Психическое развитие ребенка с церебральным параличом. Особенности формирования личности у детей с ДЦП Формирование личности детей с дцп


Оглавление
1. Причины нарушений развития личности детей с ДЦП 1
2. Специфика личностного развития и формирования коммуникативных функций 1
3. Характеристика формирования образа «Я» 4
4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП 5
5. Взаимоотношения со сверстниками и членами семьи как фактор развития личности детей с нарушениями ОДА 5

4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП
Проявляются в повышенной возбудимости, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям. Обычно эти дети беспокойны, склонны к вспышкам раздражительности, упрямству. Более многочисленная их группа, напротив, отличается вялостью, пассивностью, безынициативностью, нерешительностью, заторможенностью. Многим детям свойственна повышенная впечатлительность, они болезненно реагируют на тон голоса и нейтральные вопросы и предложения, отмечают малейшее изменение в настроении близких. Часто у детей с ДЦП наблюдается расстройство сна: спят беспокойно, со страшными сновидениями. Повышенная утомляемость характерна практически для всех детей с ДЦП. Важно, чтобы ребенок начал осознавать себя таким, ........

Анализ специальных литературных данных показал, что проблемами формирования и развития абилитационных и реабилитационных процессов у детей с ДЦП занимались такие авторы как Козявкин В.И., Шестопалова Л.Ф., Подкорытов B. C., Качесов В.А., Грибовская В.А., Пономарева Г.А, Лобов М.А., Артемьева С.Б., Лапочкин О.Л., Ковалев В.В., Калижнюк Э.С. , М.Б. Эйдинова, Е.К. Правдина-Винарская, К.А. Семенова, Е.М. Мастюкова, М.Я. Смуглин, Н.М. Махмудова, Л.О. Бадалян, А.Е. Штеренгерц, В.В. Польской, С.К. Евтушенко, В.С. Подкорытов, П.Р. Петрашенко, Л.Н. Малышко, Т.С. Шуплецова, Л.П. Васильева, Ю.И. Гарус, Е.В. Шульга, Д.П. Астапенко, Н.В. Красовская, А.М. Бокач, А.П. Потеенко, Т.Н. Бузенкова и др.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с диагнозом ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;

социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов.

Другими словами, на развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Поэтому всегда нужно помнить о том, что личностные особенности детей, страдающих ДЦП, - результат тесного взаимодействия этих двух факторов. Следует заметить, что родители, при желании, могут смягчить фактор социального воздействия.

Особенности личности ребенка с аномалиями в развитии, в том числе ДЦП, связана, в первую очередь, с условиями ее формирования, которые значительно отличаются от условий развития нормального ребенка.

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка психического развития по типу так называемого психического инфантилизма. Под психическим инфантилизмом понимается незрелость эмоционально-волевой сферы личности ребенка. Это объясняется замедленным формированием высших структур мозга (лобные отделы головного мозга), связанных с волевой деятельностью. Интеллект ребенка может соответствовать возрастным нормам, при этом эмоциональная сфера остается несформированной.

При психическом инфантилизме отмечаются следующие особенности поведения: в своих действиях дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия, они эгоцентричны, не способны продуктивно работать в коллективе, соотносить свои желания с интересами окружающих, во всем их поведении присутствует элемент "детскости". Признаки незрелости эмоционально-волевой сферы могут сохраняться и в старшем школьном возрасте. Они будут проявляться в повышенном интересе к игровой деятельности, высокой внушаемости, неспособности к волевому усилию над собой.

Такое поведение часто сопровождается эмоциональной нестабильностью, двигательной расторможенностью, быстрой утомляемостью.

Несмотря на перечисленные особенности поведения, эмоционально-волевые нарушения могут проявлять себя по-разному.

В одном случае это будет повышенная возбудимость. Дети этого типа беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Другую категорию, напротив, отличает пассивность, безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). Эти особенности личности и поведения гораздо чаще встречаются у детей, больных ДЦП.

Но есть ряд качеств, характерных для обоих типов развития. В частности, у детей, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, часто можно наблюдать расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают.

Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Отчасти, это можно объяснить эффектом компенсации: двигательная активность ребенка ограничена, и на фоне этого органы чувств, напротив, получают высокое развитие. Благодаря этому они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер; вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать у них негативную реакцию.

Повышенная утомляемость - еще одна отличительная особенность, характерная практически для всех детей с ДЦП. В процессе коррекционной и учебной работы, даже при условии высокого интереса к заданию, ребенок быстро устает, становится плаксивым, раздражительным, отказывается от работы. Некоторые дети в результате утомления становятся беспокойны: темп речи ускоряется, при этом она становится менее разборчивой; наблюдается усиление гиперкинезов; проявляется агрессивное поведение - ребенок может разбрасывать находящиеся поблизости предметы, игрушки.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

Факторы, оказывающие влияние на волю ребенка можно разделить на:

внешние, к которым относятся условия и характер заболевания, отношение окружающих к больному ребенку;

и внутренние, такие, как отношение ребенка к самому себе и к собственной болезни.

Слабость воли у большинства детей, страдающих ДЦП, напрямую связана с особенностями воспитания. Очень часто в семье с больным ребенком можно наблюдать такую картину: внимание близких сосредоточено исключительно на его болезни, родители проявляют беспокойство по каждому поводу, ограничивают самостоятельность ребенка, опасаясь, что он может пораниться или упасть, оказаться неловким. В такой ситуации сам ребенок неизбежно будет чрезмерно беспокоен и тревожен. Даже грудные малыши тонко чувствуют настроение близких и атмосферу окружающего их пространства, которые в полной мере передаются и им. Эта аксиома верна для всех детей - и больных, и здоровых. Что же говорить о детях, страдающих нарушениями опорно-двигательного аппарата, которых отличает повышенная впечатлительность и острота чувств?

Важность воспитательной позиции родителей по отношению к детям с ДЦП подтверждает и тот факт, что встречающиеся среди них ребята с высоким уровнем волевого развития являются выходцами из благополучных в смысле психологического климата семей. В таких семьях родители не зациклены на болезни ребенка. Они стимулируют и поощряют его самостоятельность в пределах допустимого. Они стараются сформировать у ребенка адекватную самооценку. Их отношение можно выразить формулой: "Если ты не похож на других, это не значит, что ты хуже".

Нельзя упускать из виду и отношение к болезни самого ребенка. Очевидно, что и на него существенным образом влияет обстановка в семье. Исследования показали, что осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;

ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому дефекту опять же ложится на плечи родителей. Очевидно, что этот непростой период развития требует от них особенного терпения и понимания. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов. К примеру, переживания ребенка по поводу своей внешности вполне реально преодолеть благодаря хорошо поставленной психологической работе с ним.

Таким образом, особенности развития личности и эмоционально-волевой сферы ребенка с ДЦП во многом зависят не только от специфики заболевания, но в первую очередь от отношения к ребенку родителей и близких. А потому не стоит считать, что причина всех неудач и сложностей воспитания - недуг малыша. Поверьте, в ваших руках достаточно возможностей для того, чтобы сделать из своего малыша полноценную личность и просто счастливого человека.

Особенности формирования личности и эмоционально-волевой сферы у детей с ДЦП могут быть обусловлены двумя факторами:

  • -биологическими особенностями, связанными с характером заболевания;
  • -социальными условиями - воздействием на ребенка семьи и педагогов .

Тяжелые повреждения ЦНС, следствием которых является ДЦП, влияют, как уже много раз упоминалось, на ее функциональное состояние. Его стабильное ухудшение проявляется не только недостатками умственной работоспособности, но и симптоматикой эмоциональных нарушений, предрасполагающих к отклонениям личности.

Для детей с ДЦП характерны разнообразные расстройства эмоционально-волевой сферы, в частности, расстройства сна. Их мучают ночные кошмары, они тревожно спят, с трудом засыпают. Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью. Они чутко относятся к поведению окружающих и способны уловить даже незначительные изменения в их настроении. Однако эта впечатлительность зачастую носит болезненный характер. Вполне нейтральные ситуации, невинные высказывания способны вызывать негативную реакцию.

