Фильм культура в предвоенные годы. Культура ссср в предвоенное десятилетие. Начальный период великой отечественной войны

Соглашение

Правила регистрации пользователей на сайте "ЗНАК КАЧЕСТВА":

Запрещается регистрация пользователей с никами подобными: 111111, 123456, йцукенб, lox и.т.п;

Запрещается повторно регистрироваться на сайте (создавать дубль-аккаунты);

Запрещается использовать чужие данные;

Запрещается использовать чужие e-mail адреса;

Правила поведения на сайте, форуме и в комментариях:

1.2. Публикация в анкете личных данных других пользователей.

1.3. Любые деструктивные действия по отношению к данному ресурсу (деструктивные скрипты, подбор паролей, нарушение системы безопасности и т.д.).

1.4. Использование в качестве никнейма нецензурных слов и выражений; выражений, нарушающие законы Российской Федерации, нормы этики и морали; слов и фраз, похожих на никнеймы администрации и модераторов.

4. Нарушения 2-й категории: Наказываются полным запретом на отправления любых видов сообщений сроком до 7 суток. 4.1.Размещение информации, подпадающей под действие Уголовного Кодекса РФ, Административного Кодекса РФ и противоречащей Конституции РФ.

4.2. Пропаганда в любой форме экстремизма, насилия, жестокости, фашизма, нацизма, терроризма, расизма; разжигание межнациональной, межрелигиозной и социальной розни.

4.3. Некорректное обсуждение работы и оскорбления в адрес авторов текстов и заметок, опубликованных на страницах "ЗНАК КАЧЕСТВА".

4.4. Угрозы в адрес участников форума.

4.5. Размещение заведомо ложной информации, клеветы и прочих сведений, порочащих честь и достоинство как пользователей, так и других людей.

4.6. Порнография в аватарах, сообщениях и цитатах, а также ссылки на порнографические изображения и ресурсы.

4.7. Открытое обсуждение действий администрации и модераторов.

4.8. Публичное обсуждение и оценка действующих правил в любой форме.

5.1. Мат и ненормативная лексика.

5.2. Провокации (личные выпады, личная дискредитация, формирование негативной эмоциональной реакции) и травля участников обсуждений (систематическое использование провокаций по отношению к одному или нескольким участникам).

5.3. Провоцирование пользователей на конфликт друг с другом.

5.4. Грубость и хамство по отношению к собеседникам.

5.5. Переход на личности и выяснение личных отношений на ветках форума.

5.6. Флуд (идентичные или бессодержательные сообщения).

5.7. Преднамеренное неправильное написание псевдонимов и имен других пользователей в оскорбительной форме.

5.8. Редактирование цитируемых сообщений, искажающее их смысл.

5.9. Публикация личной переписки без явно выраженного согласия собеседника.

5.11. Деструктивный троллинг - целенаправленное превращение обсуждения в перепалку.

6.1. Оверквотинг (избыточное цитирование) сообщений.

6.2. Использование шрифта красного цвета, предназначенного для корректировок и замечаний модераторов.

6.3. Продолжение обсуждения тем, закрытых модератором или администратором.

6.4. Создание тем, не несущих смыслового наполнения или являющихся провокационными по содержанию.

6.5. Создание заголовка темы или сообщения целиком или частично заглавными буквами или на иностранном языке. Исключение делается для заголовков постоянных тем и тем, открытых модераторами.

6.6. Создание подписи шрифтом большим, чем шрифт поста, и использование в подписи больше одного цвета палитры.

7. Санкции, применяемые к нарушителям Правил Форума

7.1. Временный или постоянный запрет на доступ к Форуму.

7.4. Удаление учетной записи.

7.5. Блокировка IP.

8. Примечания

8.1.Применение санкций модераторами и администрацией может производиться без объяснения причин.

8.2. В данные правила могут быть внесены изменения, о чем будет сообщено всем участникам сайта.

8.3. Пользователям запрещается использовать клонов в период времени, когда заблокирован основной ник. В данном случае клон блокируется бессрочно, а основной ник получит дополнительные сутки.

8.4 Сообщение, содержащее нецензурную лексику, может быть отредактировано модератором или администратором.

9. Администрация Администрация сайта "ЗНАК КАЧЕСТВА" оставляет за собой право удаления любых сообщений и тем без объяснения причин. Администрация сайта оставляет за собой право редактировать сообщения и профиль пользователя, если информация в них лишь частично нарушает правила форумов. Данные полномочия распространяются на модераторов и администраторов. Администрация сохраняет за собой право изменять или дополнять данные Правила по мере необходимости. Незнание правил не освобождает пользователя от ответственности за их нарушение. Администрация сайта не в состоянии проверять всю информацию, публикуемую пользователями. Все сообщения отображают лишь мнение автора и не могут быть использованы для оценки мнения всех участников форума в целом. Сообщения сотрудников сайта и модераторов являются выражением их личного мнения и могут не совпадать с мнением редакции и руководства сайта.

Описание презентации КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СССР В ПРЕДВОЕННОЕ ДЕСЯТИЛЕТИЕ по слайдам

Социальная структура (по данным переписи 1939 г.): колхозники (46, 2%) рабочие (32, 1%) 2, 2% крестьяне-единоличники 2, 2% кооперированные кустари некооперированные кустари - 0, 6% служащие и интеллигенция 14, 1% руководители партийных, государственных и прочих организаций - 2, 5%

Социальная сфера В годы первых пятилеток в города хлынул поток людей из деревни. В составе городского населения преобладала молодежь. Возросла численность промышленных рабочих (4 млн. в 1928 г. , 10 млн. к 1932 г.) С декабря 1932 г. в СССР были введены общегражданские паспорта (заслон бесконтрольному притоку людей в город, ужесточение контроля над городским населением).

