Бег в древней греции. Спортивные игры древней греции. Принцип Олимпийских Игр

ОЛИМПИЯ – КОЛЫБЕЛЬ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олимпийские игры, в том виде, в каком мы их знаем сейчас, имеют большую историю, уходящую в античные времена. Все началось на Пелопоннесе, в Греции, примерно, 3 000 лет назад.
Спортивные соревнования проводились в Олимпии и по месту проведения получили свое название Олимпийских игр. Никто точно не знает, когда они начались, но первое письменное упоминание датировано 776 годом до н.э.
Игры проводились в одном и том же месте каждые четыре года. Этот четырехлетний период получил название Олимпиады и использовался в качестве системы летосчисления: отсчет времени проводился в Олимпиадах, а не в годах.

РОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

Олимп – высокая, скалистая гора в северной Греции, считалось, что там живут боги.
История возникновения Олимпийских игр в Древней Греции окутана легендами и мифами, но доподлинно известно, что их начали проводить в Олимпии – городок, расположенный в южной Греции, в западной части Пелопоннесского полуострова, в области Элиде.

Согласно одной из легенд-версий, правил там жестокий бог Кронос. Из опасения принять смерть от руки одного из его детей он глотал своих новорожденных младенцов. Их несчастная мать Рея, родив очередного сына, подала отцу завернутый в пеленках камень, который тот проглотил, не заметив подмены, а новорожденного Зевса поручила пастухам. Мальчик вырос, стал могучим Зевсом-громовержцем, вступил в смертельный бой с Кроносом и победил его. Из чрева отца-пожирателя вышли многочисленные братья и сестры Зевса, которые впоследствии тоже стали богами. В честь этого события Зевс основал бескорыстные, честные состязания сильных, ловких и смелых, названные впоследствии Олимпийскими по месту их проведения. А проводились они в красивом месте: дубовая роща, посвященная Зевсу, при ней храм Зевса, а при храме устроили место для состязаний. Состязания были посвящены Зевсу Олимпийскому.

Другие легенды повествуют, что основателем Олимпийских состязаний является сын Зевса Геракл. Именно в этом месте он совершил один из своих подвигов – вычистил пресловутые конюшни царя Элиды и в честь победы над Авгием организовал первые состязания. Гераклу приписывают и …. “стадио”…

Прекрасные романтические легенды окружают древнегреческие Олимпийские игры. Одни приписывают учреждение этого великого праздника Зевсу, который в Олимпии поверг своего жестокого отца Кроноса. Другие легенды утверждают, что именно в этом месте сын Зевса – Геракл совершил один из своих подвигов и в честь победы над царем Авгием организовал первые состязания. А может их организовал Пелопс, который хитростью победил жестокого царя Эномая?

Определенной исторической достоверностью обладает предание, по которому элидский правитель Ифит, уставший от постоянных междоусобиц и раздоров, обратился к дельфийскому оракулу с вопросом, как их прекратить. И получил ответ: возобновить забытые Олимпийские игры. Ифит предложил царю воинственной Спарты Ликургу учредить состязания, во время которых бы устанавливалось священное перемирие - экейхерия. По условиям заключенного договора за нарушение перемирия налагался крупный денежный штраф и, что было еще страшнее, виновные лишались права участвовать в Олимпийских играх.
Реальность этого факта подтверждает древнегреческий историк Павсаний, который писал, что еще во II в. н.э. медный диск, на котором был начертан устав перемирия, заключенный между Ифитом и Ликургом, хранился в одном из храмов Олимпии.
Интересны детали этого предания: по предположениям ученых Ифит и Ликург жили примерно в IX в. до н.э., т. е. раньше официальных сроков учреждения Олимпийских игр. Но и они лишь возобновили проведение игр. Значит, состязания в Олимпии проводились и раньше? Надо полагать, что в долине Алфея задолго до Олимпийских игр проходили ритуальные состязания в честь посвящения юношей в воины. Но они носили местный характер. Ифит и Ликург придали им национальное значение. История нуждается в достоверной точке отсчета. Такой точкой стал первый памятник, поставленный в Олимпии победителю состязаний. Поэтому 776 г. до н.э., когда Корэб из Элиды опередил всех соперников в беге на один стадий, официально считается годом начала проведения Олимпийских игр.

Первоначально программа Олимпийских игр ограничивалась стадиодромом – бегом на один стадий. Затем программа стала расширяться: были введены состязания в беге на два стадия, бег на 24 стадия, бег с вооружением, затем появились пятиборье – пентатлон (бег, прыжки, метание диска и копья, борьба), борьба и кулачный бой, скачки на колесницах. С 632 г. до н.э. в Игры стали включаться соревнования для детей.
Как бы не расширялась программа Олимпийских игр, самым почитаемым оставался бег на один стадий. Победителю в стадиодроме предоставлялось право зажечь огонь на алтаре Зевса, он становился главным героем Игр.

Главной наградой победителю Олимпийский игр – олимпионику служила оливковая ветвь. Ее срезали золотым ритуальным ножом со старого дерева, которое, как считалось, посадил Геракл. Имя атлета высекалось на мраморной плите, а особо выдающимся воздвигались памятники. Но это было, так сказать, моральное поощрение. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, предоставляли бесплатное место в театре.
Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие; все жители радостно его приветствовали.
Имена соотечественников, ставших победителями Олимпийских и других состязаний, увековечивались в гимназиях и храмах. Кропотливо велся учет их достижений. На примере выдающихся атлетов воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами. Из сохранившихся записей известно, что атлет Феаген добился 1300 побед на различных соревнованиях. Леонид из Родоса двенадцать раз становился олимпийским чемпионом в беге на один и два стадия и в беге с вооружением в течение четырех Олимпиад.
Но самым прославленным атлетом1 Древней Греции является Милон Кротонский. В 540 г. до н.э. в возрасте 14 лет он становится олимпийским победителем в борьбе. Затем он был увенчан олимпийским венком еще шесть раз. Кроме того Милон много раз побеждал на Пифийских, Истмийских и Немийских играх. О его невиданной физической силе и ловкости слагались легенды. Неслучайно историки долго спорили являлся ли Милон Кротонский реальной личностью или представляет собой мифический персонаж.
Однако многочисленные источники подтверждают, что он реально существовал. Интересно, что Милон учился в школе Пифагора, где получил не только физическую, но и общеобразовательную подготовку. Поэтому он сыграл большую роль в политической жизни своей родной общины. Во время войны с Сибарисом Милон был избран полководцем. Он не только руководил войском, но и, как утверждают современники, заменял целое подразделение. Таким образом, Милон Кротонский являлся древнегреческим идеалом гармонически развитой личности. И, как всякий идеал, он постепенно обрастал мифами и легендами. Так историк и географ Страбон описывает, что во время занятий у Пифагора Милон случайно свалил колонну дома (!?). Чтобы предотвратить катастрофу, он сам стал на место колонны и до тех пор поддерживал свод здания, пока все не покинули его.
Достоверность этого факта вызывает сомнения, но эта и другие легенды подтверждают, какой любовью и уважением окружались выдающиеся атлеты Древней Греции.

