Типы семей. Современная семья Неспецифические функции семьи

1.1 Понятие семьи, ее типы, структура

Существует множество дефиниций семьи, выделяющих в качестве семьеобразующих отношений различные стороны семейной жизнедеятельности, начиная от простейших и заканчивая более широкими (например, семья -- это группа людей, любящих друг друга, или же группа лиц, имеющих общих предков либо проживающих вместе) и кончая обширными перечнями признаков семьи. Среди определений семьи, учитывающих критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности, привлекает определение семьи "как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения", данное А.Г. Харчевым .

С позиции права семья - это конституционно-правовая категория, основанная на браке - юридически оформленном, добровольном союзе мужчины и женщины, порождающая взаимные личные и имущественные права и обязанности, направленные на создание семьи, рождение и воспитание детей (ст. 7, 38 и 72 Конституции Российской Федерации) .

То есть, это основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью.

Сущностью конституционно-правового положения семьи является совокупность правовых норм, закрепленных в Конституции Российской Федерации, конституциях (уставах), законах субъектов России, международно-правовых актах, регулирующих и охраняющих общественные отношения по поводу семьи.

Для того чтобы применять те или иные нормативные акты, необходимо определить к какому типу относится та или иная семья. В современной статистике семьи подразделяются на типы по различным основаниям - по демографическому, по размеру семьи, по числу занятых членов семьи, по социальной и национальной принадлежности и др. Обычно "ядром" семьи считают супружескую пару, и все статистические классификации состава семей строятся в зависимости от добавления к "ядру" детей, родственников, родителей супругов. Исходя из положений законодательства можно выделить следующие типы семьи: молодая, пожилая, многодетная, неполная, приемная, патронатная, малообеспеченная и др.

Стоит рассмотреть каждый тип более подробно.

Молодая семья - это семья впервые 3 года после заключения брака (в случае рождения детей - без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста.

Таким образом, брак должен быть первым; продолжительность совместной жизни до 3 лет; граница возраста супругов от 18 до 30 лет.

Малообеспеченная семья - это семья, имеющая среднедушевой доход ниже установленной в субъекте РФ величины прожиточного минимума.

Многодетная семья - это семья, имеющая на содержании и воспитании трех и более детей в возрасте до 18 лет.

Пожилая семья - это семья, супруги которой достигли пенсионного возраста.

Приемная семья является одной из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей. Граждане (супруги или отдельные граждане), желающие взять на воспитание ребенка (детей), оставшегося без попечения родителей, именуются приемными родителями; ребенок (дети), передаваемый на воспитание в приемную семью, именуется приемным ребенком, а такая семья - приемной семьей.

Приемные родители по отношению к приемному ребенку (детям) обладают правами и обязанностями опекуна (попечителя). Общее число детей в приемной семье, включая родных и усыновленных, не должно превышать, как правило, 8 человек.

Приемная семья образуется на основании договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью. Орган опеки и попечительства выдает приемным родителям удостоверение установленного образца.

Орган опеки и попечительства содействует созданию приемных семей, оказывает приемным родителям необходимую помощь и осуществляет наблюдение за условиями жизни и воспитания ребенка (детей).

Устройство детей в приемную семью не влечет за собой возникновения между приемными родителями и приемными детьми алиментных и наследственных правоотношений, вытекающих из законодательства Российской Федерации .

Можно выделить и другие типы семей по различным основаниям.

Структура семьи включает число и состав семьи, а также совокупность взаимоотношений между ее членами. Анализ структуры семьи дает возможность ответить на вопрос, каким образом реализуется функция семьи: кто в семье осуществляет руководство и кто - исполнение, как распределены между членами семьи права и обязанности. С точки зрения структуры семьи, можно выделить такие семьи, где руководство и организация всех ее функций сосредоточены в руках одного члена семьи. В других семьях имеется явно выраженное равное участие в управлении семьей всех ее членов. В первом случае говорят об авторитарной системе отношений; во втором - о демократической. Различной может быть структура семьи с точки зрения того, как в ней распределены основные обязанности: большинство обязанностей сосредоточено в руках одного члена семьи или обязанности распределены равномерно.

Наиболее распространенная структура семьи в нашем обществе - это семья, включающая взрослых ее членов (мужа и жену, а также нередко кого-то из их родителей) и детей. Для семьи у нас наиболее типична ориентация на одного-двух детей. Семья чаше ориентирована на равноправное распределение обязанностей, а также равное участие в решении всех семейных проблем. В ходе социологических опросов на предпочтительность такой структуры взаимоотношений указывает большая часть опрошенных.

Нарушение структуры семьи - это такие особенности структуры, которые затрудняют или препятствуют выполнению семьей ее функций. Например, неравномерность распределения хозяйственно-бытовых обязанностей в семье между супругами выступает в качестве нарушения структуры взаимоотношений, поскольку препятствует удовлетворению ряда потребностей того супруга, на которого ложится основная нагрузка: в восстановлении физических сил, удовлетворении духовных (культурных) потребностей. По той же самой причине нарушением структуры отношений в семье следует признать семейный конфликт, препятствующий выполнению семьей различных ее функций.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи: - «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

- «пополненная семья» - увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

- «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

- «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен .

А. И. Антонов и В. М. Медков выделяют по составу:

Нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

Расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений - прародителей, родителей и детей (внуков).