На развитие и формирование личности ребенка, с одной стороны, существенное влияние оказывает его исключительное положение, связанное с ограничением движения и речи; с другой стороны - отношение семьи к болезни ребенка, окружающая его атмосфера. Родители, при желании, могут создать ребенку условия для социальных контактов, а могут и изолировать его от общества, усугубив эмоциональное неблагополучие.

Эмоционально-волевые нарушения при ДЦП различны. У одних детей они проявляются в виде повышенной эмоциональной возбудимости, раздражительности, двигательной расторможенности; у других - в виде заторможенности, застенчивости, робости; для третьих типично состояние полного безразличия, равнодушия, безучастного отношения к окружающим .

При повышенной возбудимости дети беспокойны, суетливы, раздражительны, склонны к проявлению немотивированной агрессии. Для них характерны резкие перепады настроения: они то чрезмерно веселы, то вдруг начинают капризничать, кажутся усталыми и раздражительными.

Для пассивных детей типична безынициативность, излишняя застенчивость. Любая ситуация выбора ставит их в тупик. Их действиям свойственна вялость, медлительность. Такие дети с большим трудом адаптируются к новым условиям, тяжело идут на контакт с незнакомыми людьми. Им свойственны различного рода страхи (высоты, темноты и т.д.). В любом случае у детей есть сложности эмоциональной децентрации, а также алекситимия.

Большинство авторов отмечает пониженную мотивацию к деятельности, страхи передвижения и общения, стремление к ограничению социальных контактов. Причинами подобных симптомов называют изнеживающее воспитание и реакцию на свой дефект .

Экспериментально-психологические исследования выявляют преобладание в мотивационной сфере ребенка с ДЦП мотива подчинения взрослому, что тормозит формирование собственных активных личностных установок. Проявляется отчетливая тенденция к формированию низкого уровня притязаний, сочетающегося с избирательно завышенной самооценкой в отношении своего здоровья (90% детей считают себя здоровыми), что, по-видимому, является защитным механизмом .

По данным М.В. Вагиной общий уровень самооценки у испытуемых низок и отражает внутриличностный конфликт, неудовлетворенность собой, нарушение критичности и адекватности самоотношения. Самооценка испытуемых зависела от ситуационных и внешних факторов. Одним из ведущих мотивов деятельности являлось стремление быть принятыми, боязнь отвержения. Это приводило к неуверенности, лишним переживаниям, эмоциональной напряженности, очевидным в поведении.

Исследование показало, что наибольшую значимость для подростков имеют особенности физического облика. Свою адаптированность они оценивают низко, но стараются адаптироваться, соответствовать требованиям. Последнее удается не всегда.

При ДЦП двигательная недостаточность и ряд сопутствующих факторов могут приводить к формированию патологических свойств личности. На грубую органическую патологию неизбежно наслаиваются воздействия социальных факторов (недоброжелательное отношение сверстников, чрезмерное внимание окружающих, разлука с матерью или неполноценная семья, психическая травматизация в связи с лечебными процедурами, затруднения в процессе обучения из-за двигательных нарушений, неправильное воспитание по типу гиперопеки). Тогда ребенок обнаруживает признаки патохарактерологического формирования личности .

Для большинства детей с ДЦП характерна задержка личностного развития по типу психического инфантилизма: наивность, безответственность, эгоцентризм, слабость волевых установок. Дети руководствуются в первую очередь эмоцией удовольствия. У подростков отклонения личности проявляются в высокой внушаемости, слабости самоконтроля. При сниженном интеллекте для них типичен низкий познавательный интерес, недостаточная критичность, безразличие.

Осознание дефекта у детей с ДЦП проявляется к 7-8 годам и связано с их переживаниями по поводу недоброжелательного отношения к ним со стороны окружающих и нехваткой общения. На сложившуюся ситуацию дети могут реагировать по-разному:

Ребенок замыкается в себе, становится чрезмерно робким, ранимым, стремится к уединению;

Ребенок становится агрессивным, легко идет на конфликт.