Проведение Олимпийских игр с 776 г. до н.э. по 394 г. н.э., т. е. сохранение традиции организации состязаний на протяжении более одиннадцати веков, несмотря на войны, эпидемии и другие общественные потрясения, само по себе говорит о той огромной социальной значимости, которую играли Игры в Древней Греции. Однако попытаемся конкретно разобраться, какие же социальные функции выполняли античные Олимпийские игры в период своего расцвета.

Греческие полисы, раздираемые междоусобицами, могли сохранять единство и противостоять внешним врагам только благодаря единой религии и культуре, тесным экономическим и политическим связям. Олимпийские же игры включали в себя все эти объединяющие элементы.

Распространение культа Зевса превратило Олимпию в религиозно-культовый центр древней Греции. На пожертвования греков не позднее 456 г. до н.э. здесь был воздвигнут величайший храм Зевса. Главным украшением храма являлась величественная статуя Зевса, признанная современниками одним из семи чудес света, Фидий создал скульптуру высотой двенадцать метров из золота и слоновой кости, которая при этом поражала высоким художественным совершенством. В Олимпии также было построено около 70 святилищ в честь других богов и героев.

Возникнув, как составная часть религиозно-культового ритуала, Игры на протяжении всего существования были посвящены Зевсу – громовержцу и тем самым объединяли все греческие земли. По представлениям греков, через состязания происходило общение людей с богами. Именно боги даровали победу достойнейшим. Но для того, чтобы добиться расположения богов, следовало заниматься самосовершенствованием физическим и духовным, не совершать плохих поступков и т.д. В то же время победитель состязаний как бы получал божественный знак особого расположения, что позволяло приравнивать его к самим богам.

Олимпийские игры оказывали существенное влияние на развитие греческой культуры. При этом можно выделить два аспекта. Во-первых, в Элладе сложился культ прекрасного обнаженного тела. Атлеты тренировались и состязались обнаженными. Стыд наготы считался признаком варварства. Греки почитали загорелое, тренированное обнаженное тело выражением высокого уровня культуры.
Во-вторых, во время Игр съезжались со всех уголков Эллады выдающиеся философы, поэты и ученые, что содействовало дальнейшему развитию поразительного феномена греческой культуры. Перед многочисленной аудиторией выступали великие философы Платон, Сократ, Диоген, Гераклит, отцы истории Геродот и Фукидид, основоположник медицины Гиппократ, классики древнегреческой поэзии Софокл, Пиндар, Еврепид. Философские беседы, поэтические и ораторские выступления, созерцание шедевров архитектуры и искусства, восхищение красотой и физическим совершенством атлетов формировали и развивали единую греческую культуру. При сохранении специфики развития и своеобразия различных греческих полисов, без давления какой-либо централизованной власти именно здесь, на празднествах, естественным образом формировалось национальное самосознание греков. Это было сознание высокой общественной цивилизации, духовной и физической культуры, сознание превосходства над рабами и соседними варварскими народами.

В период расцвета Античной Греции Олимпийские игры выполняли целый ряд социальных функций кроме состязательной: религиозную, культурную, воспитательную, экономическую, политическую, зрелищную. Однако большая социальная значимость Олимпийских игр этого периода определялась, в первую очередь, их влиянием на объединение греческого мира и формирование единого национального самосознания. Неслучайно самые пышные и красочные игры древности состоялись в 476 г. до н.э., когда объединенные греческие войска вначале в Марафоне, а затем и в морском сражении при Саламинах разгромили персидские войска и этим сохранили свободу и независимость Греции. Олимпийские игры тогда стали грандиозным праздником в честь победы над грозным врагом.
Атлеты этого периода отражали с одной стороны силу и мощь родного города, а с другой – общеэллинский идеал всестороннего развития и физического совершенства личности. И глубоко символично, что за долгую и напряженную подготовку, тяжелые испытания в состязаниях победитель в Олимпии удостаивался лишь венка из оливковой ветви. Это был символ бескорыстной спортивной борьбы. Почести и слава приходили к победителю как знак благодарности и любви соотечественников, то есть являлись результатом общественного признания.

Как поучал Солон непросвещенного скифа в произведении Лукиана: «… кто получит венок, получит в нем все доступное человеку счастье: я говорю о свободе каждого человека в частной жизни и в жизни его родины, говорю о богатстве и славе, о наслаждении отеческими праздниками, о спасении своих домашних и вообще о самом прекрасном, чего каждый мог бы себе вымолить у богов; все это вплетено в тот венок, о котором я говорю, и является наградой того состязания, ради которого происходят все эти упражнения и эти труды»2.
В IY в. до н.э. наблюдаются постепенные изменения характера и содержания Олимпийских игр. Все больше внимания уделяется зрелищности состязаний. Политический хаос и постоянные воины, особенно Пелопоннесская война (431–404 гг. до н.э.), вели к огрублению греческих вкусов. Гармоническая красота тела не вызывала, былого восхищения. Зрителей все больше привлекала борьба, кулачный бой и панкратион, богатые острыми, драматическими моментами. Да и в этих видах происходят перемены, если раньше исход схватки решало преимущественно быстрота, ловкость, то в этот период решающим качеством становится физическая сила.
Награда за победу в состязаниях возрастает. Города, стремясь продемонстрировать свою мощь и завоевать расположение богов, привлекают наиболее известных бойцов, даже если они живут в других местах или не соответствуют олимпийским правилам. В связи с этим в состязаниях впервые принимают участие атлеты-профессионалы.