Распределительная система В конце 1920 -х гг. вновь ввели распределительную систему: Те, кто работал, прикреплялись к определенным магазинам, выдававшим товары по «заборным книжкам» . Товары в неограниченном количестве можно было купить в появившихся в 1929 г. коммерческих магазинах, но цены здесь были в несколько раз выше гос-ых. Особую категорию составляла сеть магазинов Торгсина, поначалу снабжавшая за валюту иностранцев. Эти магазины открыли двери и для советских граждан, здесь можно было купить отсутствовавшие в обычных магазинах товары, сдав государству золото, ювелирные изделия и антикварные вещи или обменяв бумажные рубли на золотые червонцы по спецкурсу. Социальная сфера

Была организована продажа за границу художественных ценностей. государственные займы. Социальная сфера Пополнение бюджета: Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства В моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. Молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли Крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм

Мода: возобладали темные цвета и дешевые светлые полотняные ткани. руководящие работники копировали военизированный стиль одежды высшего партийного руководства в моду вошел полувоенный френч (так называемая «сталинка») и сапоги. молодежь носила полосатые футболки, брюки клеш, парусиновые туфли крепдешиновые (крепдешин - вид шелковой ткани) платья были самым желанным предметом женского гардероба, у мужчин признаком социального статуса стал бостоновый (бостон - плотная шерстяная ткань) костюм

Быт Появились новые слова: «очаг» (детский сад), гопник (хулиган), лишенец (лишенный избирательных прав), стахановец, шамать (есть), жироприказ (квитанция на уплату за квартиру), управдом, блат, заборная книжка. Быт сохранял дореволюционные патриархальные черты: по дворам ходили старьевщики, точильщики, разносчицы молока. в семьях управленцев и служащих было приглашение няни для присмотра за маленькими детьми. нередко все члены семьи жили в одной комнате. значимой фигурой городского быта был всезнающий дворник. Дворы оставались местом повседневного общения

Герои социалистического фронта: В 1932 г. появляется роман Н. А. Островского «Как закалялась сталь» . Павел Корчагин -новый человек, рожденном и воспитанном революцией. Человек, беззаветно преданный идеалам партии, готовый на жертвенный подвиг во имя светлого будущего, стал символом эпохи. Литература выполняла социальный заказ на героизацию повседневного труда.

Кино оказалось наиболее адекватным инструментом создания оптимистического образа великой страны и ее «знатных людей» . В 1934 г. на советский экран вышли два разительно несхожих между собой фильма, завоевавшие любовь и признание советских зрителей разных поколений. Герои социалистического фронта: Фильм «Чапаев» создал галерею народных героев Гражданской войны, а воплощенный Б. А. Бабочкиным образ красного командира стал хрестоматийным. Комедия «Веселые ребята» (режиссер Г. В. Александров) поведала историю о превращении простой домработницы в певицу, а простого пастуха в дирижера джазового оркестра.

Выходят также фильмы: «Подруги» , «Цирк» «Светлый путь» , «Трактористы» , «Свинарка и пастух» . Эти фильмы создают образ страны победившего социализма как воплощение общественного идеала, оплота дружбы народов, такого общества, где любой преданный идеям социализма человек становится (или может стать) героем. Герои социалистического фронта:

Примером героизма и демонстрацией возможностей социалистической системы стало освоение Арктики (пароход «Челюскин» , 1934 год во главе со Шмидтом). Эпопея спасения челюскинцев приковала внимание всей страны. Летчики, участвовавшие в операции по эвакуации полярников, первыми получили звание Героев Советского Союза, медаль «Золотая Звезда» № 1 была вручена А. В. Ляпидевскому, первым снявшему с льдины 12 женщин и детей. Трансарктические беспосадочные перелеты советских экипажей из Москвы в США на самолетах АНТ-25 РД (рекорд дальности) стали триумфом советского человека и победой советской науки и техники. Перелет через Сибирь женского экипажа В. С. Гризодубовой, П. Д. Осипенко, М. М. Расковой (сентябрь 1938 г. на самолете ДБ-2 «Родина») установившего мировой рекорд дальности полетов для женщин. Герои социалистического фронта:

Самое главное было убедить людей, что они счастливы настолько, насколько можно быть счастливыми в ожидании лучшего, убедить людей, что другие повсюду менее счастливы, чем они. Этого можно достичь, только надежно перекрыв любую связь с внешним миром» . Относительно свободные поездки деятелей культуры за рубеж к середине 1930 -х гг. прекратились.

К нач. 1930 -х г. г. : необходимость руководства художественным процессом ВВ В партийных документах обосновывалась Новые принципы в культуре: 1. партийность литературы и др. форм творчества 2. верный художественный метод – социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Партийность литературы Социалистический реализм (сам термин с 1932 г.) Обязательное руководство в творческих поисках установками ВКП (б) и идеями марксизма Необходимость наполнения реалистических традиций новым социалистическим содержанием

М. Горький выступает на I Всесоюзном съезде советских писателей (август 1934) Первый съезд советских писателей Решение: создание Союза писателей Следствие: создание аналогичных организаций художников, архитекторов, композиторов, кинематографистов, театральных деятелей

Классикой нового метода признавались… «Лучший, талантливейший поэт эпохи» «Велик ий пролетарск ий писатель»

Не допускались к публикации… Обвинили во «вредительстве» и «формализме» детских писателей и иллюстраторов… Даниил Хармс, В. Введенский – писатели, В. Конашевич, В. Лебедев – детские художники Михаил Афанасьевич Булгаков. Анна Ахматова

«Искусству предстояло взять на себя пропагандистское обеспечение государственного строительства и воспитания нового человека…» Начало работы над романом – 1929 год. Последняя книга романа писалась в военные годы (к работе над ней Толстой приступил в 1943 г.). Тема «Грозного» была предложена Эйзенштейну в январе 1941 года из Кремля.

Оперное и балетное искусство Большой театр в Москве, фото 1910 –е г. г. Театральная площадь, фото 1930 –е г. г. Мариинский театр. Ленинград. До 1930.