В связи с переживанием чувства неполноценности у ребенка возникают психогенные реакции, которые в случае гиперкомпенсации формируются в двух направлениях: пассивно-оборонительном и агрессивно-защитном. Такие дети стараются завоевать авторитет среди сверстников излишней бравадой, грубостью, драками. Отклонения поведения усугубляются патологией влечений в виде склонности к вредным привычкам, повышенной сексуальности.

С начала подросткового возраста нельзя забывать о такой проблеме как суицид. У детей с ДЦП наблюдается недостаточно адекватная оценка последствий аутоагрессивных действий. Как правило, мотивы, ведущие к самоубийству незначительны. Это затрудняет его предотвращение. Суицидальная попытка часто связана с депрессией, которая носит скрытый характер. Нередко встречается демонстративное суицидальное поведение с целью наказать родителей, обидчика. Суицид часто осуществляется на высоте сильного переживания. Наиболее глубокое переживание дефекта наблюдается в подростковом возрасте, после окончания школы-интерната и попадания в среду здоровых сверстников .

Исследования Е.Н. Дмитриевой были посвящены изучению психологического времени личности детей и подростков с ДЦП. Оказалось, что в большинстве случаев они оптимистично смотрят в будущее (70 %), но негативно относятся к своему личному прошлому. Приблизительно для каждого десятого испытуемого типично неадекватное отношение к будущему, завышенные ожидания от него.

Нелегкая задача по формированию у ребенка отношения к собственному физическому недостатку ложится на плечи родителей. Нельзя пренебрегать и помощью специалистов, в первую очередь, психологов, которые помогают сгладить переживания по поводу двигательных недостатков.

Еще одна область, в которой родители могут столкнуться с серьезными проблемами - это волевая активность ребенка. Любая деятельность, требующая собранности, организованности и целенаправленности, вызывает у него затруднения. Как уже отмечалось ранее, психический инфантилизм, свойственный большинству детей с ДЦП, накладывает существенный отпечаток на поведение ребенка. Например, если предложенное задание потеряло для него свою привлекательность, ему очень сложно сделать над собой усилие и закончить начатую работу.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ ПО КУРСУ

«ПСИХОЛОГИЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ОДА»

Основные темы

1. Механизмы двигательных нарушений при ДЦП, особенности моторного развития детей с ДЦП.

2. Особенности сенсорных нарушений у детей с ДЦП, основные направления коррекционной работы.

3. Нарушения речи у детей с ДЦП, особенности дизартрий при различных формах ДЦП.

4. Современные методы восстановительного лечения и реабилитации больных с ДЦП.

5. Особенности психического развития детей с ДЦП (влияние неблагоприятных факторов: экзогенных и эндогенных)

6. Основные типы семейного воспитания детей с ДЦП: гипопротекция, гиперпротекция.

7. Реакция семьи на рождение больного ребенка – основные этапы реагирования, направления семейной психотерапии

8. Особенности эмоционально-волевой сферы детей с ДЦП.

9. Неврозы и невротические реакции детей с ДЦП (причины, уровни реагирования, проявления)

Особенности личности детей с ДЦП

11. Страхи и неврозы у детей с ДЦП.

12. Особенности семейного воспитания детей с ДЦП.

13. Проблемы коррекционно-развивающего обучения детей с церебральным параличом.

14. Социальная реабилитация детей с ДЦП.

15. Особенности психокоррекции детей с ДЦП.

1. Абрамович-Лехтман Р.Я.. Об особенностях нервно-психического развития детей с церебральным параличом. Л. 1966

2. Акош К, Акош М. Помощь детям с церебральным параличом. Кондуктивная педагогика: Книга для родителей /Пер. с англ. С Вишневской, М, 1994

3. Архипова Е.Ф. Коррекционная работа с детьми с церебральным параличом – М., 1989

4. Бадалян Л.О. Актуальные проблемы эволюционной неврологии и развитие мозга ребенка. /Методологические аспекты науки о мозге. М., 1983

5. Балалян Л.О. и др. Детские церебральные параличи – Киев, 1988

6. Венгер Л.А., Венгер А.Л.. Домашняя школа. М. 1994.