Стремление победить любой ценой привело к нарушению правил и установленных норм. Впервые на олимпийских состязаниях был зарегистрированы случаи подкупа, жестокости, нарушений системы подготовки к играм.
В Греции Олимпийские и некоторые другие Игры имели важнейшее значение в сохранении национального самосознания, исторических и культурных традиций. Поэтому, несмотря на утрату многих ценностей и организационных моментов, греки продолжали свято сохранять традицию проведения Олимпийских игр. Изменения, происходившие в организации Игр, в определенной мере отражали деградацию античной системы физического воспитания и кризис всего рабовладельческого строя.

Прекращение проведения античных Олимпийских игр было связано с изменением господствующей религии, а вместе с ней и мировоззренческих позиций. В условиях усиливающегося кризиса рабовладельческого строя в Римской империи зародилась и набрала силу новая религия – христианство. Одно из сфер, в которых происходила борьба между старым греко-римским духовным миром и новым христианским мировоззрением, была физическая культура. Став государственной религией, христианство признало в состязаниях и народных празднествах проявление язычества и «греховной телесности», поэтому они подвергались жестоким гонениям со стороны церкви и государства. Запрет проведения Олимпийских игр историки связывают с именем императора Феодосия I, который принял свод законов по борьбе с язычеством (кодекс Феодосия). В 392 г. Феодосий издал эдикт (закон), запрещающий все религиозные церемонии, каким бы характером они не отличались. Под этот запрет могли подпадать Олимпийские игры и другие состязания атлетов.
Сооружения и храмы Олимпии были разрушены. Землетрясения и неумолимое время завершили этот процесс. Олимпия и великий праздник, проводившийся здесь, были преданы забвению на века.

1 По мнению С.Д.Синицына понятие «атлет» впервые появилось в «Одиссее» Гомера для обозначения человек, выделяющегося своими физическими качествами, искусного в упражнениях. При этом слово «атлет» неотделимо от понятия «аристократ» (24). О.А.Мильштейн связывает понятие «атлет» с первым правителем Элиды – Атлием и названием награды за победу «атла» (29).
2 Лукиан. Анахарсис, или Об упражнении тела. Сочинения т.1, с.332.

Материалы взяты с сайта Национального олимпийского комитета Республики Беларусь noc.by

——————————————————————————————————

ПАНЭЛЛИНСКИЕ ИГРЫ

Игры, проводившиеся в Олимпии, привели к возникновению Панэллинских игр, которые также включали:
— Игры в Дельфах (Пифийские игры)
— Игры в Коринфе (Древнегреческие народные празднества)
— Игры в Немее (Немейские игры).
Эти Игры имели особое значение, так как объединили греческий мир в те времена, когда Греция не была единым государством, а состояла из нескольких городов-государств (политически и экономически независимых общин). Из Греции и ее колоний (в Италии, северной Африке и Малой Азии) люди прибывали, чтобы принять участие или посетить Игры, вдохновленные разделяемым всеми чувством принадлежности к одной культуре или религии.
Следует отметить, что все четыре из Панэллинских игр никогда не проводились в течение одного года.
Трудно определить, что послужило причиной зарождения этих Игр. Мифология перемежается с историческими фактами, а события, происходившие в те времена, часто объясняются как следствие божественного промысла. Это же относится и к Панэллинским играм, о которых существует большое количество историй, пытающихся объяснить их происхождение.

СВЯЩЕННОЕ ПЕРЕМИРИЕ

В связи с проведением Панэллинских игр было провозглашено священное перемирие. Гонцы (spondorophoroi) шли из города в город, объявляя дату соревнований. Они призывали остановить войны до, во время и после Игр, чтобы дать возможность спортсменам и зрителям приехать к местам проведения соревнований и покинуть их в полной безопасности. Атмосфера мира рассматривалась как важное условие проведения соревнований.

ИГРЫ ДЛЯ БОГОВ

Панэллинские игры имели огромное религиозное значение. Каждая Игра прославлялась в честь какого-либо бога:
— Зевса, короля богов, – в Олимпии и Немее,
— Аполлона, бога света и разума, – в Дельфах,
— Посейдона, бога моря и покровителя лошадей, — в Коринфе.

ОБЗОР МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР В ОЛИМПИИ

Из четырех Панэллинских игр, Игры, проводившиеся в Олимпии, были самыми важными и считались особым событием в греческом мире.
Место проведения соревнования состояло из священной зоны, Алтис, обнесенной стеной, и светской, нерелигиозной зоны. В священной зоне находились храмы, включая храм, посвященный Зевсу, алтари, на которых происходили жертвоприношения, и сокровищницы, воздвигнутые городами-государствами, где хранились дорогие подношения (например, вазы и статуи).
Светская зона находилась за пределами ограничительной стены. Там располагались такие спортивные строения как гимнасия*, палестра*, стадион и ипподром, плюс все здания, где осуществлялись руководство Играми и прием важных гостей.
Только священники и сотрудники, присматривавшие за храмом, жили в Олимпии. Во время проведения соревнований атмосфера была очень разной. Кроме спортсменов и зрителей к месту соревнований стекались многочисленные купцы: количество людей, присутствовавших на Олимпийских играх, оценивается числом превышающим 40 000.

  • Гимнасия – государственное учебно-воспитательное учреждение в Древней Греции для мальчиков 16-18 лет.
    Палестра – частная гимнастическая школа в Древней Греции для мальчиков 12-16 лет.

ФЕСТИВАЛИ И СОРЕВНОВАНИЯ, ПРОВОДИВШИЕСЯ В ДРУГИХ ГОРОДАХ ГРЕЦИИ

Кроме Панэллинских игр в Олимпии крупные соревнования проводились в Афинах. Они известны под названием Панафинейских игр.
Эти Игры были частью Великой Панафинеи, самого большого праздника в Афинах, который проводился каждые четыре года в честь богини Афины.
Повсюду в Греции и колониях проводились местные соревнования, одни из которых известны больше, другие – меньше. Каждый город придавал большое значение их организации.
Устав Панэллинских игр и большого числа местных соревнований является иллюстрацией важности физических упражнений и духа соревнования в обществе Античной Греции.

