приёмами, дидактическими средствами и условиями, его организационными формами. Поэтому их дальнейшее совершенствование на современном этапе является обязательным педагогическим условием, обеспечивающим познавательную активность и самостоятельность учащихся.
Решение задачи повышения эффективности учебного процесса требует научного осмысления проверенных практикой условий и средств активизации учащихся.
Активность нередко связывают и с различными физическими действиями в процессе работы. Известны исследования, устанавливающие связь познавательной активности с газо-двигательной в процессе решения наглядной задачи. Как активность, не смотря на отсутствие внешних проявлений со стороны учащегося, расценивается внимательное слушание преподавателя, сосредоточенность на своих мысля, относящихся, естественно, к теме занятия, пристальное наблюдение за демонстрируемым опытом. Эти факты привели к необходимости различать активность внешнюю и внутреннюю. Психологи и дидакты обращают внимание также на зависимость активности от психических процессов (внимание, воображение, мыслительный анализ, синтез и др.).
Прослеживается и стремление связать все аспекты активности с отношением воспитанников к предмету и процессу деятельности. Цель деятельности при этом как бы отодвигается на второй план. Между тем активность выражает отношение учащегося, прежде всего к цели деятельности, за которой стоит потребностно-мотивационная сфера интересов личности.
Сознательная целенаправленная активность, будучи движущей силой учебы, влияет на ее продуктивность. Поэтому активность правомерно рассматривать не только как условие, но и как средство достижения цели обучения. При этом отношение к ней и отношение к предмету и процессу познания взаимосвязаны. Например, негативное восприятие предмета познания может снижать активность, ослаблять стремление к цели. И наоборот, повышенное внимание собственно к процессу познания приводит к такой ситуации, когда заслоняется конечная цель и создается иллюзия ее отсутствия. Таким образом, целеустремленность пробивает себе дорогу сквозь сложные переплетения во взаимосвязях человека с предметом, процессом, средствами, условиями и временными рамками учебы. Иными словами, активность - это проявляемое учащимися отношение к учебно-познавательной деятельности, которой характеризует стремлением достичь поставленную цель в пределах заданного времени.
На стадии недостаточно сформированности у школьника познавательной потребности главной целью в решении какой-либо задачи для него может оказаться не овладение конкретным знанием, а например, испытание чувства удовольствия от похвалы преподавателя за ее правильное решение. Позднее активность учащегося следует рассматривать в двух различных, но взаимосвязанных аспектах: активность в конкретной ситуации и активность, как качество личности. Первая участвует в формировании второй. Постепенно усложняется структура потребности мотивационной сферы, возрастает уровень самостоятельности и сознательности школьника. Активность начинает реализовываться в деятельности и благодаря практике становится привычной формой поведения.
В некоторых психолого-педагогических исследованиях называются следующие три уровня активности: репродуктивно-подражательная, поисково-исполнительная и творческая. Однако возникают вопросы: правомерно ли уровни активности, если под ними понимать степень проявления в деятельности духовных и физических усилий учащихся, выводить из характера этой деятельности - репродуктивного, творческого либо какого-то промежуточного? Можно ли утверждать, например, что активность человека с необходимостью будет выше при выполнении творческой работы и ниже, если последняя имеет воспроизводящий характер?
В настоящее время в репродуктивной учебе относятся как к второплановой. Между тем в своей жизни большинство людей занято именно репродуктивным трудом, в противном случае общество не смогло бы обеспечить себя даже самым необходимым. И в обучении репродуктивная деятельность воспитанников должна занимать основное место, так как только при соблюдении этого условия можно овладеть необходимым объемом знаний и тем самым создать предпосылки для творчества .
Опираясь на методологию целостного подхода, определяемого отношениями категорий цели, средств и результата можно сделать вывод, что материалом активности как в репродуктивной, так и в учебно-творческой познавательной деятельности является из результативность в пределах заданного времени, соотнесенная с познавательными возможностями учащегося на данный момент.
