Стадии развития эпидемического процесса. Механизм развития эпидемического процесса. ?«Экстренное извещение» следует отправлять…

В рамках данного раздела учения об эпидемическом процессе выделяют три теории: 1) саморегуляции эпидемического процесса; 2) механизма передачи возбудителей инфекционных болезней; 3) природной очаговости инфекционных болезней.

Теория саморегуляции эпидемического процесса была разработана академиком В.Д. Беляковым и зарегистрирована в СССР как открытие в 1976 г. Эта теория является новой теоретической концепцией эпидемиологии о внутренних механизмах развития эпидемического процесса и позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения.

Теория механизма передачи была разработана Л.В. Громашевским в 40-е гг. ХХ в. и описывает закономерности перемещения возбудителей инфекционных заболеваний от человека к человеку.

Теория природной очаговости инфекционных болезней, сформулированная академиком Е.Н. Павловским в 1939 г., позволяет получить представление о закономерностях и особенностях распространения среди людей зоонозных инфекций.

Теория саморегуляции эпидемического процесса. Основными положениями теории саморегуляции эпидемического процесса являются:

  • 1) неоднородность (гетерогенность) взаимодействующих популяций возбудителя и человека, составляющая основу развития эпидемического процесса;
  • 2) динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) биологических свойств взаимодействующих популяций возбудителя и человека;
  • 3) стабилизирующая (управляющая) роль обратных отрицательных связей в процессах саморегуляции;
  • 4) регулирующая роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса.

Среди признаков неоднородности, характеризующих популяцию возбудителя , для развития эпидемического процесса значение имеет прежде всего неоднородность по вирулентности (т. е. по степени болезнетворности возбудителя). Неоднородность по вирулентным свойствам является универсальной характеристикой всех патогенных возбудителей. В различные периоды распространения инфекционных болезней среди людей циркулируют возбудители, различающиеся по степени и характеру неоднородности по вирулентным свойствам.

Следующим по значимости признаком популяции возбудителя является неоднородность по контагиозности. Контагиозность как способность возбудителя к распространению среди людей и приживаемости в организме отдельных хозяев также является вариабельным признаком, меняющимся в ходе развития эпидемического процесса.

Неоднородность по иммуногенности характеризует способность возбудителя вызывать в организме хозяина те или иные формы иммунитета (антимикробный, антитоксический, антивирусный, гуморальный, клеточный, местный, общий). Как и контагиозность, признак иммуногенности является варьирующим.

Для развития эпидемического процесса отдельных инфекций значение имеет неоднородность популяции возбудителя по антигенным свойствам (грипп), по его чувствительности к антибиотикам (внутрибольничные инфекции), к бактериофагам (дизентерия) и т.д.

Следует еще раз подчеркнуть, что параметром популяции возбудителя, имеющим определяющее значение в развитии эпидемического процесса, является неоднородность по вирулентности. Неоднородность по другим признакам чаще бывает сопряжена с вирулентностью, хотя в отдельных случаях развитие эпидемического процесса связано именно с возбудителями, неоднородными по признакам, независимым от вирулентности.

Для развития эпидемического процесса значение имеет неоднородность популяции человека (хозяина) по восприимчивости к возбудителям инфекционных болезней. Восприимчивость - это видовой признак, под которым понимают способность организма человека реагировать на патогенные свойства возбудителя. В различные периоды распространения инфекционных болезней популяцию человека составляют лица, различающиеся по степени и характеру восприимчивости к возбудителям, вызывающим эти болезни.

Второе положение теории саморегуляции гласит о том, что в ходе эпидемического процесса происходит динамическое (фазовое) изменение гетерогенности (неоднородности) вирулентности в популяции возбудителя и восприимчивости в популяции человека . Фазовая перестройка взаимодействующих популяций предполагает последовательную смену четырех фаз: 1) резервации; 2) эпидемического преобразования; 3) эпидемического распространения; 4) резервационного преобразования.

Численность популяции возбудителя в фазе эпидемического распространения максимальная. Эта фаза обусловливает развитие эпидемии, во время которой заболевают как неиммунные лица, так и лица с частичным иммунитетом, который не защищает их от высоковирулентных (эпидемических) вариантов возбудителя. Продолжительность фазы эпидемического распространения (продолжительность эпидемии) всегда ограничена во времени. Данная фаза завершается, несмотря на наличие в популяции человека восприимчивых лиц. Фаза эпидемического распространения не может длиться неопределенно долгое время прежде всего в "интересах" возбудителя - в противном случае он истребит всех восприимчивых лиц и лишит себя среды обитания, а также энергетических ресурсов. Поэтому уже в фазе эпидемического распространения закладывается следующая фаза.

Фаза резервационного преобразования начинается с пассирования вирулентных вариантов возбудителя через организм иммунных лиц (переболевших и выработавших иммунитет во время данной эпидемии). В результате в циркуляции остаются лишь те варианты, которые снизили вирулентность и приспособились к новой (иммунной) среде обитания. В данной фазе значительная часть популяции возбудителя погибает, а заболеваемость людей идет на спад.

Четвертое положение теории саморегуляции раскрывает регулирующую роль социальных и природных условий в фазовых преобразованиях эпидемического процесса . Социальные и природные условия, определяющие фазность развития эпидемического процесса, можно подразделить на три группы: а) факторы, обусловливающие создание различных форм "перемешивания" людей - формирование коллективов, естественные и искусственные миграции; б) факторы, обусловливающие активизацию механизма передачи возбудителя; в) факторы, снижающие иммунитет и резистентность. Любые из перечисленных условий приводят, в конечном счете, к возрастанию прослойки высоковосприимчивых лиц в цепи циркуляции возбудителя, что служит сигналом к перестройке внутренней организации его популяции. С другой стороны, иммунизация коллектива и проведение мероприятий, снижающих активность механизма передачи возбудителя, уменьшают прослойку восприимчивых лиц и являются условием формирования резервационного варианта возбудителя.

Теория саморегуляции эпидемического процесса позволяет рационально объяснить временные и территориальные закономерности в распространении инфекционных болезней среди населения. Практическая значимость данной теории в том, что она ориентирует на необходимость проведения профилактических мероприятий в фазе резервации. При этом рациональными будут те мероприятия, которые предупреждают переход возбудителя из фазы резервации в фазу эпидемического преобразования и эпидемического распространения.

Теория механизма передачи возбудителей инфекционных болезней .

Механизм передачи - это эволюционно сложившийся процесс перемещения возбудителя в пределах одной популяции из организма одного хозяина в восприимчивый организм другого хозяина, который обеспечивает сохранение возбудителя как биологического вида в природе.

Механизм передачи можно разделить на три взаимообусловленные (взаимосвязанные) фазы (рис. 3).

Первая фаза - выведение возбудителя из источника инфекции - обусловливается локализацией возбудителя в макроорганизме и реализуется при определенной группе инфекционных болезней одним и тем же путем. Например, при локализации возбудителя в кишечнике возможен лишь один способ выведения его во внешнюю среду - путем дефекации, а при локализации в дыхательных путях - также только один способ выведения-с потоками выдыхаемого воздуха, т.е. при выдохе.

Инфицированный организм человека или животного, в котором патогенные возбудители могут жить, размножаться, накапливаться и выделяться во внешнюю среду, называется источником инфекции. То есть это естественная среда обитания возбудителя.

Среди людей источниками инфекции могут быть больные и носители. Важнейшими характеристиками больных как источников инфекции являются период заразительности и тяжесть клинических проявлений заболевания.