АТЛЕТ

Некоторые предметы, созданные древними греками, сохранились до наших дней. В результате археологических раскопок были обнаружены скульптуры, вазы, монеты и орудия труда. Эти предметы дают хорошее представление о том, как жили люди в те времена. С их помощью мы можем больше узнать о спортсменах и соревнованиях, в которых они принимали участие.

НАГОТА

Глядя на скульптуру или сцену, изображенную на вазе, мы можем легко узнать спортсмена по его наготе, ведь во время тренировок и соревнований спортсмены всегда были нагими. Их прекрасные тела, созданные благодаря физическим упражнениям, служили моделью для скульпторов и художников, которые черпали вдохновение в атлетах и их движениях во время занятий спортом.
Считалось, что красота обнаженного тела отражает внутреннюю красоту и иллюстрирует гармонию тела и разума. Занятия спортом помогали достичь и развить эту гармонию.

ГИМНАСИЯ И ПАЛЕСТРА

В каждом греческом городе были гимнасия и палестра. Это были места, где тренировались атлеты и обучались юноши. Они получали разностороннее образование, включающее тренировку, как тела, так и ума. Физическое воспитание, музыка, арифметика, грамматика и чтение входили в программу обучения. В зависимости от вида спорта тренировка могла проходить в одном из зданий.

ГИГИЕНА И УХОД ЗА ТЕЛОМ

По прибытии в гимнасию или палестру спортсмены полностью раздевались. Лишившись защитного слоя одежды, они должны были по-особому ухаживать за кожей.
Готовясь к тренировке, спортсмен покрывал тело оливковым маслом, а затем посыпал его мелким песком. Смесь масла и песка помогала регулировать температуру тела, а также защищать от солнечных лучей и палки тренера, которой тренер бил атлета, если тот неправильно выполнял упражнение!
По окончании соревнования спортсмен брал свою лопаточку (strigil), имевшую форму изогнутой пластины, и соскребал с кожи пот, масло и песок. Заканчивалась процедура обмыванием тела водой с губкой.
Во время соревнований атлет ухаживал за кожей подобным же образом.
Необходимое для этих целей снаряжение было исключительно простым:
— сосуд, разновидность небольшой бутылки, часто глиняной, наполненный маслом;
— лопатка;
— губка.
Все эти предметы были соединены кольцом, которое атлет прикреплял к стене гимнасии или палестры.

УЧАСТИЕ В ИГРАХ

Существовали три критерия участия в Играх: участник должен был быть мужского пола, греком и свободным человеком. Женщины, рабы и иностранные граждане исключались.
Начнем с того, что спортсмены не были профессионалами. Несмотря на то, что большинство из них принадлежали к богатым семьям, некоторые спортсмены происходили из менее обеспеченных слоев населения. С течением времени ситуация изменилась и большинство спортсменов стали профессионалами. После завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э. римлянам было позволено присоединиться к греческим спортсменам. Позднее круг участников был расширен за счет спортсменов иностранного происхождения после предоставления римского гражданства всем жителям провинций во время 248 Олимпиады (213 г. н.э).
Для участия в Играх город выбирал лучших спортсменов, тренировавшихся в их гимнасиях. Избранные спортсмены должны были продолжать упорно тренироваться в течение нескольких месяцев. После провозглашения священного перемирия и объявления даты проведения Игр, спортсмены и их тренеры отправлялись в Олимпию. Путешествие могло быть продолжительным и трудным. По прибытии в Эллис, расположенном недалеко от Олимпии, спортсмены тренировались в течение месяца в городской гимнасии, что являлось последней квалификационной ступенью перед Играми. Спортсмены, прошедшие окончательный отбор, направлялись в Олимпию и давали клятву, также как и судьи. Они обещали честно соревноваться, соблюдая правила.

ИГРЫ ДЛЯ ЖЕНЩИН

Несмотря на то, что женщины не допускались к участию в Олимпийских играх, все же они занимались спортом. В Олимпии для девушек проводились Игры, носившие название Герайя, в честь богини Геры, жены Зевса. Эти соревнования проводились каждые четыре года и состояли из состязания в беге.

ОБМАН И ШТРАФЫ

Некоторые спортсмены не всегда соблюдали клятву и делали попытку выиграть соревнование, используя запрещенные приемы. За эту форму обмана следовало наказание и нечестные спортсмены должны были платить штраф. Эти деньги шли на возведение статуй Зевса, известных под названием “Заны”. Эти статуи устанавливались вдоль прохода, ведущего к стадиону. На основании каждой из них писалось имя обманщика. Чтобы добраться до места проведения соревнований, спортсмены должны были пройти мимо всех статуй. Это напоминало им о примерах недостойных повторения.

ЗНАМЕНИТЫЕ СПОРТСМЕНЫ

В истории современных Игр выдающиеся чемпионы становятся героями последних новостей. Ими восхищаются и их почитают, они – настоящие герои.
Игры античности также имели своих чемпионов. Благодаря продемонстрированным результатам имена знаменитых спортсменов известны и сегодня. Ниже предлагаем вашему вниманию краткие сведения о некоторых из них.
Легендарный борец Мило из Кротона, многократный олимпийский чемпион, посвятивший спортивной карьере 26 лет своей жизни. Мило был настоящим героем. На его счету много других побед за пределами Олимпии. Известный своей потрясающей силой, он был также знаменит своим безмерным аппетитом!
Выдающийся Леонидас из Родеса, четырехкратный Олимпийский чемпион в беге, которого соотечественники приравнивали к богу.
Боксер Меланкомас из Карии, известный не только благодаря своему великолепному телу, но и необычной технике ведения боя. Меланкомас не наносил удары по своим противникам, но вместо этого доводил их до изнурения, умело уклоняясь от их выпадов!
После смерти великим чемпионам даровались особые почести с тем, чтобы их победы на Играх не были забыты. Их могилы украшались надгробными памятниками с высеченными изображениями венков, полученных атлетами за победы в соревнованиях в течение всей их спортивной карьеры.