7. Глезерман Т.Б. Мозговые дисфункции у детей. М., 1983

8. Горинова З.В., Егорова Т.Д.. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.

9. Данилова Л.А., Стока К., Казицына Г.Н. Особенности логопедической работы при детском церебральном параличе. СПб, 1997

10. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастрюкова Е.М.. Воспитание детей с церебральным параличом в семье. М. 1993.

11. Ипполитова М.В., Бабенкова Р.Д., Мастюкова Е.М. оспитание детей с церебральным параличом в семье: книга для родителей. М.: Просвещение, 1994

12. Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах – Киев, 1987

13. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985

14. Комплексная реабилитация детей с детским церебральным параличом /Под ред. К.А. Семеновой и др. – М. – СПб, 1988

15. Коррекционно-педагогическая работа в школе для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. /Под ред. И.А. Смирновой. – СПб.: ИСПиП. 2000

16. Лебединский В.В.. Нарушения психического развития у детей. М. 1985.

17. Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технология обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата – М, 2000

18. Левченко И.Ю., Приходько О.Г.. Технологии обучения и воспитания детей с нарушением ОДА. М. 2001.

19. Лурия А.Р. Высшие корковые функции у человека и их нарушения при локальных поражениях мозга. М. 2000

20. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. М. 1996

22. Мамайчук И.И.. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб 2003.

23. Мардахаева Л.В.. Социально-педагогическая реабилитация детей с ДЦП. Курск 2001.

24. Мастюкова Е.М. и др. Нарушения речи у детей с церебральным параличом – М., 1985

25. Мастюкова Е.М. Физическое воспитание детей с церебральным параличом. М.: Просвещение. 1991

26. Особенности психофизического развития учащихся специальных школ для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата /Под ред. Е.М. Мастрюковой и др. – М, 1984

27. Особенности умственного и речевого развития учащихся с церебральным параличом /Под ред. М.В. Ипполитовой и др. – М., 1989

28. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М. – Воронеж. 1996

29. Семенова К.А.. Детский церебральный паралич. М 1998.

30. Специальная педагогика /Под ред. Н.М. Назаровой – М, 2000

31. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. М., 1988

32. Степанова Г.А., Кулькова Е.Я.. Социализация и реабилитация детей с ограниченными возможностями. 2003.

33. Тюрин А.В. Профессиональная ориентация инвалидов с нарушением опорно-двигательной системы. Методическое пособие. М.: МИИ. 1999, 64 с.

34. Хайрулина И.А., Горбунова С.Ю.. Формирование первоначальных навыков письма. Программа подготовке к школе детей с тяжелыми нарушениями речи и ОДА. М. 1998.

35. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – СПб., 2001

36. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич – хрестоматия, СПб., 2003

37. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Данилова Л.А., Смирнова И.А. Реабилитация детей с проблемами в интеллектуальном и физическом развитии. СПб.: Образование. 1995


Развитие эмоциональной сферы в детстве. Причины отклонений в развитии эмоциональной сферы у детей. Полиморфность группы детей с эмоциональными расстройствами. Синдром раннего детского аутизма (РДА) как вариант нарушенного развития. Уровни эмоциональной регуляции в детском возрасте и психологическая классификация РДА. Особенности психического развития детей с синдромом РДА. Проблемы дифференциальной диагностики РДА от сходных состояний. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, страдающими синдромом РДА.

Непатологические формы нарушения поведения у детей и подростков. Дети с реактивными и конфликтными переживаниями. Синдром постреактивного расстройства. Акцентуации характера личности. Патологические формы девиантного поведения. Дисгармонический тип психического дизонтогенеза. Организация и содержание психокоррекционной работы с детьми, имеющими нарушения поведения.

Контрольные вопросы и задания

1.Основные закономерности эмоционального развития ребенка.

2.Сущность уровневой регуляции эмоционального поведения у ребенка.

3.Основные формы эмоциональных нарушений в детстве.