Учитывая цикличность течения инфекционных болезней, следует отметить, что в инкубационном периоде при большинстве инфекционных болезней возбудители во внешнюю среду не выделяются и, следовательно, заразительность таких лиц исключается. Однако, если в инкубационном периоде выделение возбудителей имеет место, то это резко повышает эпидемическую значимость таких лиц как источников инфекции и существенно затрудняет профилактическую работу. Это связано с отсутствием клинических проявлений в инкубационном периоде и возможности выявить подобные источники инфекции. Указанное положение характерно для вирусного гепатита А и является одной из основных причин широкого распространения данной инфекции. В период разгара заболевания количество возбудителей в организме больного достигает максимума. Вирулентность возбудителей, выделяющихся на фоне клинических проявлений, существенно выше, чем в другие периоды течения заболевания. Наряду с этим для инфекционных заболеваний характерны такие симптомы, которые способствуют освобождению организма от возбудителей (кашель, насморк - при аэрозольных инфекциях; диарея - при кишечных инфекциях и т.д.). В итоге период разгара характеризуется максимальным выделением возбудителя из организма больного и этим определяется наибольшая эпидемическая опасность инфекционных больных в разгар клинических проявлений.

В периоде реконвалесценции в большинстве случаев клиническое выздоровление по времени совпадает с освобождением организма больного от возбудителей. Иногда же у некоторых лиц на фоне клинического выздоровления продолжается выделение возбудителя и, естественно, они могут явиться источником инфекции для окружающих.

Таким образом, наибольшую эпидемическую опасность больные представляют в периоде разгара болезни. Затем следует период реконвалесценции. При некоторых же инфекционных болезнях источниками инфекции могут быть и лица, находящиеся в инкубационном периоде.

Эпидемическая значимость тяжести клинических проявлений заключается в следующем. Больной тяжелой формой инфекционного заболевания при прочих равных условиях является мощным источником инфекции, поскольку выделяет большое количество высоковирулентных возбудителей. Однако тяжелое течение болезни резко ограничивает активность подобных источников инфекции и в конечном итоге наибольшую эпидемическую опасность представляют больные с легкими клиническими формами. Основными причинами высокой эпидемической значимости больных легкими формами являются: а) в структуре заболеваемости, как правило, легкие формы встречаются чаще, чем тяжелые; б) больные легкими формами позже обращаются или совсем не обращаются за медицинской помощью; в) диагноз таким больным из-за неопределенности клинической картины устанавливается позже; г) изоляция больных легкими формами менее строгая и часто осуществляется в домашних условиях. Эпидемическая опасность больных легкими формами инфекционных заболеваний еще более возрастает, если при этом имеет место выделение возбудителей из источника инфекции в инкубационном периоде.

Носительство возбудителей инфекционных болезней - это выделение возбудителя из организма человека при отсутствии клинических проявлений заболевания. По продолжительности различают транзиторное, острое и хроническое носительство.

Транзиторное носительство предполагает кратковременное (чаще всего - однократное) выделение возбудителя при отсутствии клинических проявлений заболевания.

Острое носительство - выделение возбудителя в пределах от нескольких дней до двух-трех месяцев. Острое носительство преимущественно является следствием недавно перенесенного заболевания.

Хроническое носительство - выделение возбудителя в течение многих месяцев и даже лет. Этот вид носительства также чаще всего формируется в результате перенесенного заболевания у лиц с дефектами иммунной системы.

Степень эпидемической значимости указанных форм носительства при прочих равных условиях прямо пропорциональна его продолжительности. Однако при отдельных инфекциях в конкретных условиях роль острых носителей как источников инфекции может быть более существенной, чем лиц, находящихся в состоянии хронического носительства.

При анализе механизма развития эпидемического процесса при зоонозах используют понятия "основные" и "дополнительные" источники инфекции. Основной источник - это специфический хозяин возбудителя, обеспечивающий его сохранение как биологического вида (естественная среда обитания). Дополнительный источник - неспецифический хозяин возбудителя, способный передавать его людям. Человек при отдельных зоонозах (чума) может становиться дополнительным, в эпидемическом отношении наиболее опасным источником инфекции.

Резервуар инфекции - совокупность популяций возбудителя во взаимодействии с естественной средой обитания.

Вторая фаза механизма передачи - пребывание возбудителя во внешней среде - зависит от способа выведения возбудителя, предопределяющего среду, в которую он попадает после выведения из макроорганизма. Так, возбудитель, покинувший организм источника инфекции во время разговора, кашля или чихания, неизбежно прежде всего попадает в воздух. Возбудитель, выделившийся с испражнениями, попадает на различные объекты, которые и принимают участие в его дальнейшем пространственном перемещении. Таким образом, фаза пребывания возбудителя во внешней среде неразрывно связана с фазой выведения его из источника инфекции.

Для реализации фазы пребывания возбудителя во внешней среде необходимы факторы передачи, т.е. элементы внешней среды, обеспечивающие перемещение возбудителя из источника инфекции в восприимчивый организм. Все элементы внешней среды, выступающие в качестве факторов передачи возбудителей инфекционных болезней, подразделяются на 6 групп: 1) воздух; 2) вода; 3) пища; 4) почва; 5) предметы быта и производственной обстановки; 6) живые переносчики.

Элементы внешней среды, на которые возбудитель попадает, выделяясь из организма, называют первичными факторами передачи, а которые доставляют его в восприимчивый организм, - конечными факторами передачи. Иногда и первичным, и конечным фактором передачи является один и тот же элемент внешней среды (например, воздух). В ряде случаев перенос возбудителя с первичного фактора на конечный осуществляется с помощью промежуточных факторов передачи.

Отдельные виды возбудителей эволюционно приспособлены не только к конкретной локализации в организме хозяина, но и к конкретным факторам передачи. Это специфические факторы. Остальные факторы являются дополнительными, но они в тех или иных конкретных условиях могут приобретать важное эпидемиологическое значение.

Совокупность факторов передачи, участвующих в перемещении конкретного возбудителя от конкретного источника инфекции к конкретному восприимчивому организму, определяют как путь передачи возбудителя инфекции.

Различные пути передачи называются по конечному фактору передачи: воздушно-капельный, водный, пищевой, контактно-бытовой и другие пути передачи.

Третья фаза - внедрение возбудителя в восприимчивый организм - обусловливается предыдущей фазой (пребывание возбудителя во внешней среде). А характер и природа факторов, вносящих возбудителя в восприимчивый организм, определяют первичную локализацию возбудителя в организме человека. Внедрение возбудителя в восприимчивый организм осуществляется при физиологических (дыхание, прием пищи) и патологических (нарушения целостности кожных покровов и слизистых) процессах.

Аэрозольный механизм передачи - специфический для возбудителей инфекционных болезней, первично локализующихся в дыхательных путях (рис. 4.). При этом возбудители выделяются из источника инфекции в составе капелек (капельная фаза аэрозоля), которые концентрируются вокруг источника на расстоянии 1-2 м, и опасность заражения снижается пропорционально квадрату расстояния от источника инфекции. Крупные капли быстро оседают. Капельки, оставшиеся в воздухе, подсыхают в ближайшие 20 минут после выделения. Лишь при соответствующем сочетании температуры и влажности они могут сохраняться до двух часов и более. При подсыхании капельная фаза аэрозоля переходит в капельно-ядрышковую. Это сопровождается массовой гибелью микроорганизмов. Возбудители слабоустойчивые во внешней среде погибают полностью, более резистентные - лишь частично. "Ядрышки" с частицами размером менее 100 мкм могут часами находиться во взвешенном состоянии, перемещаться с конвекционными токами внутри помещения и проникать за его пределы через коридоры и вентиляционные ходы.

Следовательно, заражение возбудителями, находящимися в составе капельно-ядрышковой фазы аэрозоля, возможно как в помещении, где находится источник инфекции, так и за его пределами.

Крупные капельки, осевшие на предметы обихода, подсыхают, соединяются с пылью и в результате формируется вторичная пылевая фаза аэрозоля, содержащего возбудителей. Наиболее важным фактором образования пылевой фазы бактериального аэрозоля является мокрота. Пылинки размером менее 100 мкм могут долго находиться во взвешенном состоянии, перемещаться с потоками воздуха в соседние помещения и вызывать заражение восприимчивых лиц.