ВИДЫ СПОРТА, ВХОДИВШИЕ В ПРОГРАММУ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР

В античном мире Олимпийские игры служили отправной точкой. Виды спорта, входившие в программу соревнований в Олимпии, часто с небольшими изменениями включались в программу соревнований, проходивших на других Панэллинских спортивных аренах, либо с незначительными дальнейшими изменениями, в местных соревнованиях. Здесь представлена Олимпийская программа. В программу Игр входили только индивидуальные виды спорта, командные виды не включались. Водные виды спорта также фигурировали в программе.

ЧТО СОБОЙ ПРЕДСТАВЛЯЛИ ИГРЫ?

Открытие Игр отмечалась жертвоприношением животных на алтарь Зевса. Соревнования, которые продолжались в течение, примерно, пяти дней, проходили на стадионе или ипподроме.
Стадион представлял собой сильно утрамбованную земляную площадку прямоугольной формы. Там не было балконов, и зрители сидели на специальных уступах. Официальным лицам (организаторам и судьям — элланодайкам) предоставлялась трибуна.
Свободные люди, рабы и девушки имели право наблюдать за Играми. Только замужним женщинам запрещалось находиться в толпе зрителей.
Игры заканчивались пиршествами в честь победителя и жертвоприношениями в честь Зевса.

ХАРАКТЕРИСТИКА ВИДОВ СПОРТА

За исключением конных видов спорта, которые проводились на ипподроме, все соревнования проходили на стадионе.

СОСТЯЗАНИЯ ПО ХОДЬБЕ

Существовали разные виды состязаний:
— стейд (stade) или стадион (stadion) – бег на одну длину стадиона;
— диаулос (diaulos) — бег на две длины стадиона;
— долихос (dolichos) – бег на длинные дистанции (от 7 до 24 кругов);
— бег с вооружением (в Олимпии это был бег на две длины стадиона), когда атлеты
надевали шлем, наголенники доспехов и держали в руках щит.
Участники соревнования занимали свои места на линии старта, отмеченной плитами белого известняка. Они бежали по прямой линии, а не вокруг стадиона, как это происходит в наше время.

МЕТАНИЕ ДИСКА

Диск выполнялся из камня или металла. Знаменитая статуя скульптора Мирона изображает атлета, готовящегося к метанию диска. Эта скульптура называется «Дискобол» (ок. 40 г. до н.э.). Оригинал статуи был разрушен, но существует большое количество копий, датированных периодом Римской империи. К примеру, одна из них выставлена в Национальном музее в Риме.

МЕТАНИЕ КОПЬЯ

К древку копья прикреплялся кожаный ремешок, который образовывал петлю. Во время броска атлет просовывал в петлю указательный и средний пальцы, что позволяло увеличить расстояние полета копья.

ПРЫЖОК В ДЛИНУ

Упражнение выполнялось с гирями. Атлет выполнял прыжок вперед из исходного положения ноги вместе, без разбега, выбрасывая руки вперед. Во время прыжка руки и ноги были почти параллельными. Перед приземлением атлет отводил руки назад, одновременно отбрасывая гири. Это усиливало движение ног вперед и увеличивало расстояние в прыжке.
Применение гирь означало, что движения атлета должны быть координированными. Для этой цели соревнования сопровождала мелодия, исполняемая на флейте.
Гири выполнялись из камня или металла и имели разную форму.

БОЕВЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Существует несколько гипотез относительно места проведения соревнований по борьбе, кулачным боям и панкратиону. Некоторые исследователи полагают, что эти соревнования проходили в Алтисе перед алтарем Зевса. Другие считают, что они проходили на стадионе.

Жеребьевкой решалось какие атлеты будут соревноваться друг с другом. В отличие от современных правил в те времена не было весовых категорий.

БОРЬБА

Противники боролись голыми руками в положении стоя. Существовали разные виды захватов. Атлет, первым коснувшийся земли в третий раз, считался проигравшим.

ПАНКРАТИОН

Это разновидность борьбы. В этом виде борьбы были разрешены все приемы, но запрещалось кусаться, выдавливать глаза и всовывать пальцы в нос противника.

БОКС

Руки борцов были защищены длинными кожаными ремнями. Эти предшественники боксерских перчаток с течение времени подвергались многочисленным модификациям. Пластинки металла закреплялись на костяшках пальцев, что значительно усиливало удар.

ПЯТИБОРЬЕ

В пятиборье входили пять видов соревнований: бег, прыжки, метание диска, метание копья и борьба. Атлета, принимавшего участие в соревнованиях, называли пентатлос. Это был самый разносторонний вид спорта, поэтому тело пентатлоса считалось самым совершенным.

КОННЫЕ ВИДЫ СПОРТА

Гонки на колесницах и скачки на лошадях проходили на ипподроме. Гонки на колесницах были очень зрелищными и особенно популярными у населения. Проводились гонки квадрига, когда колесницу везла четверка лошадей, и парные гонки, когда колесницу везла двойка лошадей. Управляющие колесницей назывались возничими. В отличие от атлетов возничие не были обнаженными, а носили длинные туники.
В гонках на лошадях жокеи были обнаженными. Они скакали без седла и не носили шпор.
Благодаря конным соревнованиям женщины были непосредственными участниками Игр! В качестве владельцев они могли выставлять своих лошадей на гонки, где ими управляли мужчины возничие или жокеи.

МУЗЫКА И ПЕНИЕ

Музыка и пение не входили в программу Олимпийских игр. Они были особенностью Игр в Дельфах!
В Дельфах, задолго до появления спортивных соревнований, проводились музыкальные турниры. Они включали пение под аккомпанемент кифары (или китары, разновидность лиры), соло на флейте или пение под аккомпанемент флейты. Музыка и пение остались характерной чертой Пифийских игр даже после объединения спортивных соревнований в единое целое. В программе фигурировали также соревнования в поэзии и драме.