Авторы указывают, что, когда надо подчеркнуть наличие в нуклеарной семье, основанной на полигамном браке, двух и более жен-матерей (полигиния), или мужей-отцов (полиандрия), тогда говорят о составной, или сложной нуклеарной, семье.

В повторных семьях (основанных на повторном, не первом браке) вместе с супругами могут находиться дети от данного брака и дети кого-либо из супругов, приведенные им в новую семью.

Е. А. Личко разработал следующую классификацию семей:

Структурный состав: полная семья (есть мать и отец); неполная семья (есть только мать или отец); искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности: гармоничная семья; дисгармоничная семья.

Существуют различные классификации типов распределения ролей в семье. Так, по И. В. Гребенникову, существует 6 типов распределения семейных ролей:

Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого;

Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной мере.

Типы семейных структур по критерию власти разделяют на:

Партриархальные семьи, где главой семейного государства является отец,

Эгалитарные семьи, в которых нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью .

Возможности библиотерапии и терапии художественными фильмами в профилактике девиантного поведения детей и подростков из неблагополучных семей

Инновационные технологии социальной работы с несовершеннолетними детьми из неполных отцовских семей (на примере КГУСО "Краевой кризисный центр для мужчин")

Инновационные социальные технологии - процессуально структурированная совокупность приемов и методов, направленных на изучение, актуализацию и оптимизацию инновационной деятельности...

Институт семьи. Прошлое и будущее

Для начала напомним ключевые понятия. Семья - это сложное социальное образование. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малую группу...

Конфликтология и практика медиации: перспективы развития

Говоря о типах конфликтов, нельзя не упомянуть определённое идейное затруднение, которое мешает провести чёткое разграничение одних видов конфликтов от других...

Политическая субкультура старшеклассников

Проблемы семьи в постиндустриальном обществе

Поистине семья не поддается полному академическому определению. То, как мы определяем семью, влияет на то, какие типы семей считаются нормальными, а какие - нет, а также какие права и обязанности семьи признаются легально и социально значимыми...

Семейное неблагополучие как фактор девиантного поведения детей

Существует множество различных типологий семьи, таких как педагогические, психологические, социологические. Рассматривая данную тему лучше предложить следующую комплексную типологию...

Семья в современном обществе

Итак, семья как таковая не утрачивает своей ценности для россиян и остается областью приложения усилий для достижения успеха, но при этом обретает новые формы...

Семья как важнейший социальный институт

Существует несколько определений семьи. В древнеславянском и древнерусском языке слово «семья» означало как семью вообще (всех членов рода, живущих совместно), так и челядь, домочадцев, холопов...

Семья, как социальный институт

Один из наиболее важных разделов социологии - исследование семьи и брака. Социология семьи - это отрасль социологии, изучающая закономерности возникновения...

Социологическая концепция личности

Проблема структуры личности занимает важное место в изучении личности. На этот счет существует несколько точек зрения. Не говоря об индивидуальных особенностях, можно установить типическую структуру личности...

Социологический опрос

В процессе проведения массового опроса чаще всего в качестве основного инструмента сбора первичной социологической информации используется анкета. Она представляет собой тиражированный документ, содержащий совокупность вопросов...

Становление и развитие семейно-брачных отношений в России

Классический тип: Патриархальная семья В XVII--XIX веках главной формой семейной организации для всех сословий, не исключая и дворянства, была патриархальная семья. Все ее черты особенно хорошо видны на примере семьи крестьянской...

Стили семейного воспитания детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Социальная практика показывает, что для человеческого общества жизненно важно упорядочить, регламентировать и закрепить некоторые социально-значимые отношения, сделать их обязательными для членов общества...

Характеристика семьи и ее основных проблем

Структура - размер, состав семьи - зависит от способа организации и обеспечения единства ее основных элементов, распределения половозрастных ролей в семье...

Многообразие социальных проблем, сопутствующих преобразованиям в обществе, сегодня в большей мере затронуло семью, нередко дестабилизируя ее жизненные функции и снижая ее способность к адаптации в новых условиях. Общество испытывает повышенную потребность в прогнозировании путей развития российской семьи, которой суждено жить в новой социально-экономической ситуации. В условиях обострения социальных проблем со всей очевидностью обнажились социально-педагогические проблемы семьи. Трудно решаемые проблемы жилищного обеспечения, материального достатка, трудоустройства создают у семьи чувство непредсказуемости перспектив своего развития, недостаточную информированность в вопросах воспитания детей и социально-педагогический дискомфорт. По данным Госкомстата, до 85% семей повседневно ощущают давление той или иной неотложной проблемы. Помощь отдельным категориям семей не решает сегодня проблему нации, так как количество проблем у другой, большей части населения, не включенной в сферу льготных категорий, возрастает быстрее, чем их собственный воспитательный потенциал.

В обстановке динамичности возникающих социально- педагогических проблем в семье принимаемые меры по ее социальной поддержке запаздывают, а нередко и остаются нереализованными из-за того, что цели деятельности специалистов различного профиля не всегда ориентированы на эффективную поддержку семьи, а их осуществление сдерживается организационной и кадровой необеспеченностью. Реализация различных проблем семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, зависит от эффективности действующей системы мер социально-педагогической поддержки, которая ориентирована не только на решение этих проблем, но и на укрепление, развитие внутреннего потенциала семей для выполнения собственных социально-значимых функций.