4.Причины эмоциональной и поведенческой патологии.

5.Своеобразие психического развития в условиях раннего детского аутизма.

7.Виды нарушений поведения.

8.Основные проявления посттравматического синдрома.

9.Понятия об акцентуациях и психопатиях.

10.Виды психопатий и их классификации.

11. Основные направления психокоррекционной работы при патохарактерологических нарушениях.

Литература

1. Беличева С.А. Превентивная психология. - М, 1994.

2. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности (в
норме и отклонении). - М., 1990.

3. Бютнер К. Жить с агрессивными детьми - М., 1991.

4. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка. - М.,
1986.

5. Каган В.Е. Аутизм у детей. - Л., 1981.

6. Каган В.Е. Неконтактный ребенок. - СПб, 1996.

7. Лебединская К.С. и др. Подростки с нарушениями в аффективной сфере. -
М., 1988.

8. Личко А.Е. Подростковая психиатрия. - М., 1986.

9. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983.

10. Никольская О.С. и др. Аутичный ребенок. - М., 1997.

11. Хрестоматия по аутизму./Под ред. Л.М.Шипицыной и Д.Н.Исаева. - СПб,
1997.

12. Шипицына Л.М., Иванов Е.С. Нарушения поведения учащихся
вспомогательной школы. - СПб, 1992.

13. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция./Под ред.
Лебединского В.В. и др.. - М., 1990.

В этой статье:

Прежде чем говорить о том, какие особенности характерны для детей с ДЦП, скажем несколько слов о самом заболевании, причинах его появления и главных симптомах.

Итак, ДЦП -

это детский церебральный паралич. Он возникает на фоне поражения центральной нервной системы. Основными причинами появления недуга принято считать:

  • интоксикацию организма беременной женщины;
  • вредные привычки беременной;
  • неблагоприятную экологическую обстановку;
  • инфекции у беременнной и пр.

Инфекционные заболевания, поражающие будущую маму, по статистике являются наиболее очевидной и частой причиной последующего поражения нервной системы малыша. Энцефалитные вирусные заболевания приводят к аутоиммунному воспалению, на фоне чего развивается кислородное голодание головного мозга малыша и, как следствие, задержка в росте и развитии.

Признаки паралича у детей

Симптомы ДЦП у детей могут быть самыми разными, с отличными друг от друга вариантами нарушений расстройств в работе опорно-двигательного аппарата, а также с разной приспособленностью к восприятию информации, расстройствами речи малыша и т.д. Болезнь характеризуется тонусом мышц тела, имеющим связь с определенной позой. Во время физической активности мышцы также сильно напрягаются, повышается тонус.

Дети, страдающий синдромом ДЦП, могут нормально жить в современном
мире здоровых людей и, несмотря на частичную неполноценность, имеют возможность делать все то, что делают обычные люди:

  • писать;
  • читать;
  • одеваться и пр.

Главную сложность для них представляет передвижение. Лишь в отдельных случаях оно будет возможно без помощи. Чаще всего дети будут нуждаться в физической поддержке взрослых.

Свою роль в развитии заболевания играет активность стволовых клеток, постоянно увеличивающаяся на протяжении жизни. Если сравнивать активность клеток ребенка с ДЦП с активностью тех же стволовых клеток здорового малыша, то можно будет отметить, что во втором случае она уменьшается. Именно этим фактом и объясняется развитие патологии.

Дети с ДЦП: развитие личности и эмоционально-волевой сферы

У детей с диагнозом «детский церебральный паралич» отмечается повышенная тревожность. У большей части также фиксируется задержка психического развития - так называемый психический инфантилизм. Речь идет о незрелой эмоционально-волевой сфере личности детей, что вызвано сбоями в процессе формирования лобных отделов головного мозга, отвечающих за этот вид деятельности.

Примечательно,
что на интеллекте, развитие которого отвечает возрасту детей, заболевание может не отразиться, а вот эмоциональная сфера так и останется незрелой.