ПРИЗЫ

КОРОНЫ, ЛЕНТЫ И ПАЛЬМОВЫЕ ВЕТВИ

На современных олимпийских играх награждаются спортсмены, занявшие первое, второе и третье места, соответственно, золотыми, серебряными и бронзовыми медалями. На Панэллинских играх был только один победитель, получавший приз в виде венка или короны из листьев.
В каждом месте проведения соревнования короны изготовлялись из разных видов листьев:
— в Олимпии – это была корона из листьев дикого оливкового дерева;
— в Дельфах – корона из лавра;
— в Коринфе – корона из сосновых веток;
— в Немее – корона из дикого сельдерея.
Вместе с короной победитель получал красную шерстяную повязку, the tacnia. Знаменитая статуя скульптора Поликлета (датированная второй половиной 5 в. до н.э.) изображает юношу-победителя, надевающего на голову победную повязку. Статуя называется «Диадумен». Ее бронзовая копия установлена у входа в Олимпийский музей в Лозанне.
И, наконец, победитель часто держал в руках пальмовую ветвь – еще один символ победы.

НИКА, ПОСЛАННИЦА БОГОВ

Древние греки считали, что это боги принимали решение о даровании победы спортсмену. Победа часто представлялась в образе крылатого создания женского пола, известной под именем Ники, что по-гречески означает «победа». В качестве слуги или посланницы богов Ника спускалась к избраннику, неся с собой божественную награду в форме короны или повязки.

СЛАВА

Триумф спортсмена-победителя приносил с собой отраженную славу всем жителям его родного города. Когда он возвращался с Игр, его встречали как героя, и атлет получал многочисленные пожизненные привилегии.
Чтобы продемонстрировать свою известность, спортсмен имел право воздвигнуть себе статую. Кроме того, он мог обратиться с просьбой к поэту написать стихи, повествующие о его подвигах. Иногда, испытывая чувство гордости за своего земляка, жители города отливали монеты с его портретом, чтобы о нем помнили и его узнал весь греческий мир.

ПРИЗЫ НА МЕСТНЫХ СОРЕВНОВАНИЯХ

Призы, присуждавшиеся на местных соревнованиях, были более материальными. Победителю часто вручали амфору, наполненную оливковым маслом. В те времена оливковое масло ценилось очень высоко и стоило больших денег. Другие сокровища, такие как бронзовые треноги (большие вазы на трех ножках), бронзовые щиты или серебряные кубки, также вручались в качестве призов.
Несмотря на это престиж Панэллинских игр оставался незыблемым. Скромная корона из листьев была наивысшей наградой в греческом мире, так как она гарантировала его владельцу почет и уважение всех жителей.

ЗАВЕРШЕНИЕ ИГР

ПОСТЕПЕННЫЙ УПАДОК

За историю проведения олимпийских игр их значение значительно возросло. Начинаясь как простое соревнование в беге, они превратились в главное спортивное событие. Однако, уровень соревнований и этические принципы его участников не всегда были безупречными. Это стало особенно очевидным после завоевания Греции Римом в 146 г. до н.э., когда начался период «упадка», который, в конце концов, привел к прекращению Игр.

Существуют несколько причин исчезновения Игр:

— Профессионализм атлетов
Игры превратились в состязание между профессионалами, чьей основной мотивацией было коллекционирование побед путем участия в огромном количестве состязаний не только на Панэллинских играх, но также и в местных соревнованиях.
— Присутствие римских спортсменов среди греческих атлетов
Римляне пропагандировали спорт как зрелище. Превыше всего они ставили удовлетворение желаний зрителей. Дух соревнования, желание сравнить свои достижения с успехами других в атмосфере превосходства не были им интересны. Основная идея Игр оказалась под угрозой.
— Язычество Игр
Вера в нескольких богов была особенностью религий античного мира. Игры не были исключением, так как они посвящались языческим божествам. Рождение Христианства с его верой в единого Бога и обращение императоров в новую религию означало, что проведение языческих Игр стало невозможным.
Это был новообращенный в Христианство император Теодосий I, который в 393 г. н.э., после более чем тысячелетнего периода существования Олимпийских игр, принял решение об их упразднении! Остальные Панэллинские игры, проводившиеся в Дельфах, Корине и Немее, прекратили свое существование в то же время.

РАЗРУШЕНИЕ МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ ИГР И ЕГО ОТКРЫТИЕ В 19 ВЕКЕ

После упразднения игр Олимпия стала жертвой вандализма. Пожары и землетрясения также сыграли свою роль и с течением времени разрушили здания. Постепенно место соревнований исчезло под многометровым слоем земли и из памяти людей.
Благодаря трудам древних историков память об Играх и их месте в греческом мире не были преданы окончательному забвению. Было известно об их существовании, но сведения о конкретном месте проведения Игр были утеряны.
В 18 веке началась исследовательская работа, а в 19 веке в результате археологических раскопок были, наконец, обнаружены руины Олимпии. В наши дни изучение руин позволяет оценить важность Олимпии и представить прошлую славу Панэллинских игр.

Геракл, как и полагается герою, одерживал победы в борьбе и панкратионе.

В честь победы Зевса над своим отцом начали проводить Олимпийские игры. Участники Троянской осады гоняли колесницы, бегали наперегонки, бились на кулаках, боролись, бились в полном вооружении до первой крови (прообраз панкратиона), метали диск из самородного железа, стреляли из лука. Наиболее популярным в силу своей демократичности был бег. Древний царь Эндимион выставил в качестве приза за победу в беге своё царство, правда соревновались только его сыновья. Именно бег стал основным видом состязаний на античных Олимпиадах, когда после тёмных веков греческой истории возобновили проведение Олимпиад в IX в. до н. э. (см. Олимпиада (хронология)).

Энциклопедичный YouTube

    1 / 5

    ✪ Ulf shatters Shot Put Olympic Record in Seoul 1988 | The Olympics On The Record

    ✪ БОКС - До Того Как Стал Известен!

    ✪ РАДИ ЧЕГО ВСЕ ЭТО? Бокс - мотивация! (мотивационное видео на спорт)

    ✪ Красивая морозная тайга - украсила деревья сказочным Инеем. Сибирь.

    ✪ Олимпийский огонь зажгли в Сочи! Открытие Олимпиады!

