Специалист по адаптивной физической культуре. Учитель физической культуры и Адаптивная физическая культура Учитель адаптивной физической культуры

Адаптивная физическая культура (АФК) по сути является физкультурой для людей с ограниченными физическими возможностями, для людей, имеющих различные проблемы со здоровьем, или тех, кто в силу сидячей работы нуждается в поднятии уровня своего физического состояния.

Люди с инвалидностью, занимающиеся АФК могут иметь разнообразные патологии – от ампутаций и ДЦП до плохого зрения.

Именно специалист по адаптивной физической культуре, базируясь на врачебных заключениях, рекомендациях психологов и дефектологов имеет возможность, применив специальные методики, индивидуально подойти к каждому, кто занимается такой физкультурой.

Например, он может сделать акцент на развитии моторики рук, или общеукрепляющих упражнениях. Таким образом, специалист по АФК – это не просто преподаватель физкультуры для людей имеющих проблемы со здоровьем, это человек, в чьи обязанности входит помощь в адаптации таких людей, улучшение их психологического состояния.

Специалист по АФК обязан быть неплохим психологом , должен уметь грамотно повлиять на подопечных, подобрать подход к каждому. В первую очередь он не тренер, а учитель, не просто подбирающий физическую нагрузку с учетом особенностей организма, но и помогающий направить подопечного к саморазвитию.

Конечно, он не является врачом, хоть и связан с медициной, ведь он должен разбираться в заболеваниях, чтобы грамотно выбрать нагрузку и не навредить при этом. Прежде всего, в его задачи входит корректирование состояния занимающегося, улучшение физического и психологического состояния.

Тренер АФК должен быть корректным по отношению к своим подопечным , терпеливым и уметь высказывать уважение, ведь только сильные духом готовы заниматься через боль и стремиться к успеху. Взять хотя бы паралимпийцев, доказывающих, что при помощи такой физкультуры человек становится способным на многое, причем не только в спорте, ведь физкультура может стать толчком к свершениям во всех сферах жизни.

Где обучают на специалиста АФК?

В вузах физической культуры, медицинских университетах и некоторых педагогических институтах, как правило, есть факультеты, занимающиеся подготовкой таких специалистов. Срок обучения составляет четыре года, а спектр дисциплин достаточно широк.

Это связано с потребностью получить базу знаний, включающую технику безопасности, лечебный массаж, возможность провести экспертизу работоспособности, психологическое взаимодействие, построение индивидуального подхода к ученику на занятиях АФК.

Конечно, изучаются и общие дисциплины , такие как теория физкультуры, психология развития, физиология, частная патология, педагогика, различные методики и прочие. Естественно, не оставляются без внимания и гуманитарные науки, социально-экономические предметы.

Кому стоит пойти в эту профессию?

Для молодых людей, решивших связать себя с деятельностью в сфере АФК, вовсе нет нужды иметь спортивные достижения, просто нужно верить, что физкультура может быть одним из источников здоровья организма, позволяет самосовершенствоваться человеку. Для того чтобы стать специалистом необходимо иметь приличную физическую форму, хорошие знания биологии и обществознания. И, конечно, быть стрессоустойчивым и терпеливым.

Во время обучения студенты практикуются в ведущих реабилитационных и коррекционных учреждениях различного типа. Таким образом, происходит совмещение теоретических знаний и практики, нарабатывается опыт. Часто, те кто хорошо себя показал, впоследствии будут приглашены работать в эти заведения.

Где работают специалисты по АФК?

Как правило, запросы на таких специалистов учреждения отправляют в территориальные госорганы образования и здравоохранения, а также в сами вузы, занимающиеся обучением этих специалистов.

В специалистах по АФК нуждаются многие учреждения образования , в частности, образовательные учреждения для детей с особенностями развития. Их навыки необходимы в психоневрологических , детских садах, в спортивных школах. Конечно же, они востребованы в различных учреждениях, занимающихся оздоровлением и реабилитацией, санаториях и домах отдыха.