Аэрозольный механизм передачи является очень активным механизмом, поэтому в случае возникновения источника инфекции обеспечивает почти всеобщее заражение людей. В связи с простотой реализации данного механизма передачи (выдох - вдох), и коротким временем пребывания возбудителей вне живого организма подавляющее большинство из них, распространяющихся этим механизмом, обладают невысокой устойчивостью во внешней среде. Аэрозольным механизмом передаются возбудители дифтерии, кори, гриппа, менингококковой инфекции и др.

Фекально-оральный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых является желудочно-кишечный тракт (рис. 5).

Возбудители выделяются во внешнюю среду с испражнениями и распространяются преимущественно посредством трех групп факторов передачи - пищевых продуктов, воды и предметов обихода. В отдельных случаях значение в передаче возбудителей кишечных инфекций могут иметь мухи (механические переносчики). Особенностью факторов передачи (пищевых продуктов) в рамках фекально-орального механизма передачи является то, что отдельные из них служат благоприятной средой для размножения возбудителей. Накопление возбудителей в таких факторах передачи обусловливает заражение людей большими дозами микроорганизмов и развитие тяжелых клинических форм заболеваний. Посредством предметов обихода и воды в организм человека вносится небольшое количество возбудителей, поэтому заболевания, связанные с этими факторами передачи, в большинстве случаев протекают в легких формах. Масштабы заражения инфекционными заболеваниями, возбудители которых распространяются фекально-оральным механизмом передачи, зависят от объемов употребления обсемененных их возбудителями пищевых продуктов и воды. В связи с тем, что для реализации фекально-орального механизма передачи требуется определенное время, а возбудителям приходится длительный период находиться на факторах передачи, они должны обладать высокой устойчивостью во внешней среде. Фекально-оральным механизмом передаются возбудители брюшного тифа, дизентерии, вирусного гепатита А и др.

Трансмиссивный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых служит кровь (рис. 6). При локализации в крови возбудители не имеют выхода из организма, поэтому дальнейшее их распространение возможно только с участием кровососущих членистоногих. В организме живых переносчиков происходит или накопление возбудителя, или определенный цикл его развития.


Основными переносчиками являются комары, вши, блохи, клещи, москиты. В отличие от факторов неживой природы, живые переносчики активно нападают на людей и при значительной численности способны обеспечить очень высокую степень их заражаемости. Так как возбудители, передающиеся кровососущими переносчиками, с факторами внешней среды практически не контактируют, им не требуется высокая устойчивость, поэтому для большинства из них характерна слабая устойчивость во внешней среде. Трансмиссивным механизмом передаются возбудители малярии, сыпного и возвратного тифов и др.

Контактный механизм передачи - является специфическим для возбудителей инфекционных болезней, местом первичной локализации которых служат наружные покровы. Контактный механизм передачи реализуется при соприкосновении пораженных участков кожи источника инфекции со здоровыми участками кожи (слизистых) восприимчивых людей. В данном случае передача возбудителей осуществляется прямым контактом. К контактному механизму передачи относится и донесение возбудителя до кожных покровов (слизистых) восприимчивых лиц посредством предметов обихода, обсемененных возбудителями (непрямой контакт).


Контактный механизм передачи обычно обусловливает ограниченное распространение инфекционных болезней. В этих случаях в эпидемический процесс вовлекается узкий круг лиц, объединенных бытовыми помещениями и пользующихся общими предметами. Контактным механизмом передаются возбудители столбняка, венерических заболеваний и др.

Таким образом, локализация возбудителя в организме источника инфекции и механизм его представляют собой взаимно обусловливающие явления, которые, закономерно сменяя друг друга, образуют непрерывную цепь, обеспечивающую сохранение возбудителя как биологического вида в природе.

Указанные механизмы передачи обеспечивают распространение возбудителей инфекционных болезней среди особей одного поколения, т.е. являются горизонтальными. Передачу возбудителей от матери плоду обеспечивает вертикальный (трансплацентарный) механизм передачи . Вертикальный механизм - передача возбудителей в течение всего периода внутриутробного развития, т.е. от зачатия до появления новорожденного. Самые тяжелые дефекты, уродства плода отмечаются при инфицировании в стадии эмбриогенеза. В пределах вертикального механизма выделяют 4 пути передачи: герминативный (зародышевый), гематогенно- трансплацентарный (гематогенный переход возбудителей от беременной к плоду в течение внутриутробного периода с момента формирования собственного кровообращения эмбриона), восходящий через влагалище и матку (заглатывание или аспирация плодом контаминированных возбудителем околоплодных вод с 5-го месяца), интранатальный (инфицирование новорожденного во время прохождения им родовых путей).

Эпидемическая значимость вертикального механизма состоит в том, что дети, заразившиеся внутриутробно от своих матерей, представляют эпидемическую опасность для окружающих. Так могут передаваться возбудители краснухи, токсоплазмоза, герпетической, цитомегаловирусной инфекций и др.

В процессе разработки новых способов диагностики, лечения и профилактики инфекционных болезней в медицине сформировался новый механизм заражения человека возбудителями инфекционных болезней. Его назвали артифициальным (artificiale- искусственный), рис. 7. Создание крупных больниц, существенное увеличение числа "агрессивных" вмешательств, инвазивных диагностических и лечебных процедур, формирование госпитальных штаммов и другие факторы способствовали интенсификации артифициального механизма заражения. В пределах артифициального механизма заражения могут реализовываться ингаляционный (искусственная вентиляция легких, интубация); контактный (неинвазивные лечебные и диагностические манипуляции); энтеральный (фиброгастродуоденоскопия, энтеральное питание); парентеральный (инвазивные лечебные и диагностические манипуляции) пути передачи.


Рис. 7.

Артифициальный механизм заражения не является механизмом передачи, так как не соответствует определению этого понятия (эволюционно сложившийся процесс, необходимый для существования возбудителя как вида в природе). Возбудители инфекционных заболеваний человека, которые в настоящее время чаще распространяются с помощью искусственного механизма заражения (ВИЧ, вирусный гепатит В, вирусный гепатит С и другие), всегда имеют естественный главный механизм передачи, который обусловливает сохранение их как вида в природе.

Определить тип механизма передачи можно лишь при анализе характера распространения возбудителей в пределах популяции одного вида. Проникновение возбудителя из популяции хозяев одного вида (животных) в популяцию хозяев другого вида (человека) не является механизмом передачи, поскольку это перемещение никакого значения для сохранения в природе возбудителя как биологического вида не имеет. Применительно к зоонозам механизм передачи имеет место лишь при эпизоотическом процессе. В отношении людей говорят о механизме (процессе) заражения или путях передачи возбудителей зоонозных инфекций.

Такое понятие, как "эпидемический процесс", начало употребляться с начала 19 столетия. Одно из ранних представлений о данном явлении было сформулировано Озанамом в 1835-м году. Далее целый ряд ученых занялись развитием идеи. Сам термин "эпидемический процесс" был введен Громашевским в 1941 году. Далее Беляков уточнил содержание определения. Позже им же было выдвинуто положение о саморегуляции в эпидемическом процессе.

Разделы

Из всего три. Различают следующие разделы эпидемического процесса:

  • Условия и причина.
  • Механизм развития эпидемического процесса.
  • Проявления.

Первый раздел раскрывает сущность процесса. В нем отражены внутренние причины формирования и условия, в рамках которых он протекает. Систематизация сведений этого раздела дает возможность в общих формулировках ответить на вопрос о том, каковы основы эпидемиологии. В клинической медицине - в сфере, где на организменном уровне осуществляется исследование патологических состояний, - аналогичный раздел носит название "этиология". Второе звено отражает ход формирования явления. В этом разделе дается ответ на вопрос о том, каким образом оно начинается. В клинической медицине аналогичная сфера носит название "патогенез".

В третьем разделе раскрыты проявления, которыми сопровождается эпидемический процесс; систематизируются сведения, отражающие признаки явления. В клинической медицине аналогичный раздел именуется семиотикой. Далее рассмотрим категории более подробно.