Оперное искусство А. В. Нежданова в роли Волховы. Обухова Н. «Русский романс» Иван Козловский Сергей Лемешев

Балетное искусство Галина Сергеевна Уланова в роли Маши, 1934 г. Абдерахман – Алексей Ермолаев Балет «Раймонда» Наталья Михайловна Дудинская в партии Жизели Вахтанг Чабукиани в партии Фрондосо («Лауренсия « А. А. Крейна)

Клубная деятельность – массовая форма пропаганды официальной идеологии Фотографии Армавира — Клуб совторгслужащих. Профинтерн. 1930 -е гг. Газета «Правда» , 1930 -е г. г.

В пионерском лагере, 1930 -е г. г. 1922 г. , 19. 05 – рождение пионерии 1923 г. – образование октябрьских групп при пионерских отрядах. 1925 г. , 6. 03 — первый номер газеты “ Пионерская правда ”. 1925 г. , 16. 06 – создан Всесоюзный пионерлагерь “ Артек”Московский городской дворец пионеров, 1937 1918 г. , октябрь – создание комсомола 1930 -е годы, Артек 1938 г. – реконструкция “Артека”

«Колхозница на велосипеде» , 1935 «На женском собрании» , 1937 Живопись. Александр Дейнека

Живопись. Юрий Пименов «Новая Москва» , 1937 г.

Знак ОСОАВИАХИМа. Ворошиловский стрелок Осоавиахим — общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству, массовая добровольная общественная организация граждан Советского Союза, существовавшая в 1927- 48. Основными задачами являлись содействие укреплению обороноспособности страны, распространение военных знаний среди населения, воспитание его в духе советского патриотизма. Массовая мобилизация в ряды физкультурного и военно-спортивного движ ений Значок ГТО 2 ступени Соревнования на значок ГТО

Искусство и государственное строительство 1934 -1940 ТЕАТР КРАСНОЙ АРМИИ Центральный театр Красной армии. План это огромное здание Театра Советской армии (ныне Театр Российской армии). Авторы проекта — архитекторы К. Алабян и В. Симбирцев — придали монументальной постройке в плане форму пятиконечной звезды, являющейся главным символом Вооруженных сил СССР. Правда, с земли такой замысел зодчих практически «не читается». Современное здание, Москва

Искусство и государственное строительство В. И. Мухина. Рабочий и колхозница. 1937. Нержавеющая сталь. Высота: около 25 м(высота павильона-постамента - 33 м). Общий вес - 185 тонн. Павильон СССР на Всемирной выставке в Париже (1937). Была создана для советского павильона на Всемирной выставке в Париже в 1937 году. Идейный замысел скульптуры и первый макет принадлежал архитектору Б. М. Иофану, победившему в конкурсе на строительство павильона. У архитектора ещё во время работы над конкурсным проектом «очень скоро родился образ… скульптуры, юноша и девушка, олицетворяющие собой хозяев советской земли - рабочий класс и колхозное крестьянство. Они высоко вздымают эмблему Страны Советов - серп и молот»

Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Свинарка и пастух», 1941 г. Семьдесят лет назад режиссер Иван Пырьев решил снимать фильм, которому, казалось бы, не суждено было появиться на экранах. Когда отсняли большую часть картины, началась Великая Отечественная война. Почти вся группа записалась в ополчение, однако по указу Сталина участников съемок вернули на площадку. Было решено: яркий, веселый фильм о высоких чувствах на фоне трудовых свершений – это то, что нужно сейчас народу.

Кинематограф Режиссёр И. А. Пырьев Кадры из фильма «Трактористы», 1939 г. 1938 год. Демобилизованный старшина Клим Ярко возвращается с Дальнего Востока. В вагоне-ресторане он с двумя друзьями-танкистами пьёт пиво и хвалит родную Украину. Клим показывает друзьям газету «Правда» с фотографией своей землячки Марьяны Бажан - бригадира женской тракторной бригады, кавалера Ордена Трудового Красного Знамени. «К ней поеду!» , - смеясь говорит Клим. Трактористы принимают нового бригадира. Вместо положенного по инструкции плуга шириной 240 см Клим цепляет к трактору плуг шириной 330 см. Мощный «Сталинец» справляется!

Кинематограф Режиссёр С. А. Гарасимов Кадры из фильма «Семеро смелых», 1936 г. О семи друзьях — молодых полярниках, уехавших на работу в далекие просторы Арктики, об их стойкости и смелости, проявленных в суровых условиях Заполярья. В заснеженную Арктику на зимовку прибывают шесть исследователей. Пароход уже ушёл и при распаковке груза зимовщики обнаруживают арктического «зайца» - Петра Молибогу (Пётр Алейников). Мужественных зимовщиков становится семеро. Трудности работы в условиях зимовки помогает переносить выдержка и весёлый нрав ее участников. И, в особенности, постоянно комическое поведение Петра Молибоги.

Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г. Кинематограф Режиссёр Н. И. Экк «Путёвка в жизнь» -драматическая история о перевоспитании подростков в подмосковной Болшевской трудовой коммуне в первые годы советской власти. В Москве орудует одна из многочисленных шаек беспризорников - шайка Жигана. Ребята, собравшиеся в ней, давно живут на улице. В декабре 1923 года силами милиции проведены облавы, пойманы около тысячи беспризорников. Почти все они были распределены по детским домам. Но есть несколько десятков ребят, которые бегут из всех детских домов, в которые их направляют. У одного только Мустафы 8 побегов и 15 приводов. Что с такими делать? Напрашивается решение - отдать их в исправительный дом, то есть в тюрьму для малолетних. Сергеев предлагает другой выход: для таких создать трудовую коммуну. Ребята будут работать столярами, сапожниками, плотниками, оставаясь свободными гражданами, они будут кормить себя сами. Но не воровством, а работой… Добрые намерения, как всегда, были хороши лишь в теории. На практике бывшие беспризорники далеко не сразу становятся честными работягами…

Один из первых советских звуковых фильмов. Премьера фильма состоялась 1 июня 1931 г. В 1932 г. фильм заслужил награду I международного кинофестиваля в Венеции, после чего прошёл по экранам 107 -и стран мира и принёс международную известность советскому кинематографу. Куплен 26 -ю странами. Кадры из фильма «Путёвка в жизнь», 1931 г.

Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них… Всее волод Эмие льевич Мейерхое льд - русский советский театральный режиссёр, актёр и педагог. Теоретик и практик театрального гротеска, автор программы «Театральный Октябрь» и создатель знаменитой актёрской системы, получившей название «биомеханика» . Народный артист РСФСР (1923). 20 июня 1939 года был арестован в Ленинграде. Приговорён к расстрелу. 2 февраля 1940 года приговор был приведён в исполнение. Похоронен на Донском кладбище в Москве в одной из трёх общих могил жертв В 1955 году Верховный суд СССР посмертно реабилитировал Мейерхольда.

«Мы живём, под собою не чуя страны, Наши речи за десять шагов не слышны. Только слышно кремлёвского горца – Душегуба и мужикоборца» … (о. Мандельштам, ноябрь 1933) Одним из первых «самоубийственные стихи» прочёл шеф ОГПУ Г. Ягода и познакомил с ними Бухарина, горячего поклонника поэзии Мандельштама. Возможно, Бухарин, сам испытывавший неприязнь к Сталину, в душе позлорадствовал, но вслух он, конечно же, осудил автора. Поэта арестовали первый раз спустя шесть месяцев, в мае 1934 года. Анна Ахматова, которая была в тот день в гостях у Мандельштамов вспоминает: «Ордер на арест был подписан самим Ягодой. Обыск продолжался всю ночь. Искали стихи. Мы все сидели в одной комнате. Было очень тихо… Его увели в 7 часов утра, было совсем светло. Надя (жена поэта – Л. Б.) пошла к брату, я – к старым друзьям… Вернувшись домой вместе, убрали квартиру, сели завтракать. Опять стук, опять обыск» . Оесип Эмие льевич Мандельштае м - русский поэт, прозаик, эссеист, переводчик и литературный критик, один из крупнейших русских поэтов XX века В 1937 году срок ссылки закончился. Вторичный арест — в ночь с 1 на 2 мая 1938 года в профсоюзной здравнице Саматиха (Егорьевский район Московской области). После чего был по этапу отправлен в лагерь на Дальний Восток. Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года - в 1956, по делу 1934 года - в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно. Волна репрессий 1930 -х унесла жизни многих представителей творческой интеллигенции… Среди них…

Тема урока: Наука и культура в межвоенное время. (§ 33.)

Цели:

А) образовательные:

Изучить процесс развития науки и культуры в межвоенное время;

Познакомить учащихся с основными направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;

Охарактеризовать основные достижения науки и культуры в межвоенный период.

Б) развивающие:

Развивать умение самостоятельной работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку явлениям культкры.

В) воспитательные:

Способствовать развитию и формированию у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.;

Конспект лекций «Новейшая литература»;

Иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Подведение результатов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

1. Наука и техника. Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.

Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др .

Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.

Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.

Заметно выросла социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так и междугородние маршруты, а гражданская авиация - как внутренние, так и международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.

В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. - цветное кино.

В развитии науки и техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.

2. Общественное сознание и общественная мысль. В начале XX в. общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала. Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему миру.

Большое влияние на общественное сознание оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная в 1918 - 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению, пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения заката европейской цивилизации.

Общественную мысль в то время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения, концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.

В самой философии доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм . Все они представляли собой разновидности идеализма.

Экзистенциализм (от лат. еxsistentia - существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна, нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях - в острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.

Неопозитивизм (положительный) противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, - наука неистинная, и в ней нет нужды.

Неотомизм - от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma) Аквинского - официальная философия католической церкви. В противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.

Идеи многих философских течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше . Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для идеологической подготовки населения к новой войне.

3. Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новые изобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как

экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),

дадаизм (франц. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет),

сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.

Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления - от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст , австриец Франц Кафка , ирландец Джеймс Джойс ; в изобразительном искусстве - испанский художник Сальвадор Дали , немецкий - Отто Дикс , бельгийский -- Франс Мазерель . В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский , француз Артюр Онегер , немец Карл Орф , поляк Кшиштоф Пендерецкий , австриец Арнольд Шенберг , венгр Бела Барток и др.

В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм .

В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;

в изобразительном искусстве и архитектуре - Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье ;

в скульптуре - Аристид Майоль ;

в кино - Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др .

Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.

Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.

В жизни общества значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».

В массовый вид искусства превратилось кино . В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона , приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд , сентиментальные – с Мэри Пикфорд , ковбойские - с Томасом Инсом .

В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.

Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.

Таким образом, основные тенденции развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное время.

5. Закрепление нового материала.

1) Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?

2) Назовите основные направления в философии?

3) Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?

4) Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?

6. Д/з и выставление отметок .


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Тема урока: Наука и культура в межвоенное время. (§ 33.)

Цели:

А) образовательные:

Изучить процесс развития науки и культуры в межвоенное время;

Познакомить учащихся с основными направлениями философии, литературы и искусстве в межвоенный период;

Охарактеризовать основные достижения науки и культуры в межвоенный период.

Б) развивающие:

Развивать умение самостоятельной работы с учебником для поиска ответов на поставленные вопросы, давать оценку явлениям культкры.

В) воспитательные:

Способствовать развитию и формированию у учеников чуства прекрасного и эстетического вкуса.

План урока:

1. Организационный момент.

2.Подведение итогов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

4. Закрепление нового материала.

5. Итог урока (д/з и выставление отметок).

Оборудование:

Всемирная история ХIX – XX вв.: Учеб. Для 11-го Кл. общеобразоват. шк. с рус яз. обучения; Под ред. В. С. Кошелева. – Мн.: Нар. асвета, 2002.;

Конспект лекций «Новейшая литература»;

Иллюстрации.