Именно в результативной деятельности получают свой выход потребностно-мотивационная среда, нравственно-волевая мобилизованность, настрой человека на решение сложных задач, стремление реализовывать свои познавательные возможности. Активность же является средством реализации потенциала учащегося в достижении цели учения, а ее уровень выражает степень использования этого потенциала, степень приложения имеющихся познавательных сил в конкретной учебной ситуации. Поэтому уровень активности и можно оценить путем сопоставления познавательных возможностей учащегося с полученным результатом в целевой деятельности за установленное время.
В реальном учебном процессе познавательные возможности учеников обычно достаточно хорошо известны педагогу, хотя они и представляют собой сложный комплекс их личностных качеств: знания, умения и навыки, владения приемами умственной деятельности, память, воля и другие психофизиологические свойства, а также физические данные и состояние. Нередко преподаватель может заранее сказать, окажется ли трудной, трудной или вообще непосильной для данного ученика конкретная учебно-познавательная задача. Если фактический результат деятельности, полученный учащимися, оказывает ниже его познавательных возможностей, то учитель вправе говорить о недостаточной активности своего воспитанника.
Познавательная активность имеет внешнюю и внутреннюю стороны. Внешней, очевидно является результативность учебы. Внутреннюю сторону составляет потребностно-мотивационная сфера, умственные, физические и нравственно-волевые усилия субъекта, направленные на достижение цели обучения, стремление реализовать свои познавательные возможности.
Рассматривая достигнутый результат в решении образовательной задачи путем его соотнесения с познавательными возможностями ученика, преподаватель не должен упускать из виду и способность воспитанника находить решения с помощью интуиции, догадки озарения, а также такие внешние проявления, как внимательность, сосредоточенность, старательность, усидчивость, настойчивость, аккуратность, которые свидетельствуют, хотя бы и косвенно, об активности в познании.
То, что учащийся сумел правильно и полностью решить поставленную перед ним задачу, не всегда говорит о том, что он проявил при этом оптимальную активность. В подобном случае можно предположить, например, и то, что задача была слишком легкой. Под оптимальным понимается такая активность субъекта, которая позволила ему достичь качественно новых результатов в определенном виде деятельности на основе рационального приложения сил в пределах заданного времени.
В учебном процессе встречаются и такие ситуации, когда учащийся, получивший слабый результат, работал с максимально возможной для него активностью. Преподаватель, основываясь на своем знании индивидуальных особенностей учеников, устанавливает, кто из них действовал в полную меру своих сил, а кто ниже своих возможностей. Затем он принимает соответствующие регулятивные решения, относящиеся как к уровню сложности предлагаемых задач, как и к управлению познавательной активностью воспитанников другими дидактическими средствами.
Весь учебный процесс, складывающийся из его временных единиц - уроков, представляет собой, с точки зрения организации, последовательную, логическую, постоянно усложняющуюся и совершенствующуюся познавательную деятельность учащихся, направленную под руководством учителя на решение задач в определенной области предметных знаний.
Активное обучение - одно из мощнейших направлений современных педагогических исканий. Выделяют ряд отличительных особенностей активного обучения:
1. Принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания.
2. Достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия).
3. Самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых.
4. Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателей посредством прямых и обратных связей.
Значительный интерес в профессиональном образовании представляют активные методы обучения, сущность которых - в создании дидактических и психологических условий, способствующих проявлению интеллектуальной, личностной и социальной активности обучаемых.
Мотивация и успешность обучения
Если цель деятельности не имеет смысла для личности ребенка, если ее общественная необходимость не осознана, то и деятельность ребенка может быть нейтральной для его развития. Поэтому в ее организации совершенно необходим перевод, трансформация поставленных целей в побуждения самой личности, в ее внутренние устремления – в мотивы, которые и побуждают деятельность, и умножают ценность ее для развития.
Для педагогики одним из определяющих вопросов является позиция ребенка в деятельности любого вида, его активная и самостоятельная роль как деятеля. Самое главное состоит в том, чтобы в деятельности он не был пассивным исполнителем чужих заданий, отражающим внешние и только внешние влияния. Активность созидателя, творчески реализующего заданные цели, преобразующего объекты деятельности, выдвигающего дополнительные задачи, определяет и степень влияния деятельности на развитие личности школьника.