Условия и причины

Взаимодействие возбудителя и организма человека протекает в пространстве и времени непрерывно. Существуют различные факторы эпидемического процесса. К ним относят, например, биологические. Эти факторы эпидемического процесса формируют причины, по которым начинается патологическое взаимодействие. Существует также и вторая категория. Природные и социальные факторы обеспечивают регулирование условий, при которых протекает процесс. Взаимодействие возможно исключительно при наличии причины и условий.

биологического характера

Социальные силы

К этим факторам относят комплекс общественных условий, которые способствуют либо препятствуют ходу эпидемического процесса. Среди них выделяют:

  • Санитарное обеспечение населенных пунктов.
  • Активность жителей.
  • Социальное развитие.

Активность населения

Санитарное благоустройство

Его уровень непосредственно влияет на интенсивность, с которой протекает эпидемический процесс. В понятие санитарного благоустройства входит частота сбора и удаления пищевых и твердых отходов. Также к нему относят состояние систем водоотведения и водоснабжения.

Социальный прогресс

Уровень производственного и общественного развития обладает опосредованным влиянием на условия, в которых протекает эпидемический процесс. При этом он может иметь как положительное, так и отрицательное воздействие. Примерами первого можно считать улучшение питания и качества жизни населения и, как следствие, повышение иммунитета жителей, а также изменения в культуре поведения, гигиеническом воспитании, технологический прогресс. Отрицательное влияние проявляется в увеличении числа наркоманов и алкоголиков, изменениях в сексуальной культуре (распространение вирусного гепатита, ВИЧ-инфекции), ухудшениеи экологических условий, ослаблении защитных сил организма.

Природные условия

К этим факторам относят абиотические и биотические компоненты. Последние представляют собой элементы живой природы. В качестве примера регулирующего воздействия биотических компонентов можно привести изменение в интенсивности хода эпидемического процесса на фоне разной численности грызунов при инфекциях природно-очагового типа. При трансмиссивных зоонозах миграции и количество членистоногих обладают регулирующим влиянием на выраженность явления. К абиотическим компонентам относят ландшафтные географические условия и климат. К примеру, при приближении к экватору повышается многообразие патологий.

  • Источник возбудителя.
  • Механизм передачи.
  • Восприимчивый организм.

Последние звенья эпидемического процесса имеют свою классификацию.

Источник возбудителя

Он представляет собой зараженный человеческий, животный либо растительный организм. От него может происходить инфицирование восприимчивых людей. Комплекс источников формирует резервуар. Для антропонозов в качестве возбудителя выступает человек, у которого присутствует бессимптомная либо манифестная форма патологии, для зоонозов - животные (дикие, синантропные или домашние). А для сапронозов это будут абиотические элементы окружающей среды.

Передача возбудителя

1. Аэрозольный путь. Он включает в себя следующие способы:

Воздушно-капельный (так передается ОРВИ, менингококковая инфекция);

Воздушно-пылевой (по этому пути проходят возбудители туберкулеза, скарлатины).

2. Фекально-оральный способ. К нему относят такие пути, как:

Контактно-бытовой;

Пищевой.

3. Контактный путь. Он включает в себя прямой и непрямой способы передачи.

4. Трансмиссивный путь. К этой категории относят такие способы, как:

Искусственный (связан с медицинскими манипуляциями: ассоциированный с операцией, инъекционный, трансплантационный, трансфузионный, обусловленный диагностическими процедурами);

Естественный (при контаминационном типе возбудитель выделяется с экскрементами переносчика, при инокуляционном - вводится со слюной).

Дополнительная классификация

  • Выделение из организма-переносчика.
  • Пребывание во внешней среде.
  • Проникновение в предрасположенный к патологии организм.

Восприимчивость

  • Индивидуальную (фено- и генотипическую).
  • Видовую.

Иммунитет выступает в роли специфического ответа на проникновение чужеродного агента. Устойчивость (резистентность) является комплексом защитных реакций неспецифического типа.

Характеристика эпидемического процесса

Интенсивность

Спорадическое распространение свойственно определенному коллективу, сезону, территории. Эпидемическая заболеваемость представляет собой временное увеличение уровня зараженности. Последующая классификация в этом случае осуществляется в соответствии с временными и территориальными параметрами. Эпидемическая вспышка представляет собой кратковременное усиление заболеваемости в рамках конкретного коллектива. Продолжается она на протяжении одного-двух Эпидемия является повышением уровня заболеваемости до области или региона. Как правило, она охватывает один сезон в году. Пандемия характеризует уровень заражения, продолжающегося в течение нескольких лет или десятилетий. Распространяется патология в данном случае на континенты.

Неравномерность проявления

Она может касаться территорий, времени, групп населения. В первом случае в основе классификации лежит зона распространения резервуара. В частности, выделяют:

  • Глобальный ареал. В этом случае взаимодействие осуществляется между человеком и резервуаром антропонозов.
  • Региональный ареал - это природно-очаговые зоонозы.

Неравномерность по времени:

  • Цикличность.
  • Сезонность.
  • Нерегулярность подъемов заражения.

Неравномерность по группам населения классифицируется по эпидемически значимым и формальным признакам. К последним относят группы:

  • Возрастные.
  • Профессиональные.
  • В зависимости от места жительства (городская или сельская местность).
  • Неорганизованные и организованные.

Распределение в соответствии с эпидемически значимыми признаками проводится на основании логических умозаключений специалистов. Оно может включать разные факторы, такие, например, как привитость.

Социально-экологическая концепция

Иерархическая структура

Она отличается многоуровневым характером и включает в себя несколько соподчиненных слоев:

Высшим в структуре эпидемического процесса считается соцэкосистемный уровень, в который экосистема входит в качестве одной из внутренних подкатегорий. Вторая представлена в виде социальной организации общества. В качестве причины появления и дальнейшего развития эпидемического процесса выступает именно взаимодействие этих двух подсистем. При этом явления в экоструктуре регулируются посредством социального подразделения.

Пример

В феврале 2014 года в Гвинее началась эпидемия Эбола. Продолжается она и по сей день. При этом эпидемия Эбола вышла за пределы государства и распространилась на прочие страны. В зону заражения вошли, в частности, Сьерра-Леоне, Либерия, США, Сенегал, Мали, Испания, Нигерия. Данный случай уникален, поскольку заболевание началось впервые в Западной Африке. Врачи в странах, куда распространилась патология, не имеют опыта борьбы с ней. Ситуацию усугубляет вероятность возникновения паники среди населения вследствие дезинформации. На помощь гвинейскому правительству были направлены средства и персонал различными международными и национальными организациями. В частности, содействие оказывали: Центр эпидемиологии США, России, Роспотребнадзор, Европейская комиссия. Помощь отправило и Экономическое сообщество государств На территории Гвинеи работала лаборатория эпидемиологии. Специалисты собирали и анализировали информацию о заболевании. Центр эпидемиологии оказывал поддержку населению, изолировал зараженных от здоровых жителей. Как отмечал гендиректор ВОЗ Кейдзи Фукуда, случившаяся вспышка стала сильнейшей из всех в практике.

Эпидемический процесс - это процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприимчивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому). Он включает 3 звена:

1. Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные),

Факторы передачи возбудителя,

3. Восприимчивый организм, то есть человек, который не имеет иммунитета против данной инфекции.

Источники инфекции:

1. Человек. Инфекционные болезни, которые поражают только людей, называются антропонозами (от греч. anthropos - человек, noses - болезнь). Например, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентерией, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зоонозы (от греч. zoos - животные), при которых источником инфекции служат различные виды домашних и диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа зооатропонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).

Факторы передачи возбудителя. Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1. Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума, туляремия);

2. Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.;

3. Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции, глисты и др.;

4. Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители дифтерии, скарлатины, туляремии, чумы и др.;

5. Предметы труда и обихода, зараженные больным животным или человеком, могут служить фактором передачи заразного начала здоровым людям;

6. Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи передают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сыпной тиф; мухи - кишечные инфекции и глисты; комары - малярию; клещи - энцефалиты; мошки - туляремию; москиты - лейшманиоз и т. д.;

7. Биологические жидкости (кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жидкость) - СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфекции и др.