Специалист по АФК может работать как тренером со спецгруппой или индивидуально, так и методистом, преподавателем.

Выпускники часто находят работу в фитнес-центрах, профессиональных спортивных клубах, госпиталях и больницах, лечебно-физкультурных кабинетах. Некоторые уходят в частную практику, оказывая услуги в качестве массажиста или подготавливая туристов к туристическим походам с повышенной физической нагрузкой. Также одна из сфер деятельности, доступной им – органы управления физкультуры и спорта.

Так что специалист найдет применение своим знаниям, ведь в наше время физически ослабленные люди желают поправить здоровье и выглядеть наравне с окружающими, приобрести новые навыки и быть полезными обществу.

Программа «Профессиональная переподготовка по программе «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (252 часа) предусматривает универсальную междисциплинарную подготовку, позволяющую быть спортсменом, учителем и организатором одновременно и поможет решать важнейшие профессионально-педагогические задачи разного характера.
В результате освоения программы повышения квалификации Профессиональная переподготовка по программе «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» (252 часа) слушатели курсов получат следующие знания:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную, физкультурно-спортивную, оздоровительную деятельность;
  • возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию, гигиену;
  • методику преподавания;
  • особенности физического развития обучающихся, воспитанников разного возраста.
Приобретут умения:
  • Проводить групповые и индивидуальные занятия с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп.
  • Использовать средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.
  • Анализировать индивидуальные программы реабилитации инвалидов и исходные данные физической подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий.
  • Осуществлять поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса.
Овладеют:
  • методами спортивной подготовки обучающихся, воспитанников и их оздоровления;
  • современными педагогическими технологиями продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода;
  • методами убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;
  • технологиями педагогической диагностики и коррекции и т.п.

Выдаваемый документ: Диплом о профессиональной переподготовке.

Форма итоговой аттестации: междисциплинарный тест.

  • Раздел 1. Педагогика
    • Педагогика как наука
    • Развитие и формирование личности
    • Проблема содержания образования в педагогическом процессе
    • Инновации в образовании
    • Системно-деятельностный подход в образовании
    • Воспитание в педагогическом процессе
    • Семья как субъект педагогического взаимодействия и социокультурная среда воспитания
  • Раздел 2. Правовые нормы педагогической деятельности
    • Правовые аспекты государственной политики в области образования
    • Особенности правового регулирования трудовых отношений в сфере образования
    • Правовое регулирование имущественных отношений в системе образования
    • Правовое регулирование управленческих отношений
    • Понятие и особенности правового регулирования деятельности образовательного учреждения
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 3. Основы законодательства в сфере физической культуры и спорта
    • Государственная политика в области физической культуры, спорта и олимпийского движения в РФ
    • Нормативно-правовая компетентность тренера-преподавателя в содержании профессионального стандарта педагога дополнительного образования
    • Нормативно-правовые основы разработки программно-методического обеспечения деятельности тренера-преподавателя
    • Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность тренера-преподавателя
    • Международные законодательные акты и федеральные законы по защите прав и свобод ребенка
  • Раздел 4. Теория и методика адаптивной физической культуры
    • Теория и методика адаптивной физической культуры. Современные способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма.
    • Методические особенности проведения занятий в специальных медицинских группах: практический инструментарий
    • Теория и организация адаптивной физической культуры (АФК). Частные методики адаптивного физического воспитания
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 5. Психолого-педагогическое сопровождение уроков физкультуры и занятий спортом
    • Особенности психологического развития лиц, занимающихся физкультурой и спортом на общешкольном и профессиональных уровнях
    • Особенности психолого-педагогического социально-педагогического сопровождения лиц, занимающихся физкультурой и спортом
    • Методика преподавания предмета «Физическая культура»
    • Методические и практические основы видов спорта
    • Проведение занятий в специальных медицинских группах и методика их организации
    • Самостоятельная работа слушателей
  • Раздел 6. Основы спортивной медицины, медицинского контроля и способы оказания первой помощи
    • Спортивная медицина как отрасль научного знания о медицинском обеспечении физической культуры и спорта
    • Основы спортивной медицины: методы исследования физической работоспособности
    • Основы спортивной медицины: врачебно-педагогические наблюдения
    • Физкультура и спорт: оказание первой медицинской помощи
  • Раздел 7. Физиология и гигиена
    • Теоретические основы физиологии человека
    • Физиология и гигиена мышечной деятельности
    • Физиология и гигиена нервной системы
    • Физиология и гигиена: регуляция поз и движений
  • Раздел 8. Практикум по решению профессиональных задач
    • Профессиональная задача в образовательном процессе. Виды и типы профессиональных задач
    • Технология педагогической поддержки детей разного возраста как условие успешности решения профессиональных задач
    • Психолого-педагогическая диагностика как составная часть решения педагогических задач
    • Прогнозирование и проектирование образовательного процесса. Организация образовательной среды для решения педагогической задачи
    • Самостоятельная работа слушателей