Социально-педагогическая поддержка как вид деятельности направлена на помощь семье, оказавшейся в трудной жизненной ситуации, на основе активизации ее социального участия. Однако позитивные возможности социальнопедагогической поддержки используются слишком слабо. До настоящего времени недостаточно разработаны теоретико-методологические основы социально-педагогической поддержки семьи, имеются разночтения в определении ее сущности и содержания.

Социально-психологическая модель семейных отношений отражает типологизации) семей, структуру, формы, стили воспитания, а также проблемы современной семьи. Исследователи определяют ее как исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; как малую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью; как социальную необходимость, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения.

Семейные отношения регулируются нормами морали и права. Их основу составляет брак – легитимное признание взаимоотношений мужчины и женщины, которые сопровождаются рождением детей и ответственностью за физическое и моральное здоровье членов семьи. Важными условиями существования семьи являются совместная деятельность и определенная пространственная локализация – жилище, дом, собственность как экономическая основа ее жизни, а также общекультурная среда в рамках общей культуры определенного народа, конфессий, государства. Таким образом, семья – это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества – родительства – родства (кровного и духовного), осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержку членов семьи . Формы семей разнообразны, их типологизации зависит от предмета изучения. Наиболее типичные современные модели семей: моногамная семья, полигамная, нуклеарная семья, расширенная семья, патриархальная (традиционная) семья, неполные, материнские семьи, альтернативные семьи.

Выделяют следующие виды социально-аксиологической направленности семьи:

  • 1) общественно-прогрессивная (поддержка ценностей социума, единство взглядов, хорошие межличностные отношения);
  • 2) противоречивая (отсутствие единства взглядов, взаимоотношения на уровне борьбы одних тенденций с другими);
  • 3) антиобщественная (противоречие ценностных идеалов идеалам общества).

Различают также дееспособность и активность семьи. Дееспособность семьи может быть: ограниченная (в силу психосоматических, возрастных особенностей ее члены не способны самостоятельно зарабатывать средства к существованию и вписаться в систему социальных отношений – пенсионеры, инвалиды).

Психологическая структура современной семьи включает семейную систему как единое образование, обладающее определенными особенностями функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей – членов семьи; вторая образована диадой муж – жена; третья – сиблингами (братья, сестры); четвертая – диадами родитель – ребенок. Подсистемы каждой группы имеют определенные границы, потребности и ожидания. Хорошо сбалансированная семейная система способна обеспечить удовлетворение потребностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами суперсистемы – значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рис. 2 показано взаимодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения.

Семейные консультанты, работающие с нуклеарной семьей, должны уметь оценивать особенности ее структурной организации. Семья, как правило, возникает в тот момент, когда два человека образуют брачный союз (хотя возможны его разные варианты). Каждый человек, вступая в брак, привносит в него свои собственные представления и ожида-

Рис. 2.

ним относительно того, каким образом должны строиться семейные отношения.

Поначалу основными причинами сближения супругов являются чувство комфорта и удовлетворения, которое они испытывают в обществе друг друга. Постепенно супружеская пара формирует определенную систему отношений с уникальными стилевыми особенностями, которые дают ей ощущение эмоционального и социального благополучия. Еще до появления в семье детей супруги, как правило, успевают осознать потребности, которые их объединяют, а также разобраться в требованиях, которые предъявляет к ним социальное окружение.

С появлением в семье нового члена, т.е. ребенка, внутрисемейные отношения, формы коммуникации и поведение супругов должны в определенной мере измениться. Диадический союз превращается в триадический, предполагающий общение между тремя людьми, ребенок обладает присущими ему потребностями и стилем поведения. Гибкость, характеризующая отношения супругов, определяет их возможность адаптироваться к ребенку. Если его темперамент и стиль поведения совместимы с соответствующими особенностями родителей, их адаптация к ребенку протекает успешно. Если же между темпераментом и стилем поведения ребенка и соответствующими характеристиками и ожиданиями родителей имеются выраженные различия, мать и отец переживают психический дискомфорт, а в их отношениях с ребенком возникают проблемы. Такая вероятность более высока в случаях, когда отношения супругов отличаются нестабильностью и если муж с женой неспособны самостоятельно решать проблемы своих взаимоотношений. Тогда зачастую эти нерешенные проблемы отражаются на отношениях с ребенком. Единственной формой сохранения хороших отношений супругов является участие обоих в уходе за ребенком.

Если в семье появляется еще один ребенок, формируется еще одна подсистема – сиблингов (братьев, сестер). Взаимоотношения сиблингов не похожи ни на какие другие взаимоотношения, характеризующие иные подсистемы. Иногда, когда сиблинги конкурируют друг с другом или находятся в очень близких отношениях, родители могут переживать сложные чувства. Тем не менее, если семья отличается сбалансированностью взаимоотношений между всеми ее членами, родители обычно достаточно легко адаптируются к подсистеме сиблингов. Кроме того, такие семьи используют подсистему сиблингов в качестве одного из своих ресурсов. В отличие от вариантов, когда родители пытаются вмешиваться во взаимоотношения сиблингов, это, как правило, нарушает баланс данной подсистемы. Если родители не предоставляют сиблингам возможности самостоятельно разрешать возникающие между ними конфликты или, пытаясь повлиять на их отношения, отдают предпочтение одному из них, когда они нс учитывают старшинство одного ребенка над другим и перекладывают ответственность со старшего ребенка на младшего, – все это приводит к усилению внутрисемейной дисгармонии.