Основные эпидемиологические характеристики возникновения и распространения инфекционного заболевания определяются быстротой распространения, обширностью территории эпидемии и массовостью охвата заболеванием населения.

Варианты развития эпидемического процесса:

1. Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний, не принимающие заметного распространения среди населения. Свойство инфекционной болезни к распространению в окружении заболевшего выражено минимальным образом (например, болезнь Боткина).

2. Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3. Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком одно или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4. Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватывающей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5. Пандемия. Г лобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекции).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, - это зоонозные инфекции, вторые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Учение о природной очаговости инфекционных заболеваний было сформулировано в 1939 году академиком Е.Н. Павловским. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ). Несомненный приоритет в открытии и изучении явления природной очаговости инфекционных болезней принадлежит отечественным ученым - академику Е.Н. Павловскому и академику А. А. Сморо- динцеву.

Эпидемический очаг. Объект или территория, где развертывается эпидемический процесс, называется эпидемическим очагом. Эпидемический очаг может быть ограничен пределами квартиры, где проживает заболевший человек, может охватывать территорию детского дошкольного учреждения или школы, включать территорию населенного пункта, региона. Число заболевших в очаге может варьировать от одного- двух до многих сотен и тысяч случаев болезни.

Элементы эпидемического очага:

1. Больные люди и здоровые бактерионосители - источники заражения окружающих людей;

2. Контактировавшие с больными лица («контактные»), которые в случае возникновения у них заболевания становятся источником распространения инфекции;

3. Здоровые люди, которые по характеру своей трудовой деятельности представляют группу повышенного риска распространения инфекции - «декретированная группа населения» (работники предприятий общественного питания, водоснабжения, медицинские работники, педагоги и пр.);

4. Помещение, в котором находится или находился заболевший человек, включая находящиеся в нем предметы обстановки и предметы повседневного обихода, способствующие передаче заразного начала восприимчивым людям;

5. Факторы окружающей среды, особенно в загородных условиях, которые могут способствовать распространению инфекции (источники водопользования и продовольственного обеспечения, наличие грызунов и насекомых, места сбора отходов и нечистот);

6. Здоровое население на территории очага, не имевшее контакта с больными и бактерионосителями, как восприимчивый к инфекции контингент, не застрахованный от возможного заражения в условиях эпидемического очага.

Все перечисленные элементы эпидемического очага отражают три основных звена эпидемического процесса: источник инфекции - пути передачи (механизм заражения) - восприимчивый контингент.

На все элементы эпидемического очага должны быть направлены соответствующие противоэпидемические мероприятия, чтобы наиболее быстро и эффективно решить две взаимосвязанные задачи: 1) строго локализовать очаг в его границах, не допустить «расползания» границ очага; 2) обеспечить скорейшую ликвидацию самого очага, чтобы не допустить массового заболевания населения.

Механизм передачи инфекции состоит из 3-х фаз:

1) выведение возбудителя из зараженного организма наружу,

2) пребывание возбудителя во внешней среде,

3) внедрение возбудителя в новый организм.

При воздушном механизме заражения инфекция может передаваться как воздушно-капельным путем, так и воздушнопылевым. Возбудители инфекционных заболеваний выделяются в воздух из носоглотки больного человека при дыхании, при разговоре, но особенно интенсивно при чихании и кашле, распространяясь с капельками слюны и носоглоточной слизи на несколько метров от больного человека. Таким образом, распространяются острые респираторные вирусные инфекции (ОРВИ), коклюш, дифтерия, эпидемический паротит, скарлатина и др. Воздушно-пылевой путь распространения инфекции, когда возбудители с потоками воздуха способны распространяться на значительные расстояния от больного человека, характерен для «летучих» вирусных инфекций (ветряная оспа, корь, краснуха и др.). При воздушно-капельном пути заражения возбудитель попадает в организм, главным образом, через слизистые оболочки верхних дыхательных путей (через респираторный тракт) распространяясь затем по всему организму.

Фекально-оральный механизм заражения отличается тем, что при этом возбудители инфекции, выделяясь из организма больного человека или бактерионосителя с его кишечным содержимым, попадают в окружающую среду. Затем, через посредство зараженной воды, пищевых продуктов, почвы, грязных рук, предметов обихода возбудитель проникает в организм здорового человека через желудочно-кишечный тракт (дизентерия, холера, сальмонеллезы и др.).

Кровяной механизм заражения отличается тем, что основным фактором распространения инфекции в таких случаях служит инфицированная кровь, различными путями проникающая в кровяное русло здорового человека. Заражение может произойти при переливании крови, в результате неквалифицированного применения медицинских инструментов многоразового пользования, внутриутробным путем от беременной к ее плоду (ВИЧ-инфекция, вирусный гепатит, сифилис). К этой же группе заболеваний отнесены трансмиссивные инфекции, распространяющиеся через укусы кровососущих насекомых (малярия, клещевой энцефалит, клещевой борелиоз, чума, туляремия, геморрагические лихорадки и др.).

Контактный механизм заражения может осуществляться как путем прямого, так и путем опосредованного (непрямого) контакта - через инфицированные предметы повседневного обихода (разнообразные кожные заболевания и болезни, передающиеся половым путем - БППП).

Некоторые инфекционные болезни отличаются выраженной сезонностью (кишечные инфекции в жаркое время года). Ряд инфекционных заболеваний имеют возрастную специфику, например, детские инфекции (коклюш).

Основные направления противоэпидемических мероприятий

Как указывалось, эпидемический процесс возникает и поддерживается только при наличии трех звеньев: источника инфекции, механизма передачи возбудителя, восприимчивого населения. Следовательно, устранение одного из звеньев неизбежно приведет к прекращению эпидемического процесса.

Основные противоэпидемические мероприятия включают:

1. Меры, направленные на устранение источника инфекции: выявление больных, бактерионосителей, их изоляция и лечение; обнаружение лиц, общавшихся с заболевшими, для последующего наблюдения за состоянием их здоровья, чтобы своевременно установить новые случаи заболеваний и своевременно изолировать больных людей.

2. Мероприятия, направленные на пресечение путей распространения инфекции и на предотвращение расширения границ очага:

а) режимные ограничительные меры - обсервация и карантин. Обсервация - специально организованное медицинское наблюдение за населением в очаге инфекции, включающее ряд мероприятий, направленных на своевременное выявление и изоляцию заболевших в целях предупреждения распространения эпидемии. Одновременно с помощью антибиотиков проводят экстренную профилактику, делают необходимые прививки, ведут наблюдение за строгим выполнением правил личной и общественной гигиены. Срок обсервации определяется длительностью максимального инкубационного периода для данного заболевания и исчисляется с момента изоляции последнего больного и окончания дезинфекции в очаге. Карантин - это система наиболее строгих изоляционно-ограничительныхпротивоэпидемическихмероприятий, проводимых для предупреждения распространения инфекционных заболеваний;

б) дезинфекционные мероприятия, включающие не только обеззараживание, но также дезинсекцию, дератизацию (уничтожение насекомых и грызунов);

3. Меры, направленные на повышение невосприимчивости населения к инфекции, среди которых наиболее важное значение имеют методы экстренной профилактики возникновения заболевания:

а) иммунизация населения по эпидемическим показаниям;

б) использование противомикробных средств в профилактических целях (бактериофаги, интерфероны, антибиотики).

Указанные противоэпидемические меры в условиях эпидемического очага обязательно дополняются проведением целого ряда организационных мероприятий, направленных на ограничение контактов среди населения. В организованных коллективах проводится санитарно-просветительная и воспитательная работа, привлекаются средства массовой информации. Важное значение приобретает воспитательная и санитарно-просветительная работа педагогов с учащимися школ.

Методы дезинфекции в эпидемическом очаге. Дезинфекция - это комплекс мероприятий, направленных на уничтожение возбудителей и устранение источников инфекции, а также предотвращение дальнейшего распространения. Дезинфекционные мероприятия включают:

1) дезинфекцию (методы уничтожения болезнетворных микроорганизмов),

2) дезинсекцию (методы уничтожения насекомых - переносчиков возбудителей заразных болезней),

3) дератизацию (методы уничтожения грызунов - источников и распространителей инфекции).