Сущность развития личности ребенка состоит в качественном изменении деятельности, в которой он выступает как субъект . Изменения эти происходят за счет усложнения целей, задач, предметных действий, операционной и мотивационной сторон деятельности, а также за счет изменения в деятельности позиции самого ребенка, который, накапливая опыт, становится более активным и самостоятельным.
Роль познавательного интереса в учебной деятельности, его развитие в обучении
Формирование личности в учебном процессе происходит в активной деятельности и общении с учителем и товарищами.
Эффекту влияния познавательной деятельности на личность способствует положительное отношение школьника к учебному процессу, к систематическому познаванию им содержания знаний, к овладению умениями познавать.
Личностное отношение к процессу учения выражено в мотивационной сфере школьника. Для познавательной деятельности наиболее благоприятным мотивом является познавательный интерес, благодаря которому создается «внутренняя среда», содействующая расположенности школьника к учебному процессу, к действиям учителя, к заданиям, которые он выполняет, к учебным действиям и своей деятельности в целом.
Чтобы содействовать в учебном процессе встречному движению ученика, учителю следует опираться на познавательный интерес как сильное средство и как внутренний мотив деятельности. Для этого важно знать психологическую природу интереса, соблюдать условия его проявления и укрепления, вводить необходимую стимуляцию познавательных интересов, знать и запечатлевать показатели и проявления познавательного интереса учащихся на уроках, анализировать их в целях улучшения последующей деятельности учащихся»…
Учение определяется как специфическая форма самостоятельной познавательной деятельности человека, направленная на овладение опытом предшествующих поколений, зафиксированным в материальной и духовной культуре общества. (СНОСКА: Практикум по возрастной и педагогической психологии: Учеб. пособие для студ. пед. ин-тов/Под ред. А. И. Щербакова. - М. : Просвещение, 1987. - С. 182.)
Понятие "учение" носит многосторонний характер. (СНОСКА: См. : Зимняя И. А. Педагогическая психология: Учеб. пособие. - Ростов н/Д. : Изд-во "Феникс", 1997. -С. 120-125 ) Многообразие входящих в этот сложный процесс проблем (физиологических, психологических, социальных, педагогических, медицинских и др.) свидетельствует о междисциплинарном характере учения. Остановимся на педагогическом аспекте этой проблемы.
В работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна и других авторов учение рассматривается как приобретение знаний, умений, навыков. Деятельностный подход к учению был основательно разработан А. Н. Леонтьевым, Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым. В теории А. Н. Леонтьева учение рассматривается (наряду с игрой и трудом) как тип ведущей деятельности, которая занимает большой период времени (часто до 15-16 лет) и в русле которой формируется сама личность ученика, а также более частные виды деятельности.
Учение только тогда является собственно деятельностью, когда оно удовлетворяет познавательную потребность. Знания, на овладение которыми направлено учение, выступают в этом случае как мотив, в котором нашла свое предметное воплощение познавательная потребность ученика. Если такой потребности у ученика нет, то он или будет учиться, или будет учиться ради удовлетворения какой-то другой потребности. В этом случае учение является действием, реализующим другую деятельность. Принципиально важным является положение А. Н. Леонтьева о сущности учения - чем оно является: деятельностью или действием. Установить это, - означает вскрыть смысл учения для ученика. (СНОСКА: См. : Талызина Н. Ф. Влияние идей А. Н. Леонтьева на развитие педагогической психологии // А. Н. Леонтьев и современная психология (Сб. ст. памяти АН. Леонтьева) /Под ред. А. В. Запорожца и др. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - С. 84 )
Характер учебной деятельности обусловлен видом обучения - сообщающим (объяснительно-иллюстративным), проблемным, программированным и т. д. В зависимости от деятельности преподавания в различных видах обучения выделяют следующие функции обучаемого:
а) пассивного восприятия и освоения преподносимой извне информации;
б) активного самостоятельного поиска, обнаружения и использования информации;
в) организуемого извне направляемого поиска, обнаружения и использования информации. (СНОСКА: Ительсон Л. Б. Учебная деятельность. Ее источники, структура и условия / Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. Работы советских психологов периода 1946-1980 гг. /Под ред. И. И. Ильясова, В. Я. Ляудис. -М. : Изд-во Моск. ун-та, 1981. - С. 82 )
Для каждой из перечисленных ситуаций характерны свои способы управления деятельностью ученика. Для первой ситуации типичны такие методы обучения, как сообщение, разъяснение, преподнесение, показ и задавание. Для ситуации активного самостоятельного поиска характерны пробуждение удивления, любопытства; вопросов и интересов путем сталкивания учащегося с необычными или впечатляющими фактами и положениями. Наконец, ситуация направляемого поиска воплощает постановку проблем и задач, обсуждения и дискуссии, совместного планирования и консультаций?