    Субтитры

    Толкание ядра существовало с самых первых Олимпийских игр, состоявшихся в 1896 году. Учитывая, что большинство классических олимпийских состязаний пришли из Древней Греции, толкание ядра произошло от военных сражений в Европе в средние века. Тогда, как и сейчас, задача была проста: бросить железное ядро как можно дальше от шеи через плечо. При этом спортсмен не должен выйти за пределы круга. Все просто, правда? Однако вес железного ядра у мужчин составляет 7,26 кг или 16 фунтов. Столько же весит шар для игры в боулинг... ...или 48 бананов... ...или, например, собака породы кокапу. К началу XX века толкание ядра развилось в сложную спортивную дисциплину. Шел финал по толканию ядра на Олимпийских играх в Сеуле 1988 года. Финал начался с того, что Вернер Гюнтёр, чемпион мира и швейцарская легенда, с самого первого броска установил новый олимпийский рекорд. Его соперники также не желали отставать. Ульф Тиммерман из ГДР сделал бросок на 22,3 метра. Каждый последующий бросок Тиммермана был дальше предыдущего. Зрители начали поздравлять спортсмена из ГДР, однако затем 22-х летний американец Рэнди Барнс завоевал себе мировую известность. Барнс был на четвертом месте, но вдруг сделал великолепный бросок, на 10 см дальше Тиммермана. В течение одного дня олимпийский рекорд был побит пять раз тремя разными спортсменами. У Тиммермана оставался последний бросок – последний шанс на победу. После небольшой паузы было объявлено, что он обошел Барнса. Разница была всего в восемь сантиметров, тем не менее, Тиммерман снова установил новый рекорд. Он выиграл золотую медаль. Несмотря на то, что мужчины соревновались в толкании ядра с самых первых Олимпийских игр, у женщин соревнования по толканию ядра начались только в 1948 г. Кто бы ни выиграл игры в Лондоне, она станет первой женщиной в истории, которая поднимет тяжелое 4 кг ядро на олимпийскую высоту. Первый олимпийский финал по толканию ядра среди женщин оказался более культурным событием, чем вы могли себе представить. Мишлин Остермейер, французская пианистка, которая недавно закончила Парижскую консерваторию, решила доказать, что у нее есть не только мозги, но и мускулы. В Лондоне ее ждало сильное противостояние. Бевис Рейд из Великобритании была не только чемпионкой среди спортсменок-любительниц, но и титулованной военной. Однако надежды Рейд растаяли под напором претендентки. Она толкнула ядро на 12,17 метра, не получив медалей. Шеффер из Австрии в финальном раунде. Инга Шеффер из Австрии показала гораздо лучший результат – 42 фута 11 дюймов. Ее опередила на один сантиметр итальянка Амелия Пиччинини, завоевавшая серебро. Ее результат был 42 фута, 11½ дюймов. Немногие могли соперничать с Остермейер, наследницей знаменитого французского поэта и композитора. Она вновь заставила всех говорить о своих изящных руках, толкнув ядро на 13,75 метра и выиграв золото. И это 45 футов, 1½ дюйма. Победный бросок. На тех же играх она участвовала в соревнованиях по метанию диска, которое она освоила лишь за несколько недель до этого. А вот Эдер Джентиле-Кордиале из Италии. Фаворит. Лучший бросок. И снова Остермейер из Франции – впереди, метнув диск на 137 футов, 6½ дюймов. И вот он победный бросок. И Франция завоевывает новые олимпийские награды. Затем традиционно... Для ровного счёта она также приняла участие в прыжках в высоту, завоевав бронзу и славу первой французской женщины, которая выиграла три медали на одних Олимпийских играх. Остермейер предпочла отпраздновать свой успех игрой экспромтом на фортепиано. Теперь это принято делать ТАК!

Бег

  • Бег в полном вооружении или бег гоплитов (греч. ὁπλίτης , hoplitodromos) - бег в шлеме, поножах и со щитом на две стадии. Позднее из вооружения оставили только щит. Добавлен в Олимпийские состязания на 65-й Олимпиаде в 520 до н. э. Атлеты соревнуются обнажёнными, как и в других Олимпийских видах за исключением скачек. Бегом гоплитов игры завершались.

Единоборство

Если боксёры уставали, разрешался перерыв для отдыха. Если же и после отдыха победитель не выявлялся, то боксёры обменивались оговорённым числом ударов, не защищаясь. Поединок завершался сдачей соперника: побеждённый поднимал руку, когда был не в силах оказывать сопротивление. Античные лекари считали бокс хорошим средством против хронических головных болей.

  • Панкратион (греч. παγκράτιον ) - рукопашный бой, в котором соединялись удары руками и ногами и борцовая техника. Слово является производным от греческих слов пан и кратос , то есть означает примерно «всей силой». Удушение было разрешено, запрещены укусы и выдавливание глаз. Этот вид состязаний ввели в Олимпийские игры в честь мифического основателя игр Геракла, который сумел одолеть огромного льва, только задушив его, потому как шкура льва была неуязвима для оружия. Добавлен как вид Олимпийских состязаний на 33-й Олимпиаде в 648 до н. э. , для юношей панкратион введён только на 145-й Олимпиаде в 200 до н. э.

Филострат заметил: идеальный боец в панкратионе тот, кто борется лучше, чем боксёр, и боксирует лучше, чем борец.

  • Борьба (греч. πάλη , лат. lucta ) добавлена в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде (708 до н. э.). Правилами запрещались удары, но толчки разрешались. Греческий язык имел много терминов для обозначения различных приёмов и позиций. Борьба разделялась на две основные позиции: в стойке и на земле, вернее, мягком грунте, посыпанном песком.

Пентатлон

  • Пентатлон (др.-греч. πενταθλον , лат. quinquertium , pentathlon) - пятиборье , включавшее бег на стадию , метание диска , метание копья , прыжок в длину и борьбу. Добавлено в Олимпийские состязания на 18-й Олимпиаде в