Кроме дезинфекции имеются и другие способы уничтожения микроорганизмов: 1) стерилизация (кипячение инструментов в течение 45 минут предупреждает заражение эпидемическим гепатитом), 2) пастеризация - нагрев жидкостей до 50-60 градусов с целью их обеззараживания (например, молока). В течение 15-30 минут погибают вегетативные формы кишечной палочки.

Виды дезинфекции. В практике различают два основных

1. Очаговая (противоэпидемическая) дезинфекция проводится с целью ликвидации очага инфекции в семье, общежитии, детском учреждении, на железнодорожном и водном транспорте, в лечебном учреждении. В условиях эпидемического очага производится текущая и заключительная дезинфекция. Текущая дезинфекция производится в помещении, где находится больной человек, не менее 2-3 раз в течение суток весь период пребывания источника инфекции в семье или в инфекционном отделении больницы. Заключительная дезинфекция проводится после госпитализации больного, либо после его выздоровления. Дезинфекции подлежат все предметы, с которыми соприкасался больной человек (постельные принадлежности, белье, обувь, посуда, предметы ухода), а также мебель, стены, пол и т. д.

2. Профилактическая дезинфекция выполняется 1 раз в сутки или 2-3 раза в неделю на пищеблоках, в детских учреждениях, интернатах, общесоматических лечебных учреждениях, родильных домах. Это плановая дезинфекция.

Способы дезинфекции. Для дезинфекции применяются физические и химические методы обеззараживания. К физическим методам относятся кипячение, автоклавирование, термическая обработка в сухожаровых шкафах, в дезинфекционных камерах, ультрафиолетовое облучение. Химические методы дезинфекции осуществляются с применением химических препаратов, обладающих высокой бактерицидной активностью (хлорная известь, хлорамин, гипохлориты кальция и натрия, лизол, формалин, карболовая кислота). Дезинфицирующим действием обладают также мыло и синтетические моющие средства. Биологические методы дезинфекции - это уничтожение микроорганизмов средствами биологической природы (например, с помощью микробов-анта- гонистов). Применяется для обеззараживания сточных вод, мусора и отбросов.

Для проведения очаговой текущей и заключительной дезинфекции в очагах кишечных инфекций используют 0,5% раствор хлорсодержащих дезсредств, при воздушно-капельных инфекциях - 1,0%, в очагах активного туберкулеза - 5,0%. При работе с дезинфицирующими препаратами необходимо соблюдать осторожность (пользоваться защитной одеждой, очками, маской, перчатками).

NEW SUBJECT

ЭПИДЕМИОЛОГИЯ, ВЭ (каф. ИНФЕКЦИОНН.БОЛЕЗ.С ЭПИДЕМ)

Эпидемиология

Эпидемический процесс

?Эпидемиология инфекционных болезней как наука изучает…

Закономерности возникновения и распространения различных по своей природе массовых нарушений состояния здоровья населения.

Принципы и формы организации противоэпидемической работы.

Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей и разрабатывает способы профилактики, борьбы и ликвидации этих болезней.

Закономерности возникновения и распространения инфекционных болезней среди людей и разрабатывает способы профилактики, борьбы и ликвидации этих болезней.

?Эпидемический процесс - это…

Распространение инфекционных болезней среди растений

Распространение возбудителей среди кровососущих переносчиков

Распространение инфекционных болезней в популяции людей

Состояние зараженности организма человека или животного

?Проявления эпидемического процесса - это…

Болезнь в острой форме

Болезнь в хронической форме

Носительство

Спорадический тип заболеваемости

Эпидемический тип заболеваемости

?Термин «спорадическая заболеваемость» означает…

Заболевания людей инфекционной болезнью, необычной для данной территории

Групповые заболевания людей инфекционной болезнью

Единичные заболевания людей инфекционной болезнью

Эпидемический тип заболеваемости - это…

Единичные заболевания людей инфекционной болезнью

Групповые заболевания людей инфекционной болезнью

Массовые заболевания людей инфекционной болезнью, значительно превышающие уровень спорадической заболеваемости данной болезнью на определенной территории



Массовые заболевания инфекционной болезнью, значительно превышающие уровень заболеваемости, характерный для данной болезни, на больших территориях, включая станы, материки, континенты

Эпидемический процесс рассматривается как «вспышка», «эпидемия», «пандемия», «спорадическая заболеваемость» в зависимости от…

Тяжести течения болезни

Скорости распространения заболеваний

Числа больных людей

?Проявления инфекционного процесса - это…

Болезнь

Носительство

Эпидемия гриппа в стране

Вспышка инфекционной болезни среди грызунов

?В каких случаях можно говорить о проявлениях эпидемического процесса?

При массовой заболеваемости людей гриппом

При обнаружении малярийных плазмодиев у комаров

При единичных заболеваниях брюшным тифом жителей города

При отитах и лимфаденитах у реконвалесцентов после скарлатины

При единичных заболеваниях бешенством среди волков и лисиц

Среди перечисленных ситуаций выберите проявления эпидемического процесса

Вспышка краснухи среди детей младшей группы детского сада

Псевдотуберкулез диагностирован у доярки

Среди жителей поселка зарегистрированы единичные случаи холеры

В школе среди детей начальных классов выявлены единичные случаи носительства токсигенных дифтерийных бактерий

У больного с первоначальным диагнозом «пневмония» диагностирован легионеллез

На ферме у коров зарегистрировано несколько случаев бруцеллеза

У заболевшей лошади диагностирован ящур

В школе-интернате вспышка скарлатины среди детей начальных классов

На свиноводческой ферме среди животных выявлены заболевшие лептоспирозом

Вспышка туляремии отмечена среди полевых мышей

В каких случаях рассматриваемое явление можно трактовать как инфекционный процесс?

Вспышка иерсиниоза среди мышей и крыс

Наличие носителей менингококков в коллективе рабочих завода

Поражение слизистой оболоски кишечника при дизентерии

Артриты у больных бруцеллезом

Единичные заболевания орнитозом среди жителей города

?Экзотические инфекции - это…

Инфекционные болезни, несвойственные данной местности

Инфекционные болезни, свойственные данной местности

Инфекционные вирусные болезни, распространяемые членистоногими

?Термины «эндемия», «эндемичность болезни» означают…

Длительное сохранение возбудителей в почве, воде

Зараженность возбудителями живых переносчиков

Постоянное наличие на данной территории инфекционной болезни, характерной для этой местности, в связи с имеющимися в ней природными и социальными условиями, необходимыми для поддержания эпидемического процесса

Распространение на территории инфекционных болезней среди диких животных

Энзоотия - это…

Заболеваемость животных, свойственная данной местности

Распространение инфекционных болезней среди животных

Заболеваемость людей, свойственная данной местности

?Звенья эпидемиче6ского процесса - это…

Возбудители инфекционных болезней

Источник возбудителя инфекции

Механизм передачи возбудителя

Вода, воздух, почва, пища, предметы быта и производства, живые переносчики

Восприимчивый организм (коллектив)

?Источник возбудителя инфекции - это…

Любые объекты, на которых обнаружен возбудитель

Живой зараженный организм человека или животного

Любая среда, в которой возбудитель сохраняется длительный срок

Переносчики, в которых возбудитель сохраняется и размножается

?Источником инфекции при антропонозах являются…

Зараженные люди

Зараженные животные

Зараженные переносчики

Зараженные объекты окружающей среды

Резервуар возбудителя инфекции - это…

Зараженные биотические и абиотические объекты (живые и неживые), являющиеся естественной средой обитания возбудителя и обеспечивающие существование его в природе

Зараженный организм человека или животного, являющиеся естественной средой обитания

Возбудителя и обеспечивающий существование его в природе

Из предложенного списка выберите потенциальные источники инфекции

Больные люди

Бактерионосители

?Кто представляет большую опасность как источник инфекции?