Ход урока:

1. Организационный момент.

Приветственное слово;

Проверка отсутствующих.

2. Подведение результатов самостоятельной работы по теме: «Международные отношения в 1924 – 1939 гг.».

3. Изучение нового материала.

1. Наука и техника. Огромное влияние на развитие западной цивилизации в межвоенное время оказали достижения науки и техники. Наука добилась новых успехов, обогатилась новыми отраслями знаний. Важные шаги в своем развитии сделали естественные науки. Среди них передовые позиции заняла атомная физика, возникшая в начале 30-х гг. Она значительно углубила знания о строении и состоянии атома, о структуре и свойствах его ядра, открыла новые элементарные частицы, искусственную радиоактивность и в конце 30-х гг. вплотную подошла к осуществлению цепной ядерной реакции.

Эти успехи разделили выдающиеся ученые многих стран. Среди них - лауреаты Нобелевской премии Альберт Эйнштейн, Энрико Ферми, супруги Фредерик и Ирен Жолио-Кюри, Джеймс Чедвик, Поль Адриен Морис Дирак и др .

Достижения атомной физики имели универсальный характер. Ее методы проникновения и идеи нашли широкое применение в химии, астрономии, биологии, медицине и других областях естествознания. Они ускорили развитие или появление новых междисциплинарных наук: биофизики и биохимии, биоэнергетики и генетики, геофизики и геохимии, физической химии и химической физики.

Продолжала нарастать тенденция превращения науки в непосредственную производительную силу. Многие ее открытия предшествующего и нынешнего времени получили широкое практическое применение. Важное значение имела электрификация народного хозяйства. Она стала основой технического прогресса. Поточно-конвейерное производство перешагнуло границы Америки и распространилось на Европу. Оно обеспечило массовый выпуск грузовых и легковых автомобилей, мотоциклов, тракторов, комбайнов и другой техники новых марок. Благодаря успехам химии было освоено производство искусственных материалов. В медицинскую практику вошли новые лекарственные препараты: витамины, гормоны, антибиотики.

Заметно выросла социальная значимость достижений науки и техники. В повседневную жизнь людей входили автомобили, мотоциклы, велосипеды, телефон, телеграф, радио, а также технические новинки: холодильники, пылесосы, лифты, стиральные машины, газовые плиты. Автомобили стали обслуживать как внутригородские, так и междугородние маршруты, а гражданская авиация - как внутренние, так и международные пути сообщения. Все это значительно облегчило жизнь людей.

В начале 20-х гг. в США, СССР, Франции, Англии, Германии, Италии и других странах вступили в строй радиовещательные станции, и в 30-е гг. радиовещание приобрело всеохватывающий характер. С середины 20-х гг. в жизнь людей вошло телевидение, с конца 20-х гг. вместо немого кино появилось звуковое, а в 30-е гг. - цветное кино.

В развитии науки и техники отчетливо прослеживались милитаристские тенденции. Они заметно усилились в 30-е гг. и особенно после прихода фашистов к власти в Германии. На основе научных достижений развернулась новая гонка вооружений. Быстро совершенствовалась боевая техника, способная поражать людей и на суше, и на море, и в воздухе: разные типы самолетов, танков, бронемашин, надводный и подводный флот, артиллерия и т. д. Кровавый опыт первой мировой войны не образумил человечество. Оно опять стало совершенствовать и накапливать орудия собственного истребления.

2. Общественное сознание и общественная мысль. В начале XXв. общественном сознании абсолютно преобладала вера в бесконечный прогресс и светлое будущее человечества. Однако первая мировая война ее сильно поколебала. Варварское уничтожение людей, материальных и духовных ценностей в годы войны привело к кризису традиционных представлений о гуманизме, добре и справедливости. Оно вызвало у части общества настроения пессимизма и ожидания новых социальных бедствий и катастроф, иррациональное отношение к окружающему миру.

Большое влияние на общественное сознание оказала книга немецкого философа Освальда Шпенглера «Закат Европы», изданная в 1918 - 1922 гг. В ней автор отошел от традиционного изложения истории человечества как поступательного движения от дикости к цивилизации. Он представил ее в виде замкнутых, не связанных друг с другом культур, проходящих определенный жизненный цикл: рождение, расцвет и гибель. Европа, по его мнению, пережила расцвет в XVIII в. и с тех пор катится к своему упадку и гибели. Она якобы повторяет судьбу древних Египта, Индии, Китая, Греции и Рима, о культурах которых остались одни воспоминания. Шпенглер очень точно передал усиливающиеся в общественном сознании настроения и ощущения заката европейской цивилизации.

Общественную мысль в то время характеризовали сосуществование и острая борьба различных точек зрения, концепций и течений. В центре ее внимания опять оказались проблемы быстро изменяющегося мира и места в нем человека. Война поколебала веру во всемогущество разума как главного средства познания окружающего мира. На его место философы стали выдвигать волю, интуицию, жизненный порыв.

В самой философии доминировали три течения: экзистенциализм, неопозитивизм и неотомизм . Все они представляли собой разновидности идеализма.

Экзистенциализм (от лат. еxsistentia - существование) наибольшее развитие получил в Германии. Его сторонники - Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс – выражали иррациональное отношение к окружающему миру, считали его абсурдным. Они утверждали, что и жизнь в таком мире абсурдна, нелепа и трагически бесперспективна. Человек в нем не свободен, он зависит от других людей и в целом от общества, которое навязывает Чуждый ему стандартизированный образ жизни. Однако человек в пограничных ситуациях - в острой борьбе, горьких страданиях, на грани жизни и смерти - - может осознать свою экзистенцию и обрести смысл своей жизни и свободы.

Неопозитивизм (положительный) противопоставлял науку философии. Его сторонники считали, что подлинные знания человеку дают лишь специальные науки, опирающиеся на факты, которые легко можно проверить и использовать в жизни. Философия с ее «абстрактными умозаключениями», не поддающимися проверке, по их мнению, - наука неистинная, и в ней нет нужды.