Национальный технологический университет (НТУ) имеет лицензию на право осуществления образовательной деятельности по различным программам дополнительного профобразования. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации тренеров-преподавателей по адаптивной физкультуре и спорту проводится в соответствии с Федеральным законом «О внесении изменений в ТК РФ и ст. 11 и 73 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 02 мая 2015 года, касательно обязательности применения профстандартов.

Обучение по профстандарту преподавателя по адаптивной физкультуре

Обучение по профстандарту «Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту» № 136, утвержденному приказом Минтруда РФ № 528н от 04.08.2014 года, позволяет профессионалам использовать полученные знания для адекватной оценки своих возможностей и регулировать дальнейшее получение образования. Работодатели могут применять данный профстандарт при управлении тренерами, а также при построении должностных обязанностей и формировании систем оплаты труда.

Прежде всего, программа профпереподготовки «Тренер-преподаватель по адаптивной физкультуре» будет интересна лицам заинтересованным преподавательством в системе спецобразования и специалистам по методике обучения и воспитательной работе, нуждающимся в дипломе для продолжения карьеры. Данный вид обучения способствует развитию профессионализма работников организаций физкультуры и спорта и выводит их компетенции на новый более качественный уровень.

Обучение тренеров-преподавателей по адаптивной физкультуре и спорту вырабатывает у слушателей навыки:

  • практики и тренировки с лицами с ограниченными возможностями;
  • развития выносливости и здоровья у обучающихся;
  • планирования, учета и анализа результатов тренировок;
  • формирования соревновательной деятельности и т.д.
Повышение квалификации тренеров по адаптивной физкультуре проводится на протяжении всей трудовой деятельности с периодичностью не реже 1 раза в 5 лет и необходимо преподавателям, занимающимся с детьми дошкольного возраста. Делается это в целях актуализации теоретических и практических навыков специалистов ввиду внедрения профессионального стандарта тренера.

Как попасть на обучение в НТУ и почему стоит выбрать именно нас

Для наиболее быстрого получения дополнительного профобразования, свяжитесь с нами по телефону, через форму обратной связи или посетите Национальный технологический университет лично.

Почему стоит выбрать НТУ:

  • обучение по профстандарту тренера-преподавателя проходит в соответствии с действующими государственными стандартами;
  • Вы получаете возможность получения востребованного образования в одном из ведущих учреждений страны;
  • мы предоставляем Вам современные образовательные технологии и материально-техническую базу;
  • наши цены несколько ниже среднерыночных по России;
  • Вы получаете персонального менеджера, индивидуальный подход, бесплатные консультации и многое другое.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и других служащих (ЕКС), 2019
Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в области физической культуры и спорта»
Раздел утвержден Приказом Минздравсоцразвития РФ от 15.08.2011 N 916н