Психический инфантилизм характеризуется следующими особенностями:

  • дети стараются делать только то, что им приносит удовольствие;
  • они проявляют повышенную эгоцентричность;
  • не умеют работать в команде;
  • неспособны соотносить собственные желания с интересами близких;
  • ведут себя «по-детски».

Все эти признаки могут сохраняться в течение жизни, в том числе и в старшем возрасте. Дети будут проявлять повышенный интерес к играм, обладать высокой степенью внушаемости и доверчивости, не смогут совершить волевое усилие над собой. Все эти качества могут сопровождаться чрезмерной утомляемостью, эмоциональной подвижностью и двигательной расторможенностью.

Детей с проявляющимся психическим инфантилизмом можно разделить на две категории:

  • демонстрирующих повышенную возбудимость;
  • пассивных.

В первом случае дети проявляют себя активными, суетливыми, раздражительными, склонными к беспричинной агрессии и беспокойству. Смены настроения для них являются нормальным явлением: малыши
могут быть веселыми и счастливыми и через минуту уже демонстрировать гнев, усталость и раздражение.

Во втором случае дети, наоборот, излишне спокойны, не проявляют инициативу, стеснительны. Они медлительные и вялые, не могут самостоятельно найти выход даже из самой простой ситуации. Таким детям крайне сложно найти свое место в обществе, они плохо приспосабливаются к новым условиям, не доверяют незнакомым людям. Кроме того, им свойственны фобии, которые их преследуют на протяжении всей жизни.

Общие признаки детей с ДЦП в области развития эмоционально-волевой сферы

Для упомянутых выше двух типов развития детей с поражениями центральной нервной системы выделяют несколько общих качеств, которые проявляются у большинства из них. Так, например, практически все больные малыши имеют проблемы со сном: страдают бессонницей, мучаются от ночных кошмаров.

Характерным признаком малышей с ДЦП является повышенный уровень впечатлительности. Это связано с ограниченной
двигательной активностью, в результате чего наблюдается резкий скачок в развитии органов чувств.

Проявляется это острой чувствительностью детей, способностью реагировать даже на незначительные перемены в настроении окружающих. Порой такая чувствительность имеет болезненный характер, то есть обычные ситуации или совершенно невинные выражения могут детей рассердить или довести до слез.

Еще одна особенность развития детей с ДЦП, которую можно наблюдать у подавляющего большинства – быстрая утомляемость. Малыши быстро устают, даже практически ничего не делая, проявляют повышенное беспокойство. Их речь становится ускоренной, неразборчивой, малыш становится агрессивным, может начать разбрасывать все, что попадается под руку.

Волевая активность детей с ДЦП, вернее, ее отсутствие - еще одна общая проблема. Практически любой вид деятельности, подразумевающей собой собранность, терпеливость, организованность и целенаправленность, для этих детей связан с определенными сложностями.

Основная причина - все тот же психический инфантилизм, который наложил свой отпечаток на поведение малыша. Например, детям крайне сложно доводить до конца дело, которое
не кажется им интересным. Сделать усилие и завершить начатое - это для них практически невыполнимая миссия.

Все вышеописанное приводит к тому, что малыш растет застенчивым, неуверенным в себе, несамостоятельным и без желания добиваться цели. С годами он привыкает к такому положению вещей, становится экоцентричной личностью, которая знает, как манипулировать людьми, и делает это намеренно.

Физическое развитие детей с ДЦП

Нюансы физического развития детей с ДЦП не связаны с их эмоциональным состоянием. Тем не менее, подбирая занятия для развития физической активности малыша, нужно учитывать его особенности.

Как правило,
ограниченная двигательная активность становится причиной развития у малышей неправильного положения. В результате они начинают воспринимать положение собственного тела некорректно. Специалисты, так же как и родители, должны приложить усилия к тому, чтобы исправить ситуацию, направляя действия на постепенное формирование основных двигательных функций малыша.

Самый приемлемый вариант для работы с ребенком, которому поставлен диагноз «ДЦП» - это массаж и лечебная гимнастика. В каждом отдельном случае это должен быть индивидуальный комплекс упражнений, подобранный с учетом формы и степени тяжести заболевания.