Учебная деятельность учащихся имеет структуру, складывающуюся из двух составных частей: предметной и собственно учебной (методической) деятельности. Иными словами - ученик не только изучает конкретный учебный предмет, но одновременно с этим учится учиться, т. е. овладевает знаниями, умениями и навыками собственно учебной деятельности, методами и приемами самообразования. Здесь кроется и основная трудность, и потенциальный успех педагогического труда. Опытные учителя, понимая это, стремятся программировать учебный труд школьников. Примером такой программы являются "Рекомендации о развитии общих учебных умений и навыков школьников" Н. А. Лошкаревой. (СНОСКА: Воспитание ученика: Сб. программно-методических материалов /Авт. -сост. : В. М. Коротов и др. - М. : НИИ ТиМВ АПН СССР, 1990. - С. 77-91 )
5. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличение результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения.Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру.
а) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.
б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.
в) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.
г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.
а) актуализация известных фактов.
б) накопление новых фактов.
а) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов).
б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.
а) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.
б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений.
в) использование обобщений в измененных ситуациях.
Дидактические основы активизации учения школьников
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
(Шаламова Т.И..)
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принципы обучения
, является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.
усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности , выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.
к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.
Средства активизации учения
В качестве средств активизации учения школьников выступают: учебное содержание, формы, методы и приемы обучения.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познава-тельной деятельности, а их активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности.
Активизация учения есть прежде всего организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем.
Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.
Задача учителя – не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества.
Задача ученика – учить и путем самовоспитания совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности.
Формы управления процессом учения
Н.А. Менчинская различает в управлении процессом учения две формы, которые отличаются степенью активности учащихся.
Первая из них предполагает жесткую регламентацию деятельности учащихся, подается ему в готовом виде. Сюда относится обучение на основе алгоритмов.
Другая форма управления – направление учащихся не решение поисковых задач, постановки перед ними задач проблемного типа.
Проблемное обучение не только активизирует мыслительные процессы учащихся, но и посредством поисковых задач порождает у них интерес и тем самым необходимую учебную мотивацию.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Лекция №1 Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Основные компоненты каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения: |
Типы познавательного действия (Шимова Т.И.)
1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:
2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:
Б) накопление новых фактов.
3. Действия по обобщению фактического материала:
4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:
Уровни познавательной активности.
(Шаламова Т.И..)
Принципы обучения
Принцип связи обучения с жизнью
Принцип научности
Принцип сознательности и прочности
Принцип наглядности
Принцип индивидуального подхода
Предварительный просмотр:
Лекция №1 Учение, как самоуправляющий процесс активизации деятельности . Выявленная современной психологией главная функция психики – функция непосредственного управления конкретными процессами человеческой деятельности, лежит в основе построения структуры любой деятельности, в том числе и познавательной. Основные компоненты каждого из блоков структуры самоуправления процессом учения: 4. Ценностно-волевой компонент включает в себя внимание, волю. 5. Оценочный компонент – получение обратной информации о ходе совершения действия на основе сличение результатов деятельности с выполняемой задачей. Наличие этого компонента в составе процесса учения и взаимосвязь всех компонентов между собой обеспечивают самоуправление процессом обучения. Познавательная деятельность в целом складывается из внутренних взаимосвязанных действий, логическая последовательность которых и определяет ее структуру. |
Типы познавательного действия (Шимова Т.И.)
1. Действия, подводящие к осознанию необходимости нового познания:
А) предварительные практические действия (таблицы, схемы, опыты, примеры), подводящие к осознанию недостаточности известных теоретических знаний, объяснения новых фактов, явлений, процессов.
Б) действия по осознанию практической и теоретической значимости изучаемого вопроса.