Больные с тяжелым течением болезни

Больные с легким течением болезни

Транзиторные бактерионосители

Хронические бактерионосители

?В какие периоды инфекционной болезни больной человек опасен для окружающих?

В течение всего периода инкубации

В последние дни инкубационного периода

В продромальный период

В период разгара болезни

Реальная опасность источников инфекции зависит от…

Клинической формы болезни

Возраста

Профессии

?Источниками инфекции для человека могут быть…

Домашние животные (кошки, собаки и др.)

Сельскохозяйственные животные (крупный рогатый скот, козы, овцы, лошади, свиньи и др.)

Дикие животные (волки, лисицы, зайцы, мышевидные грызуны и др.)

Синантропные грызуны (крысы, мыши)

Верно все

Из предложенного списка выберите зоонозы…

Сальмонеллез

Легионеллез

Псевдотуберкулез

Шигиллез

Зоонозы, при которых человек может стать источником возбудителя инфекции…

Бруцеллез

Иерсиниоз

Энцефалит клещевой

Сальмонеллез

Зоонозы, при которых источниками инфекций могут быть только животные (облигатные зоонозы)…

Болезнь Лайма (клещевой системный боррелиоз)

Туляремия

Бруцеллез

Псевдотуберкулез

Кампилобактериоз

Вы уточняете эпидемиологический анамнез больного. При каких инфекциях следует выяснять возможность контакта с животными?

Паратиф А

Лептоспироз

Туляремия

Болезни, при которых птицы могут быть источниками инфекции…

Сальмонеллез

Орнитоз

Эшерихиоз

Клещевой энцефалит

Бешенство

Инфекционные болезни, при которых синантропные грызуны могут быть источниками инфекции…

Иерсиниоз

Легионеллез

Сальмонеллез

Клещевой энцефалит

Туляремия

Сапронозами называют болезни, при которых…

Не установлен источник инфекции

Возбудители образуют споры

Возбудители неприхотливы и размножаются в воде, почве, на поверхности разных объектов

Возбудители сохраняются в переносчиках

Из предложенного списка выберите сапронозы…

Эшерихиоз

Синегнойная инфекция (псевдомоноз)

Легионеллез

Пищевая токсикоинфекция, вызванная стафилококками

Пищевая токсикоинфекция, вызванная Bacillus cereus

?Своеобразие механизма передачи возбудителя определяется…

Тяжестью течения инфекционной болезни

Локализацией возбудителя в зараженном организме

Поведением и условиями жизни источников инфекции

Из предложенного перечня выберите естественные варианты механизма передачи возбудителя

Трансмиссивный

Фекально-оральный

Верно все

Аспирационный (воздушно-капельный, аэрозольный)

Вертикальный

?Аспирационный механизм передачи реализуется путями

Воздушно-капельным

Воздушно-пылевым

Через живых переносчиков

Укажите инфекционные болезни с аспирационным механизмом передачи

Токсоплазмоз

Вирусный гепатит А

Скарлатина

Ветряная оспа

Трансмиссивный механизм передачи возбудителя означает распространение их…

Воздухом

Живыми переносчиками

Предметами окружающей среды

Трансмиссивный механизм передачи имеют следующие инфекционные болезни

Бешенство (гидрофобия)

Лептоспироз

Клещевой энцефалит

Туляремия

Укажите инфекции, имеющие контактный механизм передачи возбудителя

Ветряная оспа

Менингококковая инфекция

Бешенство (гидрофобия)

Вирусный гепатит Е

?Фекально-оральный механизм передачи реализуется…

Через воду

Через продукты питания

Через предметы окружающей среды

Фекально-оральный механизм передачи реализуется при следующих инфекционных болезнях

Дизентерия

Вирусный гепатит А

Трихофития

Сальмонеллез

Сыпной тиф

Вертикальный механизм означает, что возбудитель передается…

Из зараженной почвы

Через зараженные овощи

Через пыль в жилище

От матери плоду

Вертикальный механизм передачи свойствен следующим инфекционным болезням…

Краснуха

Малярия

Инфекция ВИЧ

Ветряная оспа

Искусственный (артифициальный) способ заражения возбудителя возможен…

В лабораториях

В процедурных кабинетах

В домашних условиях

В транспортных средствах

?Восприимчивость организма означает…

Обязательное возникновение болезни у инфицированных

Обязательное развитие какой-либо формы инфекционного процесса после инфицирования

Из предложенного списка выберите факторы, влияющие на восприимчивость организма к возбудителям инфекционных болезней

Возраст

Сопутствующие соматические заболевания

Полноценное питание

В предлагаемом перечне выберите источник возбудителя дифтерии

Больной дифтерией

Носовой платок больного дифтерией

Культура токсигенных коринебактерий дифтерии

Воздух палаты, где находятся больные дифтерией

Выберите источник инфекции при сыпном тифе

Больной сыпным тифом

Испражнения больного

Укажите возможные источники сальмонеллезной инфекции

Крупный рогатый скот

Яйца кур, уток

Куры, утки

Укажите факторы передачи возбудителя туляремии

Водяные крысы

Больные люди

Кракодилы

При гриппе источниками инфекции являются…

Больные люди

Носовые платки, маски и другие вещи, которыми пользовался больной

Выделения из носа больного

Воздух палаты

Кислородная подушка

?Источники инфекции при брюшном тифе

Испражнения больного

Водоем, в котором обнаружены брюшнотифозные бактерии

Живая культура брюшнотифозных бактерий

Больной брюшным тифом

Бактерионоситель S.typhi

Укажите, в каких случаях возможно дальнейшее развитие эпидемического процесса

Больной хроническим бруцеллезом находится в терапевтическом отделении

Больной легкой формой коклюша посещает школу

У ребенка, госпитализированного в терапевтическое отделение, выделены яйца аскарид

Лечение больного туляремией проводят амбулаторно

У воспитательницы детского сада в носоглотке обнаружены менингококки

Что входит в понятие «социальные факторы эпидемического процесса»?

Гидрогеологическая характеристика территории

Миграция населения

Состояние жилого фонда

Доступность медицинской помощи

?«Природные факторы» эпидемического процесса - это…

Флора и фауна

Наличие и содержание дошкольных детских учреждений

Стихийные бедствия

Какие обстоятельства могут способствовать увеличению заболеваемости антропонозами?

Транспортные связи

Массовые зрелищные мероприятия

Автоматизация промышленных процессов

Что может влиять на заболеваемость зоонозами среди людей?

Очистка городов от бытового мусора

Животноводческие комплексы и птицефабрики

Охота, рыбная ловля

Купание в открытых водоемах

Все верно

Какие проявления научно-технического прогресса, цивилизации могут способствовать росту сапронозов?

Использование компьютеров

Использование кондиционеров

Межгосударственные и межрегиональные торговля и перевозки

Строительство подземных сооружений

Периодичность эпидемического процесса - это…

Количественный показатель, отражающий уровень (частоту) регистрации болезни среди населения в целом или в отдельных возрастных, половых, профессиональных и других группах

Закономерно повторяющиеся в определенные месяцы (сезоны) года подъемы заболеваемости

Время, в течение которого возбудитель может выделяться из зараженного организма

Закономерно повторяющиеся через определенные промежутки времени (год, несколько лет) подъемы и спады заболеваемости

Закономерно повторяющиеся через определенные промежутки времени (год, несколько лет) подъемы и спады заболеваемости

В развитии эпидемического процесса приоритет имеют…

Социальные факторы

Природные факторы

В равной мере социальные и природные факторы

Противоэпидемические мероприятия

?Эпидемический очаг включает в себя…

Только комнату в жилище или палату, где находится больной

Всю территорию, в пределах которой возможно распространение возбудителя инфекции в данной конкретной обстановке

?Границы эпидемического очага определяет…

Любой врач, установивший диагноз инфекционной болезни

Лечащий врач (участковый терапевт, педиатр)

Врач - эпидемиолог

?Как долго сохраняется эпидемический очаг?