Тренер - преподаватель по адаптивной физической культуре

Должностные обязанности. Проводит групповые и индивидуальные занятия с инвалидами и лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, всех возрастных и нозологических групп. Использует средства и методы физической культуры для проведения образовательной, воспитательной, рекреационно-досуговой, оздоровительной работы, направленной на максимальную коррекцию отклонений в развитии и здоровье занимающихся, на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов. Анализирует индивидуальные программы реабилитации инвалидов и исходные данные физической подготовленности занимающихся и на основе этого комплектует группы для занятий с учетом основного дефекта и психофизического состояния занимающихся, составляет план и подбирает наиболее эффективные методики проведения занятий. Осуществляет поэтапный контроль подготовленности занимающихся и на его основе коррекцию этого процесса. Способствует социализации занимающихся, расширению круга их общения в процессе учебно-тренировочной и соревновательной деятельности, формированию общей культуры и физической культуры личности, максимальному саморазвитию и самосовершенствованию занимающихся путем разработки программ для их индивидуальных занятий. Разрабатывает годовые и текущие планы теоретической, физической, технической, морально-волевой и спортивной подготовки занимающихся. Проводит отбор и спортивную ориентацию наиболее перспективных для дальнейшего спортивного совершенствования занимающихся. Осуществляет контроль за соблюдением антидопинговых правил. Ведет первичный учет, анализ и обобщение результатов работы, вносит предложения руководству учреждения по ее совершенствованию. Соблюдает правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: Конституцию Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность в области физической культуры и спорта; нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти по вопросам здравоохранения, образования инвалидов; теорию и методику адаптивной физической культуры; основы комплексной (медицинской, профессиональной и социальной) реабилитации инвалидов; возрастную и специальную педагогику и психологию; физиологию и гигиену; современные средства и методы физической культуры; способы организации занятий физическими упражнениями при различных нарушениях функций организма; показания и противопоказания к проведению занятий по адаптивной физической культуре; специфику развития интересов и потребностей занимающихся; профилактические и организационные меры безопасности при проведении занятий; порядок проведения врачебного контроля и способы оказания первой помощи; передовой опыт проведения адаптивной физкультурно-оздоровительной работы; порядок составления установленной отчетности; нормативные документы, регламентирующие работу со служебной документацией; основы работы на персональном компьютере; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области физической культуры и спорта и дополнительное профессиональное образование в области адаптивной физической культуры без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области адаптивной физической культуры без предъявления требований к стажу работы.

Есть профессии, о которых мы много наслышаны: юрист, дизайнер или программист. А есть не менее интересные и важные, но не такие «раскрученные». Дабы расширить представление наших читателей о существующих профессиях, «Абитуриент» предлагает интервью с профессором кафедры адаптивной физической культуры МПГУ Михаилом Дмитриевичем Рипой. Наша беседа – о специалистах по адаптивной физической культуре.

– Михаил Дмитриевич, что такое физкультура, мы знаем. А что такое адаптивная физическая культура?
– Адаптивная физическая культура, или, сокращенно, АФК – это физкультура для людей с ограниченными физическими возможностями (инвалидов), также для тех, у кого есть серьезные отклонения в состоянии здоровья, например, больное сердце, плохое зрение, слабый слух – и, наконец, для людей, которые просто недостаточно физически развиты. Например, человек с детства много сидит за компьютером, грудная клетка у него сдавлена, поэтому имеет недостаточный объем, мышцы слабые, осанка нарушена. Он вроде бы здоров, но на уроке физкультуры не может пробежать дистанцию наравне с другими. Вот его надо сначала подвести, так сказать, к «базовому» уровню.
Что касается инвалидов, то тут надо иметь в виду, что речь идет о совершенно разных видах патологии. Сюда относятся ампутанты (не имеющие рук или ног), слепые и слабовидящие, глухие и слабослышащие, люди с диагнозом ДЦП (детский церебральный паралич), с нарушением интеллектуального развития и т. д.
При этом внутри одного диагноза тоже возможны большие различия. Скажем, у ампутантов конечность может отсутствовать полностью или частично; при одних формах ДЦП люди не ходят, но свободно владеют руками, могут играть в мяч – значит, могут участвовать в подвижных играх и в соревнованиях, а при других формах – они лишены этой возможности; умственно отсталые, скажем, физически здоровы, но они очень плохо запоминают, поэтому на усвоение навыков бега, например, у них может уйти больше времени, чем у незрячих. В работе с детьми, страдающими таким недугом, очень важно знать, например, что театрализованные уроки более эффективны, а при проведении соревнований для таких детей нужно, чтобы все они получали награды.