Речевое развитие малыша

Задержка речевого развития - еще одна особенность, характерная для большей части детей с ДЦП. Уровень задержки будет связан с типом повреждения мозговых структур.

Малыши с ДЦП ограничены в общении, не могут себе
позволить так же активно познавать окружающий мир, как и здоровые дети. Именно это становится основной причиной скудного словарного запаса. Более того, сознание больного малыша препятствует адекватной оценке действий или предметов, показывая некорректные образы.

Решить эту проблему помогут специальные игры, с помощью которых можно будет помочь детям формировать представление обо всем, что они видят вокруг себя. Играть малыши должны с близкими и друзьями. В этом случае можно будет добиться позитивной динамики.

Особенности развития моторики у детей с ДЦП

У детей, больных ДЦП, обычно бывает поражена одна из рук, которой они не способны работать так же, как здоровой рукой. Координация движений у таких малышей сильно нарушена, во время ходьбы они неправильно ставят ноги, из-за чего походка становится
неустойчивой. Малейшее препятствие или сильный испуг могут стать причиной внезапного падения.

Чаще всего малыши неспособны полноценно себя обслуживать самостоятельно из-за незрелости соответствующих навыков. Кроме того, этим детям сложно научиться писать, рисовать, предметно-практическая деятельность у них носит ограниченный характер.

В некоторых случаях у детей проявляется повышенный уровень слюноотделения. Они быстро утомляются и поэтому нуждаются в регулярных паузах для отдыха. Во время работы с карандашом или ручкой пальцы больных детей вялые либо же, наоборот, перенапряжены.

Особенно остро проявляются дефекты моторики рук во время формирования бытовых и трудовых навыков. Во время занятий трудом таким малышам сложно делать поделки из пластилина, который у них не получается поделить на части или правильно раскатать. Кроме того, у них наблюдаются незрелые функции дифференциации захвата, сложности с удерживанием предметов и соразмерением двигательных задач с мышечными усилиями.

Во время подвижных игр дети с диагнозом ДЦП также имеют сложности. Они не могут правильно повторить упражнения за взрослыми, неспособны сохранять равновесие в статичной позе, соблюдать правильную амплитуду движений, ритм, согласовывать движения тела и конечностей.

У детей дошкольного возраста ДЦП - это не только сложности с захватом и использованием предметов, но и сбои дыхания, аритмия.

Лечение и реабилитация

Диагноз «ДЦП» - это определенные ограничения на всю жизнь. Тем не менее правильное лечение и реабилитация помогут малышу уменьшить последствия поражения нервной системы и обрести свое место в обществе.

Двигательные особенности в процессе развития заболевания в детском возрасте можно корректировать, устанавливая правильный мышечный стереотип, фиксируя позы и так далее.

Кроме того,
для решения проблемы не только двигательной активности, но и умственного развития по отношению к таким детям применяется методика, позволяющая воздействовать на заболевание, которое стало основной причиной развития недуга.

К сожалению, сегодня нет универсальных, действующих на сто процентов методов лечения детского церебрального паралича. Правильным будет совмещать сразу несколько способов воздействия на организм, применяя по отношению к нему:

  • массаж;
  • медицинские препараты для нормализации тонуса мышечной массы и пр.

Также используются такие приемы, как специальные нагрузочные костюмы, терапия Бобат, ходунки, велосипеды, вертикализаторы и пр. В случаях, когда корректировка всеми описанными выше способами невозможна, не исключают хирургическое вмешательство. Цель операций - пластика мышц и сухожилий для возвращения им стандартной структуры и формы. Кроме того, во время операций возможно удаление контрактуры.

Если помочь разрешить проблему хотя бы частично сможет вмешательство нейрохирурга, то и эти операции также будут целесообразными. Как правило, в ходе такого вмешательства работают над стимуляцией спинного мозга и удалением поврежденных участков.

Наряду со всеми перечисленными выше методами лечения ДЦП к больным детям применяется анималотерапия, когда в процессе воздействия на малыша принимают участие животные, например лошади, дельфины или собаки.