Неотомизм - от имени средневекового философа Фомы (лат. Тhoma) Аквинского - официальная философия католической церкви. В противоположность материализму неотомизм истолковывал мир на основе христианских догматов и получил широкое распространение в католических странах.

Идеи многих философских течений применялись в других науках, литературе и искусстве. В Германии в 30-е гг. необычайную популярность приобрела философия Фридриха Ницше . Фашистские идеологи извлекли из нее отдельные положения и на их основе создали концепцию о «грядущем сверхчеловеке», который призван повелевать всем миром. Но в отличие от самого Ницше в ранг «сверхчеловека» они возвели только германцев. Фашисты исказили смысл многих положений Ницше и использовали их для идеологической подготовки населения к новой войне.

3. Литература и искусство. Многообразная и противоречивая жизнь западного общества межвоенного времени нашла широкое отражение в художественной культуре. В ней также существовали различные течения, которые стремились по-своему выразить сложные явления современности, глубже проникнуть в их суть. Вместе с тем появился ряд новых течений, объявивших себя авангардными, новейшими, или модернистскими. Они, порвав с традициями реализма, внедряли новые изобразительные средства и формы. В литературе и искусстве они нашли воплощение в таких течениях, как

экспрессионизм (от лат. Expression – выражение),

дадаизм (франц. dadaisme, от dada - конек, деревянная лошадка; в переносном смысле - бессвязный детский лепет),

сюрреализм (франц. surrealisme, букв. – сверхреализм) и др.

Авангардизм - весьма сложное по своему характеру явление в художественной культуре. В нем переплетались различные идеологические воззрения и представления - от пессимизма и иррационализма до яростного протеста против пороков существующего социального строя и осуждения войны. В литературе видными представителями этого течения были француз Марсель Пруст , австриец Франц Кафка , ирландец Джеймс Джойс ; в изобразительном искусстве - испанский художник Сальвадор Дали , немецкий - Отто Дикс , бельгийский - Франс Мазерель . В музыке поиском новых средств выразительности занимались русский композитор И. Ф. Стравинский , француз Артюр Онегер , немец Карл Орф , поляк Кшиштоф Пендерецкий , австриец Арнольд Шенберг , венгр Бела Барток и др.

В первое послевоенное время авангардизм стал весьма влиятельным течением в художественной культуре. Однако основной тенденцией ее исторического развития оставался реализм .

В это же время в литературе творили свои бессмертные произведения корифеи реализма писатели Теодор Драйзер, Эптон Билл Синклер, Эрнест Хемингуэй, Бернард Шоу, Джон Голсуорси, Ромен Роллан;

в изобразительном искусстве и архитектуре - Альберт Марке, Рокуэлл Кент, Шарль Эдуар Ле Корбюзье ;

в скульптуре - Аристид Майоль ;

в кино - Чарлз Чаплин, Уолт Дисней, Грета Гарбо, Марлен Дитрих и др .

Большое влияние на духовную жизнь общества в 30-е гг. оказало нарастание угрозы фашизма и войны. Многие произведения выдающихся мастеров культуры того времени стали наполняться тревожными предчувствиями и ощущениями надвигающейся новой катастрофы. В них раскрывались беспощадная правда о национализме, шовинизме и фашизме, картины прошлой войны – гигантской и бездушной мясорубки, звучали предупреждения людей о новой опасности, призывы к объединению в борьбе с фашизмом. Этот лейтмотив пронизывал творчество Теодора Драйзера, Ромена Роллана, Бертольта Брехта, Эриха Марии Ремарка, Эрнеста Хемингуэя, Луи Арагона, Гарсиа Лорки, Паб-ло Пикассо, Франса Мазереля, Отто Дикса и других и насыщал пафосом антифашистской борьбы жизнь общества.

Массовая культура. Важным явлением духовной жизни межвоенного времени стала массовая культура. Ее рождение связано с заметным ростом общеобразовательного уровня и материального благосостояния населения и его потребностей в культурной продукции. С помощью радио, кино, периодической печати, а потом и телевидения массовая культура, получила широкое распространение и постепенно превращалась в индустриально-коммерческую форму производства. В отличие от элитарных авангардистских и модернистских течений, рассчитанных на образованную верхушку общества, массовая культура предназначалась для широких масс, с их недостаточно развитыми, а то и вульгарными вкусами. Для нее были характерны развлекательность, сентиментальность, пропаганда культа успеха, потребительства, насаждение определенного образа жизни, стремление к сенсационности и т. д.

В жизни общества значительно выросла роль газет, журналов и особенно радио и кино. Вместе с радио почти в каждый дом вошли новости, репортажи на злобу дня, эстрадная музыка, прогнозы погоды. «Всенародным достоянием» стали эстрадные песни, звучащие по радио, их исполнители зачастую становились «звездами».

В массовый вид искусства превратилось кино . В США оно стало очень прибыльной отраслью экономики, а район Лос-Анжелеса – Голливуд являлся ее центром. Экраны всех стран мира заполнили комедии Чарлза Чаплина и Бестера Китона , приключенческие фильмы с участием Оливии Де Хэвилленд , сентиментальные – с Мэри Пикфорд , ковбойские - с Томасом Инсом .

В литературе небывалую популярность приобрел детектив с его занимательной интригой и простотой повествования. Миллионы людей зачитывались детективными романами англичан Артура Конан Доила, Гилберта Кита Честертона, Агаты Кристи, француза Жоржа Сименона, американца Рекса Стаута и др. Созданные их фантазией герои Шерлок Холмс, отец Браун, Эркюль Пуаро, комиссар Мегрэ, Ниро Вульф приобрели необычайную популярность среди читателей.