Благодаря этому, как правило, удается определить дисбаланс внутрисемейных отношений. Для того чтобы лучше оценить многообразие реакций всех членов семьи друг на друга, психологу-консультанту, психотерапевту очень важно иметь возможность общения с ними. Невозможно понять причины эмоциональных и поведенческих нарушений у ребенка, не оценив давления, которое он испытывает со стороны своих братьев, сестер и родителей. Если консультант, пытаясь воздействовать на проблемного ребенка, вступит с родителями в альянс и не учтет при этом влияние и роль других сиблингов, высока вероятность того, что тс сделают напрасными все усилия психолога и родителей.

Структурная организация семьи такова, что распределение ролей между ее членами обеспечивает им наилучшее функционирование. На характер распределения ролей большое влияние оказывают семейные ценности и нормы.

Распределение семейных ролей во многом зависит от взаимоотношений между представителями различных подсистем, оно во многом определяется условиями воспитания самих родителей. Распределение ролей всегда связано с ценностями и представлениями относительно того, как члены семьи должны себя вести. Существуют два способа распределения ролей. В одних случаях роль приписывается человеку автоматически, с учетом его пола и возраста; это может быть роль матери, отца, сына или дочери. В других случаях роли выбираются, исходя из социального положения и личных особенностей человека, – это относится к ролям лидера, ведомого, "козла отпущения" и др. Сочетание предписанных и выбранных ролей в той или иной семье формирует их определенный набор и отражает семейную структуру. Каждый член семьи ведет себя в соответствии с определенной системой ролей и может одновременно играть несколько ролей. Роли могут как ограничивать человека, так и способствовать его личностному росту и развитию. Роли членов семьи относятся к трем основным уровням:

  • 1) индивидуальные роли на уровне семьи;
  • 2) роли на уровне подсистем: например, на уровне подсистемы родитель – ребенок, подсистемы сиблингов и т.д.;
  • 3) роли, которые семья в целом играет в обществе.

Семейные нормы – сформированный набор установок

и ожиданий, регулирующий поведение супругов и существенно влияющий на поведение отдельных членов семьи и всей семейной системы. Эти нормы в значительной мере определяют и характер культуры семьи, а также то, какое поведение ее члены считают правильным или неправильным, выполняя тем самым функцию социального контроля.

Система ценностей состоит из социальных, семейных и индивидуальных ценностей, является результатом ее культурной идентификации и объединения систем ценностей членов семьи, которые определяются их жизненным опытом. Общество диктует семье, что она должна делать, какую структуру должна иметь, как должны себя вести ее члены. Семейные подсистемы, суперсистемы, роли, нормы и ценности являются теми характеристиками семьи, которые помогают разобраться в особенностях семейной структуры. Все они позволяют специалисту нарисовать портрет семьи, и благодаря этому психолог-консультант определяет стратегию лечения и способы повышения функциональных возможностей семьи.

  • Более подробно см. § 1 настоящего учебника.

Валерия Протасова


Время на чтение: 3 минуты

А А

В современной семье не только изменилась традиционная роль женщины, но и поменялась роль мужчины. Например, в Западной Европе уже не удивляются, если мужчина берет отпуск по уходу за ребенком. Психологи считают, что важно осознавать, как супруги воспринимают новые ситуации, готовы ли они к и отчего зависит лидерство в вашей семье.

По характеру распределения семейных обязанностей и тому, как решается в семье вопрос лидерства, социологи выделают следующую классификацию типов семей в России :

  • Патриархальный тип, муж-добытчик.
    В такой семье муж зарабатывает гораздо больше жены, однако у них есть общие интересы. Они отлично проводят свободное время вместе. Психологи отмечают, что при небольших амбициях жены такая семья будет иметь долгую и счастливую историю.
  • Патриархальный тип, золотая клетка.
    Отличается от предыдущего варианта отсутствием общих интересов у мужа и жены. Они проводят время порознь, а встречаются лишь в постели и на кухне. Подобная модель может долго устраивать женщину, заинтересованную в финансовой выгоде.
  • Патриархальный тип, муж-неудачник.
    Жена зарабатывает больше мужа, однако он считает себя главным во всем. Конечно, женщину такая ситуация не радует, а у мужчины развивается комплекс неполноценности. Такая семья обречена на конфликты, итогом которых становится развод или ежедневные скандалы.
  • Матриархальный тип, хранительница кошелька.
    Жена зарабатывает больше мужа или поровну, она сама распоряжается финансами. Например, жена принимает решение о ремонте, а муж начинает двигать мебель.
  • Матриархальный тип, муж-домохозяин.
    Жена полностью обеспечивает семью, а муж занимается домашним хозяйство детьми. Для счастливых долгих отношений важно, чтобы такое положение устраивало мужа во избежание комплекса неполноценности.
  • Матриархальный тип, муж-алкоголик или альфонс.
    Муж не работает, а если и зарабатывает, то тратит все деньги на себя. Жена — не только главная добытчица семьи, но и хранительница очага. Читайте также:
  • Партнерский тип.
    Самый идеальный вариант для большинства людей. Оба партнера работают. Сам заработок не имеет значения, ведь отношения строятся на полном равноправии и доверии. Семейный бюджет и домашние обязанности распределяются на обоих партнеров.
  • Конкурентный тип.
    В этой семье нет главного, но идет постоянная борьба за власть. Такие семьи построены на адреналине из-за нежелания договариваться и идти на компромиссы. Обычно в таком типе семьи задействованы эгоцентричные личности, но прийти к такому результату могут и другие люди в силу разных причин.