До момента госпитализации больного

До проведения заключительной дезинфекции в очаге

В течение срока максимальной инкубации у лиц, общавшихся с больным

До выздоровления больного, если он получал лечение амбулаторно

Работу в эпидемическом очаге организует и выполняет следующий медицинский персонал

Терапевт поликлиники

Медицинская сестра

Врач-эпидемиолог

Персонал дезинфекционной службы

Все верно

Врач, заподозривший инфекционную болезнь, обязан

Выяснить эпидемиологический анамнез

Организовать текущую дезинфекцию в очаге

Отправить «Экстренное извещение» в территориальный центр санитарно-эпидемиологического надзора

Выявить контактных лиц

Эпидемиологический анамнез выясняют…

Лечащие врачи у больного

Врачи-эпидемиологи у больного

Врачи-эпидемиологи у лиц, общавшихся с больным

Врачи-бактериологи при выполнении бактериологических и серологических исследований

?«Экстренное извещение» следует отправлять…

Только после бактериологического подтверждения диагноза

После консультации с врачом-инфекционистом

Немедленно при подозрении на инфекционную болезнь

Не позднее 12 ч. с момента выявления больного

Эпидемиологическое обследование очага имеет целью…

Уточнение диагноза у больного

Выявление лиц, общавшихся с больным

Определение фактора или пути передачи возбудителя инфекции

Выявление источника возбудителя инфекции

?Госпитализация инфекционных больных проводится…

Во всех случаях установления диагноза инфекционной болезни

По клиническим показаниям

По эпидемиологическим показаниям

Обязательно при экзотических и конвенционных болезнях

?Укажите, куда следует поместить инфекционного больного

В бокс инфекционного отделения больницы

В палату инфекционной больницы

В терапевтический стационар

Оставить дома по просьбе больного и родных

Из предложенного списка выберите меры, выполняемые в очаге в отношении источников инфекции

Госпитализация больного

Санация бактерионосителя

Уничтожение членистоногих

Кипячение питьевой воды

Лечение или уничтожение больных животных

Выберите меры, выполняемые в очаге для устранения путей передачи возбудителей инфекционных болезней

Вакцинация детей

Уничтожение домовых мышей, крыс

Уничтожение мух

Стерилизация медицинского инструментария

Дезинфекция в квартире больного

Эпидемиологический надзор включает…

Регистрацию возникших инфекционных болезней

Изучение биологических свойств выделяемых культур возбудителей

Анализ инфекционной заболеваемости по возрасту, полу, профессии, территории и другим признакам

Анализ эффективности профилактических и противоэпидемических мероприятий

ЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС

Эпидемический процесс - это процесс передачи заразного начала от источника инфекции к восприимчивому организму (распространение инфекции от больного к здоровому).

Он включает три звена:

1.Источник инфекции, выделяющий возбудителя во внешнюю среду (человек, животные).

2.Факторы передачи возбудителя.

3.Восприимчивый организм, то есть человек, который не имеет иммунитета против данной инфекции.

Из каких звеньев состоит эпидемический процесс?

1 восприимчивый организм 2 факторы передачи возбудителя 3 источник инфекции

4 только источник инфекции и восприимчивый организм

Источники инфекции:

1. Человек. антропонозами (от греч. anthropos - человек, nosos - болезнь). Например, брюшным тифом, корью, коклюшем, дизентерией, холерой болеют только люди.

2. Животные. Большую группу инфекционных и инвазионных болезней человека составляют зоонозы (от греч. zoon - животное, nosos - болезнь), при которых источником инфекции служат различные виды домашних и диких животных и птиц. К зоонозам относятся бруцеллез, сибирская язва, сап, ящур и др.

Существует также группа антропозоонозных инфекций, при которых источником заражения могут служить и животные, и люди (чума, туберкулез, сальмонеллезы).

Инфекционные болезни, возбудители которых поражают только людей, называются

1 зоонозы 2 антропонозы 3 антропозоонозы

Инфекционные болезни, возбудители которых передаются от животных человеку, называются

1 зоонозы 2 антропонозы3 антропозоонозы

Инфекционные болезни, возбудители которых передаются от животных и людей, называются

1 зоонозы 2 антропонозы3 антропозоонозы

Факторы передачи возбудителя.

Болезнетворные микроорганизмы передаются здоровым людям одним или несколькими из путей:

1.Воздух - грипп, корь передаются только через воздух, для других инфекций воздух является главным фактором (дифтерия, скарлатина), а для третьих - возможным фактором передачи возбудителя (чума, туляремия).



2.Вода - брюшной тиф, дизентерия, холера, туляремия, бруцеллез, сап, сибирская язва и др.

3.Почва - анаэробы (столбняк, ботулизм, газовая гангрена), сибирская язва, кишечные инфекции, глисты и др.

4.Пищевые продукты - все кишечные инфекции. С пищей также могут передаваться возбудители дифтерии, скарлатины, туляремии, чумы и др.

5.Предметы труда и обихода, зараженные больным животным или человеком, могут служить фактором передачи заразного начала здоровым людям.

6.Членистоногие - часто бывают переносчиками возбудителей инфекционных болезней. Клещи передают вирусы, бактерии и риккетсии; вши - сыпной и возвратный тифы; блохи - чуму и крысиный сыпной тиф; мухи - кишечные инфекции и глисты; омары - малярию, энцефалиты; мошки - туляремию; москиты - лейшманиоз и т. д.

7. Биологические жидкости ("кровь, носоглоточные выделения, кал, моча, сперма, околоплодная жидкость) - СПИД, сифилис, гепатит, кишечные инфекции и др.

Варианты развития эпидемического процесса

1.Спорадия (спорадическая заболеваемость). Возникают единичные, не связанные между собой случаи инфекционных заболеваний

2.Эндемия - групповая вспышка. Возникает, как правило, в организованном коллективе, в условиях постоянного и тесного общения людей. Заболевание развивается из одного, общего источника инфицирования и за короткое время охватывает до 10 и более человек (вспышка эпидемического паротита в группе детского сада).

3.Эпидемическая вспышка. Массовое распространение инфекционного заболевания, которое происходит из ряда групповых вспышек и охватывает целиком один или несколько организованных коллективов с общим числом заболевших 100 и более человек (кишечные инфекции и пищевые токсикоинфекции).

4.Эпидемия. Массовая заболеваемость населения, за короткое время распространяющаяся на обширной территории, охватываю щей город, район, область и ряд регионов государства. Эпидемия развивается из множества эпидемических вспышек. Число заболевших исчисляется десятками и сотнями тысяч человек (эпидемии гриппа, холеры, чумы).

5.Пандемия . Глобальное распространение эпидемической заболеваемости среди людей. Эпидемией охвачены обширные территории различных государств многих континентов земного шара (пандемии гриппа, ВИЧ-инфекция).

Природная очаговость инфекционных заболеваний - распространение болезни в пределах определенных территориальных зон. Такое явление, когда какое-либо заболевание с большим постоянством регистрируется на определенной территории, называется эндемией. Как правило, это зоонозные инфекции, которые распространяются в соответствующих территориальных очагах среди животных, с помощью насекомых, переносящих возбудителя инфекции. Природные очаги инфекционных заболеваний называют нозоареалами, а характерные для территорий инфекционные болезни - природно-очаговыми инфекциями (геморрагические лихорадки, клещевой энцефалит, чума, туляремия и др.). Можно назвать их экологически обусловленными болезнями, так как причиной эндемичности служат природные факторы, благоприятствующие распространению данных заболеваний: наличие животных - источников инфекции и кровососущих насекомых, выступающих в роли переносчиков соответствующей инфекции. Нозоареалом холеры являются Индия и Пакистан. Человек не является фактором, который может поддерживать существование очага природной инфекции, так как подобные очаги сформировались еще задолго до появления людей на этих территориях. Такие очаги продолжают существовать после ухода людей (по завершении геологоразведочных, дорожных и других временных работ).

Выберите определение - природно-очаговое заболевание