Массовая культура многообразна, демократична и общедоступна. Она заполняет досуг населения, способствует приобщению к культуре вообще. Правда, массовую культуру можно использовать в целях манипуляции духовным миром людей. В межвоенное время в фашистских государствах, например, над ней был установлен весьма жесткий контроль. Саму ее превратили в инструмент формирования у населения определенного мировоззрения и укрепления тоталитарных режимов.

Таким образом, основные тенденции развития науки и культуры отражали состояние западной цивилизации в межвоенное время.

5. Закрепление нового материала.

1) Назовите основные достижения науки и техники в межвоенный период?

2) Назовите основные направления в философии?

3) Охарактеризуйте основные течения в искусстве межвоенного периода?

4) Что способствовало появлению в Западной Европе массовой культуры?

6. Д/з и выставление отметок .

Социалистический реализм . Был утвержден принцип партийности литературы и прочего творчества на основах марксизма. Главным художественным методом искусства стал соцреализм (термин появился в 1932 г.), рисующий деяния большевиков и критикующий буржуазный образ жизни. Образцом ставились произведения Горького, Фурманова, Серафимовича, Шолохова, Островского, Маяковского. Не давали публиковаться Булгакову, Ахматовой и т.д.В 1934 г. создан Союз писателей, затем – художников, архитекторов, композиторов и т.д.

Воспитание «нового человека» . Искусство и литература выдавали желаемое за действительное, прославляя все новые великие победы социализма, возбуждая в людях энтузиазм и веру в счастливое будущее, ради которого можно и пострадать. Прославлялись герои прошлого Невский, Донской, Грозный.

Развивается худ. самодеятельность, физкультурное движение, возникают красные уголки, Дома пионеров, лагеря.

Искусство . Веяние времени – гигантизм сооружений, подчеркивающий величие первой страны социализма: скульптура «Рабочий и колхозница» Мухиной , ВДНХ (выставка достижений).

Кино изображает мифический героизм большевиков, строителей новой жизни, Ленина и Сталина: Герасимов («Семеро смелых») , братья Васильевы («Чапаев»), Ромм («Ленин в Октябре») и т.д. Появляются музыкальные комедии («Веселые ребята» Александрова с музыкой Дунаевского ).

Вместе с тем уничтожены режиссер Мейерхольд , поэт Мандельштам , писатель Бабель и многие другие.

В опере блистали Нежданова, Лемешев, Козловский , в балете - Уланова и др. Дома: §§ 17-18, 20

У Р О К № 19

КУЛЬТ ЛИЧНОСТИ СТАЛИНА И МАССОВЫЕ РЕПРЕССИИ

Возвышение Сталина . Пропаганда возвеличивала вождей, давая городам и улицам их имена. В 1922 генсеком стал Сталин, который повел борьбу за власть. Больной Ленин (умер в 1924 ) в письме съезду предлагал освободить Сталина от секретарства, но письмо утаили. Борьбу выиграл в 1929 Сталин. Соперники Троцкий, Зиновьев, Каменев и Бухарин были смещены с постов. Сталин продвинул на ключевые посты своих соратников, ссоря друг с другом соперников. Примитивизмом речей покорял слушателей. В разрез с учением Маркса и Ленина сформулировалидею о возможности построения социализма в одной стране, но ореол продолжателя дела Ленина сыграл свою роль.

Культ личности и террор . Сталину стали приписываться заслуги победы большевиков в 1917г., в Гражданской войне, социалистическом строительстве. Критика расценивалась как контрреволюционный заговор. Пошел гулять тезис Сталина об обострении классовой борьбы в процессе строительства социализма. Неудачи первой пятилетки валили на «врагов народа» и «вредителей», были сфабрикованы дела: «Шахтинское», «Промпартии» и др. На рубеже 20-30-х репрессированы ученые, изобретатели и 3 тыс. бывших офицеров царской армии.

С ростом числа заключенных (за малейшие проступки) был создан ГУЛАГ (Главное управление лагерей), обитатели которых сооружали стройки пятилетки (Днепрогэс, Беломорканал и др.).

Апогея репрессии достигли после убийства в 1934 году руководителя ленинградских большевиков Кирова . Были разрешены пытки, процесс без участия защитника и прокурора, смертная казнь в отношении 12-летних. Семьи «врагов народа» отправлялись в ссылку.

Репрессии 1936-38 гг . Начались суды над лидерами оппозиции. Расстреляны Зиновьев, Каменев, Бухарин, Рыков и т.д. Казненного наркома внутр. дел Ягоду заменил еще более свирепый Ежов .

Армейские репрессии . Обвинение Тухачевского в адрес сталинского ставленника наркома обороны Ворошилова в торможении модернизации армии и германская фальшивка о намерении Т. захватить власть послужили поводом для уничтожения 90% элиты командного состава.

Сталинская конституция 1936 г . Провозглашалось построение социализма, уничтожении частной собственности, демократические свободы (на бумаге), руководящая роль ВКП(б), плановая экономика.

У Р О К № 20

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР В 1930-е годы.

Очаги военной опасности . В начале 30-х Япония через Китай придвинулась к границам СССР, в конце 30-х совершила два пробных вторжения у озера Хасан и на реке Халхин-Гол . Гитлер, выведя Германию из Лиги Наций, выдвинул лозунг реванша за поражение в первой мировой войне.

СССР и проблемы коллективной безопасности . С приходом Гитлера к власти в Германии СССР стали смягчать вражду против стран Запада. В 1933 установлены дипотношения с США, в 1934 СССР принят в Лигу Наций. Но призыв наркома иностр. дел Литвинова к созданию системы коллективной безопасности не был ими услышан, был заключен договор о взаимопомощи лишь с Францией и Чехословакией.

Рост военной угрозы . Италия захватила в Африке Эфиопию. Обеспокоенная Франция пошла на сближение с СССР. В Испании в результате Гражданской войны (1936-1939) с помощью Германии и Италии, не смотря на большую помощь республиканцам со стороны СССР, к власти пришли фашисты во главе с диктатором военной хунты Франко .