Теперь вы знаете определение типа семьи, и возможно, обратите внимание на справедливое распределение ответственности и обязанностей . Ведь главный — не тот, кто решает, а тот, кто отвечает за последствия решений.

РЕФЕРАТ


По предмету: обществознание


На тему «Современная семья и современное право»


Выполнила студентка

Мария Союзова


Великие Луки


ПЛАН


ВВЕДЕНИЕ 3


СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ

СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 4


ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ 7


СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 9


ЗАКЛЮЧЕНИЕ 10


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 11


ВВЕДЕНИЕ


Семья является ячейкой общества, поэтому на ее функционирование влияют все социально – экономические и культурные процессы.

Семья – группа связанных отношениями брака или родства, которое обеспечивает воспитание детей, и удовлетворить другие общественно значительные потребности.

Выделение института семьи из других институтов общества и тщательное его изучение не случайны.

Семья – одним из наиболее древних социальных институтов: она возникла в недрах первобытного общества раньше классов. Общественная ценность семьи обусловлена ее «производством и воспроизводством» жизни, воспитании детей.

Огромное значение в семье придается роли женщины, так как именно от ее действия зависит нравственная и социальная сила, которая является базовой основой семьи.

Составной частью семьи в большинстве случаев являются дети. И это образует еще одну группу взаимоотношений в семье.


1. СУЩНОСТЬ, СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ


В настоящее время в России насчитывается 40 млн. семей. Примерно 69 % состоят из супругов с детьми. Ежегодно без отца остается примерно 300 тысяч детей.

По существу семья представляет систему отношений между мужем и женой, родителями и детьми, имеющую исторически определенную организацию.

Ее основные признаки:

а) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами;

б) совместное проживание в одном помещении;

в) общий семейный бюджет.

Юридическая сторона, юридическое оформление здесь не выступает непременным условием. И другие признаки не так уж четки: сколько времени надо прожить совместно, какую часть от личного бюджета каждого из членов семьи включает весь семейный бюджет и т.д. И это при том, что такие признаки, казалось бы, наиболее фиксируемы. Что же тогда говорить о той тонкой системе взаимоотношений, которая превращает семью в особое духовное образование.

Как ни парадоксально, но именно все это, не столько постигаемое разумом, сколько воспринимаемое интуитивно, и составляет стержень семьи.

Хорошая семья – один из важнейших компонентов человеческого счастья. В хорошей, крепкой семье заинтересовано общество. Хотя образование семьи, вступление в брак регулируется правом, ведущее место в нем принадлежит морали. Многие стороны брака контролируются только совестью вступающих в него людей.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу их детям, своему потомству, родителям. Иными словами брак – это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля.

В семейных отношениях в силу их сложности, интимности и индивидуальности возникает множество противоречий, которые могут регулироваться только с помощью морали. Нравственные нормы, регулирующие семейные противоречия, просты, но емки по содержанию и значимости. Вот основные из них: взаимная любовь между супругами; признание равенства; забота и чуткость в отношениях; любовь к детям, воспитание и подготовка их к трудовой социально полезной жизни; взаимопомощь во всех видах деятельности, в том числе и бытовом труде.

Требование взаимной любви, равенства и взаимопомощи супругов – основа, от которой зависит решение многочисленных вопросов, ежедневно возникающих в семье и проявляющихся в столкновении различных интересов, мнений.

Особую важность представляет моральная обязанность по воспитанию детей. Выполнение семьей функции воспитания детей может успешно осуществляться, если в семье устанавливается атмосфера дружбы, взаимоуважения, взаимопомощи, разумной требовательности к детям, уважение к труду.

Благотворно влияет на человека лишь здоровая, благополучная семья, создание которой требует значительных усилий и определенных качеств личности. Неблагополучная же скорее усугубляет, ухудшает его положение. Немало неврозов и других психических заболеваний, аномалий имеют свои источники именно в семье, во взаимоотношениях между супругами. Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи.

Исследователи выделяют различное количество фаз этого цикла, но главными среди них являются следующие:

Вступление в брак – образование семьи;

Начало деторождения – рождение первого ребенка;

Окончание деторождения – рождение последнего ребенка;

- «пустое гнездо» – вступление в брак и выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение существования семьи – смерть одного из супругов.

На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическими характеристиками.

Каков же тип семьи существует в современном обществе? В современных условиях семью характеризует, во-первых, социально-классовый признак – семья рабочего, работника сельско-хозяйственного производства, представителя интеллектуального труда и т.п.; во-вторых, городская, сельская (по типу населения); в-третьих, однонациональная, межнациональная (по национальному признаку); в-четвертых, по времени существования (семья молодоженов, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилые супружеские семьи и т.п.); по количеству членов семьи (бездетные семьи, малодетные семьи, многодетные семьи и т.п.).