Специалист по АФК в своей работе опирается на заключения врачей, психологов, логопедов, дефектологов и других специалистов, использует апробированные методики – и в то же время применяет индивидуальный подход к каждому занимающемуся. Но при этом абсолютно для всех важно основательно развивать мелкую моторику рук, потому что это поможет людям освоить работу на компьютере, освоить навыки письма, шитья, бытовые навыки.

– Таким образом, специалист по АФК – это учитель физкультуры для людей с дефектами здоровья?
– Вы знаете, в популярной литературе и в произведениях в жанре фэнтези довольно часто встречается понятие «параллельный мир». Это либо тонкий мир, существующий одновременно с нами, но не видимый нами, либо мир, в котором живем те же мы, но судьбы наши складываются по-другому. У меня такое ощущение, что люди, о которых мы сейчас говорим, живут словно бы в таком параллельном мире, и зрячий человек не может до конца прочувствовать, как живется слепому. Он может закрыть глаза и постараться представить себе, как это; но каково это – постоянно жить в темноте, он понять не в состоянии. Но вот он вернулся из Афгана, он ослеп – и он сразу всё понял и всё ощутил.
И вот мне кажется, что специалист по АФК – это человек, которому не обязательно нужно пройти Афган, чтобы понять, как живется «на том берегу реки», это человек, который строит мосты и соединяет оба берега в единый город. Ведь зачастую больные и инвалиды оказываются изолированными от обычной жизни общества, порою это вообще существование в четырех стенах. Задачей же специалиста по АФК является, как в йоге, улучшение душевного состояния человека и воспитание у него потребности в саморазвитии и параллельно с этим повышение уровня его физических способностей.

Одновременно с этим специалист по АФК обязан быть очень хорошо образованным, особенно в своей области.
Впрочем, те, чья работа связана с непосредственным общением с людьми, – учителя, тренеры, режиссеры – должны быть хорошими психологами. А уж профессия, о которой мы здесь говорим, учитывая особенности контингента, вдвойне предполагает в человеке не только наличие прирожденных качеств психолога, но и владение научными психологическими методами, с помощью которых он может грамотно воздействовать на личность занимающегося. Например, в группу, где занимаются тотально слепые или слабовидящие, обычный преподаватель войдет, поздоровается и, может быть, представится. А специалист по АФК подойдет к каждому, представится первым, спросит, как того зовут, и поздоровается за руку. Через этот тактильный контакт ученик лучше почувствует, воспримет своего наставника. В дальнейшем это упростит их взаимодействие.

Специалист по АФК должен быть хорошим тренером, а значит – педагогом, то есть он должен правильно обучать своего подопечного. Таким образом, здесь требуется отличное знание не только методики физкультурной и спортивной подготовки, но и дидактических принципов применения этих методик. Неправильно подобранная нагрузка может навредить здоровью и привести к весьма нежелательным последствиям. Например, инвалиды по слуху обучаться плаванию могут, но прыгать в воду с тумбы вниз головой им разрешать нельзя, потому что вода оказывает сильное давление на барабанные перепонки и это может навредить обучаемому.