В) действия, по анализу и сопоставлению фактов, явлений.
Г) выдвижение гипотез и привлечение имеющихся у школьников теоретических знаний для их обоснования.
2. Действия по созданию фактической базы для дальнейших теоретических обобщений:
А) актуализация известных фактов.
Б) накопление новых фактов.
3. Действия по обобщению фактического материала:
А) первичные обобщения на основе сравнения (сопоставления и противопоставления фактов).
Б) новые обобщения, основанные на предшествующих обобщениях (обобщения второго и т.д. порядка). Этот ряд обобщений приводит к итоговым обобщениям урока, темы. Обобщения должны включать стержневую идею курса.
4. Действия по соотнесению обобщений с многообразием конкретной действительности:
А) нахождение новых случаев проявлений общего в конкретном.
Б) применение обобщений к объяснению внешне противоречивых фактов, явлений.
В) использование обобщений в измененных ситуациях.
Дидактические основы активизации учения школьников.
Особое значение для успешной реализации принципа активности в обучении имеют самостоятельные работы творческого характера. Разновидности: программированные задания, тесты.
Активация учения школьников не как усиление деятельности, а как мобилизация учителем с помощью специальных средств интеллектуальных, нравственно-волевых и физических сил учеников на достижение конкретных целей обучения и воспитания.
Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между наличной ситуацией и прошлым опытом. Особое значение на этапе включения ученика в активную познавательную деятельность имеет ориентировочно-исследовательский рефлекс, представляющий собой реакцию организма на необычные изменения во внешней среде. Исследовательский рефлекс приводит кору больших полушарий в деятельное состояние. Возбуждение исследовательского рефлекса - необходимое условие познавательной деятельности.
Уровни познавательной активности.
(Шаламова Т.И..)
Первый уровень – воспроизводящая активность. Характеризуется стремлением ученика понять, запомнить и воспроизвести знания, овладеть способом его применения по образцу. Этот уровень отличается неустойчивостью волевых усилий школьника, отсутствием у учащихся интереса к углублению знаний, отсутствие вопросов типа: «Почему?»
Второй уровень – интерпретирующая активность. Характеризуется стремлением ученика к выявлению смысла изучаемого содержания, стремлением познать связи между явлениями и процессами, овладеть способами применения знаний в измененных условиях. Характерный показатель: большая устойчивость волевых усилий, которая проявляется в том, что ученик стремится довести начатое дело до конца, при затруднении не отказывается от выполнения задания, а ищет пути решения.
Третий уровень – творческий. Характеризуется интересом и стремлением не только проникнуть глубоко в сущность явлений и их взаимосвязей, но и найти для этой цели новый способ. Характерная особенность – проявление высоких волевых качеств ученика, упорство и настойчивость в достижении цели, широкие и стойкие познавательные интересы. Данный уровень активности обеспечивается возбуждением высокой степени рассогласования между тем, что ученик знал, что уже встречалось в его опыте и новой информацией, новым явлением.
Активность, как качество деятельности личности, является неотъемлемым условием и показателем реализации любого принципа обучения.
Принципы обучения
Принцип связи обучения с жизнью , является содержательной основой для активизации учения школьников, может преодолеть отрыв обучения от жизни, осуществляемым только в случае организации активного учения школьников.
Принцип научности создает основу для активной деятельности учащихся не только по осмыслению и заполнению освещаемого содержания, но и для его теоретического толкования. В то же время проникновение в сущность изучаемых явлений неразрывно связано с качественной познавательной деятельностью школьников.
Принцип сознательности и прочности усвоения знаний может быть реализован только в процессе активного учения.
Принцип наглядности , выражая, в основном, единство конкретного и абстрактного, теснейшим образом связанный с сознательностью усвоения знаний, реализуется при активном мышлении учащихся, особенно на этапе перехода от конкретного к абстрактному, и наоборот, от абстрактного к конкретному.
Принцип индивидуального подхода к учащимся в условиях коллективного характера обучения предполагает включение каждого ученика в процесс учения. При этом уровень активности будет зависеть от учета реальных учебных возможностей школьников.
Таким образом, принцип активности в обучении находится в диалектическом единстве со всеми принципами в их системе.