В 1936 Германия и Япония заключили «Антикоминтерновский пакт» (позднее к нему присоединилась Италия) для борьбы с большевизмом. В 1938 Германия присоединила Австрию (аншлюс) .

Мюнхенский договор . В 1938 по Мюнхенскому соглашению Великобритания и Франция удовлетворили требование Германии к Чехословакии отдать ей Судетскую область, заселенную немцами, в обмен на обещание ненападения. Но Гитлер, нарушив соглашение, оккупировал всю Чехословакию. СССР же, не найдя общего языка с Францией и Англией по системе коллективной безопасности, вновь начал сближение с Германией.

Советско-германский пакт о ненападении . Был подписан 23августа 1939 в Москве. И приложением к ней – Секретный протокол о разделе сфер влияния в восточной Европе, который был обнародован только полвека спустя Горбачевым в 1989 году. По нему Прибалтика, Бессарабия и Финляндия отходили к СССР, Польша раздиралась надвое. СССР на время отвел угрозу войны на два фронта – против Германии и Японии, но потерял доверие европейских стран.

У Р О К № 21

СССР В 1939-1941 гг.

Политика СССР в начальный период Второй мировой войны .1939-41гг . 1 сентября Германия напала на Польшу, в ответ 3 сентября войну Германии объявили Англия и Франция. 17 сентября в Польшу введены советские войска, состоялся совместный парад с фашистскими, заключен новый договор о дружбе. Затем в 1940 году страны Прибалтики и Бессарабия включены в состав СССР.

В ноябре 1939 советские войска, не получив от Финляндии согласия на отодвигание границ от Ленинграда, вторглись в нее, за что СССР исключили из Лиги Наций. Ценой больших потерь (130 тыс. погибших против 23 тыс. финнов) в феврале 1940 войска прорвали линию Маннергейма, отодвинув границу на 70 км, но включить Финляндию в состав СССР не удалось.

План Барбаросса . В день капитуляции Франции 22 июня 1940 Гитлер приказал разработать план вторжения в мае 1941 в СССР «блицкриг» (молниеносная война) с целью выхода за два месяца на линию Архангельск-Волга-Астрахань. В то же время предложил Сталину войти в Тройственный пакт (Германия, Япония, Италия) против Англии с обещанием отдать Индию, но для СССР были важнее Балканы, которые Гитлер не захотел отдавать из-за запасов нефти в Румынии.

Подготовка СССР к войне . Не хватало военных кадров, самолеты и танки были хуже, чем у немцев. Война планировалась наступательной и на территории противника, потому обороны не было, тем более что новые границы оборудовать не успели. Была введена 7-дневка, с 1939 - всеобщая воинская повинность.

Население готовили к войне и мировой революции морально. В 1934 восстановили уроки истории в школах, обязали изучать повсеместно сталинский «Краткий курс истории ВКП(б)» с грубым искажением истории. Люди уверовали в быструю победу Красной Армии и в то, что рабочие и крестьяне зарубежных стран не будут воевать против СССР.

Перед вторжением . Сталин не верил в донесения с точной датой вторжения Германии, надеясь оттянуть войну до 1942 года. На предложение начальника Генштаба Жукова нанести упреждающий удар по выдвигающимся к границе немцам ответил отказом, полагая, что Гитлер не начнет войну, пока не покорит Англию.

Дома: § 22 (История России)

У Р О К № 22

НАЧАЛЬНЫЙ ПЕРИОД ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.

Вторжение . 22 июня 1941 Германия и ее союзники (Венгрия, Италия, Румыния, Финляндия) перешли границу СССР от Белого до Черного моря, уничтожая с воздуха танки и самолеты на аэродромах. Нашего приказа о боевой готовности не было, связь с войсками нарушена. Главный удар был нанесен по Западному фронт генерала Павлова (вскоре по приказу Сталина был расстрелян с группой других офицеров). За две недели немцы продвинулись на 500 км. Это была катастрофа.

Мобилизация страны . Были созданы Ставка Главнокомандования (ВГК) и Государственный Комитет Обороны (ГКО) во главе со Сталиным, обратившимся к народу лишь 3 июля. В армию дополнительно были призваны более 5 млн. чел. Началась эвакуация предприятий (более 2,5 тыс., 12 млн. чел.), созданы истребительные батальоны для действий в тылу, формируется народное ополчение (1 млн. чел.). Огромную помощь техникой и продовольствием оказали США по программе ленд-лиза .

Гастелло направил подбитый самолет в скопление вражеской техники, 4 месяца держала оборону Одесса , месяц – Брестская крепость .

В сражении под Смоленском немцы впервые были приостановлены. Под Киевом же попали в окружение полмиллиона наших солдат.

Оборона Москвы . Немцы предприняли операцию «Тайфун», не дойдя до Москвы несколько км. Оборону держали Конев и Рокоссовский . Прославились воины дивизии Панфилова во главе с политруком Клочковым . На помощь Москве были брошены сибирские дивизии. В начале декабря 1941 наши войска перешли в контрнаступление, оттеснив противника до 120 км.

Оборона Ленинграда . Город держался в блокаде 900 дней . Поставки продовольствия велись по льду Ладожского озера. Был эвакуирован 1 млн. горожан, погиб 1 млн. от голода, болезней и бомбежек.

Оборона Сталинграда . Ее возглавил Чуйков . Начались уличные бои (известен сержант Павлов , целый месяц державший оборону дома), борьба за Мамаев курган . В Закавказье же к нефти немцы не дошли.

В немецком тылу . В оккупации оказались около 80 млн. человек, начался угон в Германию, массовые расстрелы (особенно евреев). В концлагеря попали ок. 6 млн. (половина погибли). Часть пленных вступили в антибольшевистскую Русскую освободительную армию (РОА ) генерала Власова .

Известны действия партизан Заслонова, Ковпака, подпольной организации в тылу у немцев «Молодая гвардия ».

ДОМА: § 23-24