Специалист по АФК не врач, но понятно, что его деятельность напрямую связана с медициной. Если уж в большом спорте достижение наивысшего результата во многом обусловлено наработками в области спортивной медицины, то специалист по АФК тем более должен отлично разбираться в особенностях того или иного недуга, От него зависит, какой характер нагрузки следует выбрать в конкретном случае и как правильно ее дозировать. Например, «сердечник», выполняя упражнение «насос» (наклоны в стороны с попеременным подтягиванием рук вдоль туловища), сделает его 6–8 раз, а при заболеваниях органов дыхания рекомендуется большее число наклонов, причем с удлиненным выдохом и произнесением на выдохе гласных и согласных звуков.
Вся работа специалиста должна быть направлена на коррекцию, исправление, улучшение морального и физического состояния больного, на повышение его психологической и физической работоспособности, а значит, должна способствовать лучшей адаптации, приспособленности к жизни в реальном, а не в «параллельном» мире.

– Скажите, должен ли тренер жалеть своего подопечного, уступать ему, идти у него на поводу?
– Жалеть в каком смысле? В смысле, подперев кулаком подбородок, вздыхать жалостливо, конечно, нет. А учитывать особенности, стараться понять причину той или иной реакции, разумеется, да. Тренеру нужно иметь большое терпение, быть очень тактичным, он должен обладать большой силой внушения, иногда даже создавать ситуацию искусственного успеха, чтобы подбодрить занимающегося – и, может быть, самое главное: он должен уважать своего ученика. Я вот лично жалею алкоголиков, наркоманов, потому что они страдают самым страшным недугом – потерей личности. А у моих учеников в смысле силы духа самому можно многому поучиться.
Кстати, показательный пример социализации инвалида – Юрий Вересков. О его жизни говорили и писали много. Я был с ним лично знаком. Он передвигался тогда с костылем. Ногу Юрий потерял еще в детстве, но не впал в уныние, а наоборот, начал интенсивно заниматься физическими упражнениями, причем сначала научился ездить на двухколесном велосипеде, крутя педаль одной ногой. Впоследствии стал тренером и активным спортсменом-параолимпийцем.

Тогда еще и понятия АФК не существовало, но были люди, которые обладали знаниями и желанием помочь. Это было начало. А сегодня успехи наших параолимпийцев в мире доказывают, что своевременный их приход в адаптивную физкультуру и адаптивный спорт позволили им не только значительно укрепить здоровье, развить физические качества, но также раскрыть их спортивные таланты, добиться высоких результатов, а главное – убедительно доказать себе и остальным, что человек всегда способен на большее.

Известны многие другие примеры, когда инвалиды с детства, страдающие ДЦП и прочими недугами, становятся учеными, преподавателями, специалистами в разных областях.

Таким образом, возможности адаптивной физкультуры весьма широки, но при условии, что процесс адаптации находится под руководством и контролем квалифицированных и профессионально подготовленных специалистов.

– А где и как можно получить такую профессию?
– В институтах физической культуры на соответствующих факультетах, в некоторых педагогических вузах, в медицинских университетах. Выпускникам средней школы учиться и при очной, и при заочной формах обучения 4 года, а после окончания медицинского или спортивно-педагогического колледжа – 3 года.
Спектр дисциплин подготовки очень широкий. Это вызвано необходимостью, как говорилось выше, разбираться в самых разнообразных вопросах: от методов лечебного массажа до медицинской экспертизы трудоспособности; от тонкостей психологического консультирования до техники безопасности при занятиях физкультурно-спортивной деятельностью.

Есть общепрофессиональные дисциплины: теория и методика физической культуры, теория и организация адаптивной физической культуры, психология развития, базовые виды двигательной деятельности и методики обучения, анатомия, физиология, биомеханика, общая патология. И это далеко не всё. Есть также основные дисциплины для этой специальности: частная патология, психология болезни и инвалидности, возрастная психопатология, физическая реабилитация, массаж, специальная педагогика, адаптивное физическое воспитание, частные методики АФК и многое другое. И, конечно, есть циклы гуманитарных, социально-экономических, математических и естественно-научных дисциплин.