А также неполные семьи (в которой представлен лишь один родитель с детьми); отдельные, простые (или нуклеарные – от слова нуклеа – ядро); семьи – супруги с детьми или без детей, живущие отдельно от родителей и других родственников, они обладают полной самостоятельностью и поэтому организуют свою жизнь, так как им того хочется (чаще – как сложится); сложные семьи (расширенные) – состоящие из представителей нескольких поколений; большие семьи – состоящие из трех и более супружеских пар. Одним из типов семьи есть семья, в которой руководство осуществляется одним из супругов – авторитарная или совместно равноправно – эгалитарная. Функции семьи – это способы проявления ее активности; жизнедеятельности всей семьи и отдельных ее членов. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

Воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье);

Воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;

Хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;

Сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений;

Духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

Социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

Досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

Эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.

Известно, что младенец вступает в большой мир как биологический организм и его основной заботой в этот момент является собственный физический комфорт. Через некоторое время ребенок становится человеческим существом с комплексом установок и ценностей, с симпатиями и антипатиями, целями и намерениями, шаблонами поведения и ответственности, а также с неповторимо индивидуальным повторением мира. Человек достигает этого состояния с помощью процесса, который называется социализацией. В ходе этого процесса индивид превращается в человеческую личность. Социализация – процесс, посредством которого индивидом устанавливаются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного Я проявляются уникальность данного индивида как личности. Социализация есть процесс неорганизованного и организованного воздействия общества на индивида с целью формирования личности, которая отвечает потребностям данного общества. Каждый из нас знает ощущение, когда после нелепого случая человек со смущением представляет себе, как он выглядит в глазах остальных. Он ставит себя на их место и представляет, что они думают о нем.

Это осознание «обобщенного другого» развивается через процессы «принятия роли» и «исполнения роли». Принятие роли – это попытка принять на себя поведение личности в другой ситуации или в другой роли. Исполнение роли – это действие, связанные с действительным ролевым поведением, в то время как принятие роли претендует на игру.

В процессе принятия роли ребенком, важным моментом является наличие семьи. Семья является одним из наиболее важных агентов социализации. В семье происходит первоначальное становление личности. Обособление личности сначала от физического мира, а затем от социального – довольно сложный процесс, который продолжается всю жизнь. Ребенок учится устанавливать различия между другими людьми по именам. Он сознает, что мужчина – это папа, женщина – это мама. Так постепенно его сознание движется от имен, которые характеризуют статусы (например, статус мужчины), к специфическим именам, обозначающих отдельных индивидов, включая его самого. В возрасте около полутора лет ребенок начинает использовать понятие Я, осознавая при этом, что становится отдельным человеческим существом. Продолжая накапливать социальный опыт, ребенок формирует образы различных личностей и в том числе образ собственного Я. Все дальнейшее формирование человека как личности – это построение собственного Я на основе постоянного сопоставления себя с другими личностями. Таким образом, осуществляется постепенное создание личности с уникальными внутренними качествами и одновременно с воспринятыми общими для ее социального окружения качествами, которые постигаются через групповое общение. Если ребенок в детстве был лишен человеческого окружения и воспитывался в среде животных то, как показало изучение, восприятия подобными индивидами себя как отдельного существа в окружающем мире, они не имеют собственного Я. У них полностью отсутствует представление о себе как об обособленном, отдельном существе в ряду других подобных им существ. Тем более такие индивиды не могут воспринимать свое различие и сходство с другими индивидами. В данном случае человеческое существо не может считаться личностью.

В семье ребенок, кроме того, усваивает модели поведения. Девочка, глядя на мать, усваивает поведение матери и члена семьи. Девочка играет в «дочки-матери» и отрабатывает различные роли. Роль матери, роль жены, роль члена семьи. Играми отрабатываются образы игры «в жизнь». Мальчик в семье усваивает соответственно роли отца, мужа. Родители обычно стараются, чтобы у ребенка присутствовали только положительные качества. Исходя из этого, они тщательно (если это благополучная семья) следят за тем, чтобы у ребенка четко сформировались на начальном этапе развития понятия о том, что хорошо, а что плохо.

Следовательно, если ребенок лишен семьи, если ребенок растет в детском доме, у ребенка не формируются соответствующие ему модели поведения. Этот ребенок находится под присмотром, но не достаточным для правильного восприятия общепринятых правил. Обычно для таких детей мораль и нравственность практически не существуют как принципы для руководства своими действиями. В период, когда ребенок задает много вопросов, ему никто не может на них ответить. Детей в детдоме много, а воспитателей мало. Среди вопросов, которыми задается ребенок, все чаще и чаще присутствуют и вопросы: кто я? и зачем я нужен на этом свете? За неимением ответов на эти вопросы, ребенок полагает, что раз он не нужен никому, его никто не замечает, значит, все, что он сделает, останется ненаказуемым. Маленькие шалости таких детей входят в привычку, и когда ребенок подрастает, у него уже сформированы четкие понятия о том, что нужно делать, чтобы безнаказанно обмануть, украсть, испортить. Эти дети самоутверждаются путем девиантного поведения. С достижение переходного возраста, детдомовцы часто привлекаются милицией. А затем рано или поздно получают срок в местах заключения. Но не всегда все дети проходят такой путь развития. Ребенок может достигнуть совершеннолетия и без привлечения к уголовной ответственности. Получит образование, а когда достигнет двадцати – двадцати пяти лет попытается создать свою собственную семью. Но так как в детстве ребенок не усвоил модели поведения родителей, возникают сложности в семейной жизни. Девушка не знает точно, у нее не отработано на бессознательном уровне, как должна вести себя жена, мать, родственница. Такие же трудности появляются у юноши. Процент благополучных семей подобного состава очень маленький.


2. ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ


Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.
И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения.
В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.
За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте.

Обращает на себя внимание снижение уровня рождаемости, рост малодетных и неполных семей. Для простого замещения поколения родителей их детьми необходимо, чтобы этот коэффициент составлял 2,15 -2,17. Сокращение рождаемости ведет к малочисленности семей. Прогнозы специалистов показывают, что в ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численности населения в России сохранится.
Как свидетельствуют исследования, на репродуктивный выбор супругов влияют прежде всего такие факторы как внутрисемейные отношения, материальные возможности, жилищные условия, национальные традиции, здоровье супругов.
Говоря о сокращении рождаемости нельзя не сказать о том, что данный процесс сопровождается ростом внебрачных рождений. В селе же доля внебрачных рождений уже сегодня превысила этот показатель. В республике резко возросло число детей, рождающихся больными.
Не может не тревожить общественность большое количество разводов. Без преувеличения можно сказать, что происходит катастрофический рост разводов. Основными причинами разводов являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблема распределений домашних обязанностей, психологическая несовместимость. Увеличение разводов повлекло за собой значительное увеличение числа детей, оставшихся без одного из родителей.

Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность.
Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.
В качестве первоочередных мер, стоящих перед теми, кто занимается проблемами семейных отношений, являются следующие: во-первых исследование вопросов положения семьи в современном обществе, ее функций, образа жизни и разработка конкретных рекомендаций по оказанию помощи семье, совершенствованию семейных отношений в целом; обеспечить выполнение федерального закона РФ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», добиваться выполнения правительством РФ и местными органами власти законодательства, федеральных и местных программ, направленных на оказание помощи семье, защиту прав и интересов детей; добиваться полного бюджетного финансирования на федеральном и региональном местном уровнях всей социальной инфраструктуры детства: образования, здравоохранения, культуры и отдыха.


3. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО


Государство проявляет заботу о семье путем принятия разнообразных государственных мер по сохранению и укреплению семьи, ее социальной поддержке, обеспечению семейных прав граждан. Государство создает и совершенствует работу детских учреждений; развивает систему социальных служб в помощь семье; устанавливает льготы многодетным и малообеспеченным семьям; семьям, воспитывающим детей-инвалидов; приемным семьям; одиноким матерям; выплачивает пособия гражданам, имеющим детей, и принимает другие меры по социальной защите семьи, материнства, отцовства и детства.

В теории семейного права семья (в юридическом смысле) определяется как круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы принятия детей на воспитание.

В семейном праве права и обязанности возникают между следующими членами семьи: супругами, родителями и детьми, братьями и сёстрами, дедушкой (бабушкой) и внуками, отчимом (мачехой) и пасынками (падчерицами), а также между лицами принявшими на воспитание детей (усыновители, опекуны (попечители), приёмные родители, фактические воспитатели), и принятыми в их семью детьми. Соответствующие права и обязанности возникают при указанных в СК условиях и, как правило, не зависят от совместного проживания или иждивенчества (в отличие от других отраслей права – жилищного, права социального обеспечения и др.). Особое место при этом всегда занимали правовые нормы и, прежде всего, закон. Доминирующее положение среди правовых норм, призванных защитить семью, имеют нормы семейного законодательства, направленные на ее укрепление, установление в семье таких отношений, при которых нашли бы свое полное удовлетворение интересы личности и были созданы необходимые условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие каждого члена семьи, воспитание детей.

Нормы семейного законодательства призваны также обеспечить беспрепятственное осуществление членами семьи своих прав и защиту этих прав при их нарушении, не допускать в соответствии со ст. 23 Конституции РФ (о праве граждан на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны) произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.

Семейное законодательство не содержит определения семейной право- и дееспособности, но эти понятия имеют большое значение в правоприменительной практике при решении вопросов о допустимости совершения тех или иных действий, как самими гражданами, так и в отношении граждан различными органами. Семейная правоспособность - это способность лица иметь семейные права и обязанности. Она возникает у человека с момента рождения, но её объём меняется с возрастом субъекта (например, права вступить в брак, усыновить ребёнка и другие появляются с достижением совершеннолетия, т.е. 18 лет).ограничение семейной правоспособности возможно лишь в случаях и порядке, прямо определённых законом (например, лишение судом родительских прав).

Семейная дееспособность - это способность лица своими действиями создавать семейные права и обязанности. Дееспособность не является необходимой предпосылкой возникновения семейных правоотношений. Возникновение целого ряда правоотношений происходит вне зависимости от волеизъявления лица (отношения между родителями и малолетними детьми (до 14 лет) и др.). Закон не указывает возраст, с которого возникает полная семейная дееспособность, так как он не всегда имеет значение для возникновения семейного правоотношения, а в большинстве случаев совпадает с моментом возникновения правоспособности (например, возможность возникновения супружеской право- и дееспособности возникает одновременно с достижением гражданином брачного возраста). Объём семейной дееспособности в определённой мере зависит от объёма гражданской дееспособности. Так, при лишении судом лица гражданской дееспособности вследствие психического расстройства оно теряет и семейную дееспособность (например, оно не вправе вступить в брак, быть усыновителем, опекуном (попечителем), приёмным родителем.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Институт семьи на современном этапе развития человечества претерпевает серьезные изменения. В связи с неопределенностью будущим или еще не укрепившимся материально – экономическим положением растет число фактических браков, не скрепленных официальными узами. Особую заботу представляет семья с одним родителем, число таких семей растет под влиянием высокого процента разводов от 30 до 50 к числу браков. Нельзя не обратить внимание на создание однополых квазисемей, гражданские права которых признаны в ряде государств.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональ­ную и рекреативную функции, защищающие человека от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло до­машнего очага, реализация потребности человека в дове­рительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопе­реживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жиз­ни.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебникова «Человек и общество»

Москва, Издательство «Просвещение», 1996г.

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

    «нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

    «пополненная семья» – увеличенный по своему составу союз: супружеская пара и их дети, плюс родители других поколений, например бабушки, дедушки, дяди, тети, живущие все вместе или в тесной близости друг от друга и составляющие структуру семьи;

    «смешанная семья» является «перестроенной» семьей, образовавшейся вследствие брака разведенных людей. Смешанная семья включает неродных родителей и неродных детей, так как дети от предыдущего брака вливаются в новую единицу семьи;

    «семья родителя-одиночки» является хозяйством, которое ведется одним родителем (матерью или отцом) из-за развода, ухода или смерти супруга либо потому, что брак никогда и не был заключен (Леви Д., 1993).

А.И. Антонов и В.М. Медков выделяют по составу:

    нуклеарные семьи, которые в настоящее время наиболее распространены и состоят из родителей и их детей, то есть из двух поколений. В нуклеарной семье имеется не более трех нуклеарных позиций (отец-муж, мать-жена, сын-брат или дочь-сестра);

    расширенные семьи представляют собой семью, объединяющую две или более нуклеарных семей с общим домохозяйством и состоящую из трех или более поколений – прародителей, родителей и детей (внуков).

А.Е. Личко (Личко А.Е., 1979) разработал следующую классификацию семей:

    Структурный состав:

    полная семья (есть мать и отец);

    неполная семья (есть только мать или отец);

    искаженная или деформированная семья (наличие отчима вместо отца или мачехи вместо матери).

Функциональные особенности:

  • гармоничная семья;

    дисгармоничная семья.

Семья, как любая система, реализует ряд функций в иерархии, отражающей как специфику ее, семьи, культурно-исторического развития, так и своеобразие этапов ее жизненного цикла:

    экономическую (материально-производственную), хозяйственно-бытовую . В доиндустриальном обществе семья была первичной производственной группой, обеспечивавшей себе все основные материальные условия существования или создававшей продукты для обмена. В настоящее время экономическая функция семьи определяется объединением доходов ее членов и распределением этих доходов на потребление в соответствии с потребностями каждого члена семьи. Хозяйственно-бытовая функция реализуется в форме организации быта семьи и личного быта каждого из ее членов. Распределение домашних обязанностей и их содержание обусловлены исторической эпохой, условиями жизни, составом семьи и стадией ее жизненного цикла;

    репродуктивную (деторождение и воспроизводство населения). А.Г. Харчев считает эту функцию важнейшей социальной функцией семьи, обеспечивающей воспроизводство населения страны. Важность репродуктивной функции семьи осознавалась обществом еще в Древнем Риме, где при правлении императора Августа были изданы законы, стимулирующие рождение детей в семьях римских граждан [Зацепин, 1991]. Решение задач планирования рождаемости и воспроизводства населения составляет важную функцию государственной политики практически во всех странах, независимо от того, сталкиваются ли они с проблемой кризиса рождаемости и «дефицита» людских производительных ресурсов или, напротив, - необходимостью ограничения уровня рождаемости;

    функцию воспитания детей. Семья выступает институтом первичной социализации ребенка. Она обеспечивает непрерывность развития общества, продолжение человеческого рода, связь времен. Известно, что воспитание в семье, эмоционально-позитивное полноценное общение ребенка с близким взрослым определяет гармоническое развитие ребенка в ранние годы. С возрастом ребенка воспитательная функция семьи не утрачивает своего значения, а лишь изменяются задачи, средства, тактика воспитания, формы сотрудничества и кооперации с родителями. В настоящее время именно воспитание детей рассматривается как важнейшая социальная функция семьи;

    сексуально-эротическую. Лишь избирательные, стабильные сексуальные отношения с постоянным партнером, выступающим как уникальная и неповторимая личность, создают условия для достижения наиболее полной сексуальной гармонии партнеров;

    функцию духовного общения, предполагающую духовное взаимообогащение членов семьи; информационный обмен; обсуждение наиболее значимых для личности проблем социально-политической, профессиональной, общественной жизни; общение в контексте восприятия литературных и художественных произведений искусства, музыки; создание условий для личностного и интеллектуального роста членов семьи;

    функциюэмоциональной поддержки и принятия, обеспечивающую чувство безопасности и принадлежности к группе, эмоциональное взаимопонимание и сочувствие, или так называемую психотерапевтическую функцию. В современной семье другим аспектом этой функции выступает формирование у личности потребности в самовыражении и самоактуализации;

    рекреативную (восстановительную) - функцию обеспечения условий восстановления нервно-психического здоровья и психической стабильности членов семьи;

    функцию социальной регуляции, контроля и опеки (в отношении несовершеннолетних и недееспособных членов семьи) [Зацепин, 1991; Эйдемиллер, Юстицкис, 1999].