– На что нужно обратить внимание абитуриенту при выборе данной специальности?
– Профессию эту могут выбирать те девушки и ребята, кто связан с физической культурой и спортом. Я не имею в виду обязательное наличие у них высоких спортивных званий. Я считаю, что дорога в эту профессию открыта тем, кто любит физкультуру и верит в нее как в живительный источник здоровья, воспитания личности и самоутверждения в нашем непростом мире.
Нужно хорошо сдать ЕГЭ по русскому языку, хорошо знать биологию и обществознание и иметь хорошую физическую форму, поскольку вузы могут проводить тестирование физической подготовленности будущих студентов – например, бег на 1000 и 100 м, прыжок с места, подъем туловища из положения лежа, наклон вперед из положения седа, подтягивание на высокой перекладине для юношей и на низкой для девушек.

– Чтобы быть объективными, давайте поговорим и о сложностях данной профессии...
– Направление наше в России сравнительно молодое, так что на пути этой профессии объективно возникают и трудности, которые необходимо преодолевать. В частности, пока еще далеко не все руководители образовательных учреждений осознают значимость и необходимость АФК. Поясню: иногда выпускники вуза, обращаясь по вопросам трудоустройства в школу, сталкиваются с тем, что ставки для учителей физкультуры есть, больных учащихся немало, но нет четко прописанных положений о том, кто же такой специалист по АФК в школе.

– Михаил Дмитриевич, насколько эти сложности непреодолимы и чего в этой профессии больше: плюсов или минусов?
– Поскольку назрела объективная необходимость в подготовке высококвалифицированных кадров по адаптивной и лечебной физической культуре, вопросы регулирования правового положения, трудоустройства, финансирования, я убежден, будут решены. А сегодня уже можно с большой долей уверенности утверждать, что избранный курс подготовки специалистов приносит свои плоды. Иначе, наверное, не может быть, потому что студенты, например, нашего вуза по специальности АФК достаточно успешно проходят серьезную организационно-педагогическую практику на базе ведущих центров реабилитации и коррекционных учреждений разного типа. Там им удается совместить полученные теоретические знания с освоением практических умений и навыков будущей профессии. Наиболее отличившиеся в ходе проведения практики студенты нередко получают возможность трудоустроиться в этих же учреждениях.

– А где вообще работают специалисты по АФК?
– Как устроиться на работу? Можно обратиться в органы здравоохранения или образования, куда поступают запросы на специалистов данного профиля, можно получить информацию через Интернет или в тех учебных заведениях, которые заканчивали. В общем, обычным путем.
Такие специалисты нужны во всех образовательных учреждениях, где есть учащиеся, отнесенные к спецмедгруппе. Они нужны в специальных образовательных учреждениях – речь, прежде всего, идет о школах-интернатах для детей с дефектами развития, о детских домах-интернатах, о психоневрологических диспансерах, о классах коррекции и о коррекционных детских садах. Существуют и детско-юношеские спортивные школы для людей с отклонениями здоровья, федерации, клубы. А кроме того, специалист по АФК найдет себе работу в физкультурно-оздоровительных и реабилитационных центрах, лечебно-профилактических учреждениях, санаториях, домах отдыха.

Вообще он может работать преподавателем, тренером, методистом. Может вести научно-исследовательскую работу, быть консультантом. А еще может работать и в органах управления физической культурой и спортом – федерального, республиканского или регионального уровней.
Среди наших выпускников есть сотрудники известных фитнес-центров, физкультурно-спортивных клубов, клиник и госпиталей, преподаватели лицеев и гимназий, инструкторы ЛФК, спортивные менеджеры. Многие из них занимаются частной практикой, владея в совершенстве техникой разных видов массажа.
И вообще, возможность применить себя у специалиста по АФК большая. Почему? Потому что в современных условиях многие ослабленные и больные люди хотят наравне со здоровыми сверстниками играть в футбол и баскетбол, заниматься тяжелой атлетикой и гольфом, плавать, ходить в длительные туристические походы. Обо всем об этом еще недавно не приходилось многим и слышать. Но сегодня люди с ограниченными возможностями занимаются освоением компьютерной техники, приобретают интересные профессии и ремесла, желают быть гражданами, полезными для общества.