Физическая культура в Древней Греции начала складываться в глубокой древности. Однако своего расцвета она достигла в VIII-IV вв. до н. э. В то время Греция представляла собой ряд небольших рабовладельческих государств, основное население которых составляли рабы. В зависимости от экономического, политического и культурного развития, военной организации и системы воспитания в том или ином греческом государстве определялись задачи, средства, формы и методы физического воспитания. Наиболее характерными в этом отношении были пути формирования системы физического воспитания в Спарте и Афинах.
Спарта - город-государство (полис), образовавшийся в IX в. до н. э. - имела натуральное хозяйство, внешней торговли почти не вела. В социально-экономическом укладе жизни Спарты еще можно было обнаружить признаки общинно-родовых отношений. Спартиаты , как господствующий класс, опасаясь восстаний рабов и ведя многочисленные войны, создали суровую систему военно-физической подготовки. До сих пор хорошо известен термин «спартанское воспитание ».
Судьбу новорожденого ребенка определяли старейшины: болезненных и слабых детей убивали. Здоровые дети до "7 лет воспитывались дома. С 7 до 17 лег, живя в общественных домах, которые больше напоминали казармы, дети, занимались в основном физическими упражнениями. С 17 до 21 года юноши продолжали физическую и военную подготовку в специальных отрядах эфебов , затем их зачисляли в разряд воинов, и они были обязаны нести военную службу до самой старости. Физическое воспитание в Спарте распространялось и на девушек. Воспитателями детей были старшие спартиаты (педономы), назначаемые государством. На умственное воспитание молодежи обращалось незначительное внимание.
Много времени отводилось пляскам и пению хоровых песен. В воспитании юношей большое место занимали упражнения в метании диска и копья, борьбе и кулачному бою, беге и прыжках, а также охота на диких зверей, военные игры, развивающие мужество и находчивость. Характерные черты системы воспитания в Спарте - это акцентированное внимание на развитие выносливости, силы и смелости. Благодаря хорошо поставленному физическому воспитанию и совершенной военной организации, спартанцы создали сильную армию гоплитов (тяжеловооруженная пехота), которая считалась лучшей в Греции и долгое время была непобедимой. Атлеты Спарты участвовали во многих олимпийских играх, и нередко выходили победителями.
В V в. до н. э. одним из крупнейших полисов Древней Греции стали Афины - типичный образец античной рабовладельческой республики с резко выраженным классовым расслоением общества. В Афинах были широко развиты внешняя торговля, мореплавание, различные ремесла. Каждый гражданин имел право и возможность принимать участие в общественной жизни. Поэтому афиняне не ограничивались только военно-физической подготовкой молодежи, а стремились дать ей разностороннее воспитание. В Афинах впервые была сделана попытка слить воедино воспитание умственное, физическое, нравственное и эстетическое.
До 7-летнего возраста ребенок воспитывался дома под наблюдением специально приставленного раба или рабыни. С 7 до 16 лет молодой афинянин посещал государственную или частную мусическую и гимнастическую школы. Мусическая школа (от слова музы - богини, покровительницы науки, искусств) осуществляла умственное воспитание в тесной связи с эстетическим. В гимнастической школе (от слова гимнос - обнаженный) греки занимались физическими упражнениями. Гимнастическую школу мальчики начинали посещать с 13 лет. Здесь в течение 2-3 лет они занимались бегом, прыжками, борьбой, плаванием, метанием диска и копья. По достижении 16-летнего возраста дети наиболее обеспеченных родителей поступали в так называемые гимнасии , где наряду с занятиями физическими упражнениями они изучали философию, политику, литературу. С 18 лет юношей зачисляли в отряды эфебов для прохождения двухгодичной военной службы. Первый год юноши проводили в казармах, изучая военное дело и занимаясь физической подготовкой. В течение второго года эфебы несли охрану границ своего государства.
Физическое воспитание в Афинах, как и в Спарте, имело военную направленность, хотя и не так резко выраженную. Характеризуя постановку воспитания в Афинах, можно сказать, что оно было направлено в основном на развитие ловкости и физической силы. На женщин физическое воспитание не распространялось. Афинская женщина не принимала участия в общественной жизни. В целом система физического воспитания, сложившаяся в период расцвета греческого античного общества, называлась гимнастикой и состояла из трех основных разделов: палестрики, орхестрики и игр. В основе палестрики лежали упражнения пятиборья: бег, прыжки, метания копья, диска и борьба. В палестрику входили панкратион (соединение борьбы с кулачным боем), а также плавание, кулачный бой, верховая езда, стрельба из лука, езда на колеснице, игры в мяч. Орхестрика включала в основном танцевальные упражнения, выполнявшимися под музыку. Игры составляли раздел гимнастики, чаще всего использовавшийся при занятиях с детьми. Сюда относились игры с палкой, колесом, клюшкой, шаром и другие подвижные игры.
В Древней Греции различали два метода применения физических упражнений: гимнастику , или общее физическое развитие, агонистику - специальную тренировку к выступлениям в состязаниях, которые устраивались по самым различным поводам (праздник, погребение героев, торжество в честь победы и т. п.). Постепенно эти состязания приобрели определенную периодичность и организованность.
Наиболее крупными состязаниями, на которых греки демонстрировали свою физическую подготовленность, были олимпийские игры . Первые известные в истории олимпийские игры состоялись в 776 г. до н. э. Местом проведения Игр была Олимпия, расположенная в северо-западной части Пелопонесского полуострова, в долине реки Алфей, у подножия горы Кронос. В Олимпии кроме храмов имелись гимнасия, стадион и ипподром.
В период с VIII по II в. до н.э. в олимпийских играх могли участвовать только свободнорожденные и наиболее имущие греки. Рабы и люди негреческого происхождения, «варвары», как их называли греки, а также женщины, к играм не допускались. Каждый участник должен был в течение 10 месяцев готовиться к играм дома, а затем в течение месяца - в Олимпии. Это могли позволить себе относительно состоятельные граждане, располагавшие достаточным количеством свободного времени.
В общественно-политической жизни рабовладельческой Греции периода расцвета (VI-IV вв. до н.э.) олимпийские празднества играли очень большую роль. Во время проведения игр Олимпия превращалась в центр экономической, политической и культурной жизни страны. Олимпийские игры способствовали объединению разрозненного греческого населения. За месяц до игр по всей территории Греции объявлялось священное перемирие, прекращались всякие распри между полисами, никто не имел права вступать на землю Олимпии с оружием в руках.
До 50 тыс. зрителей собиралось на олимпийские праздники. Их посещали знаменитые философы, историки, поэты, ораторы, музыканты, жрецы. В силу этого олимпийские игры имели большое значение для культурного развития и эстетического воспитания греков. Они проводились один раз в четыре года. Перерывы между играми назывались олимпиадами - по ним греки некоторое время вели летоисчисление. Программа олимпийских игр, вначале состоявшая только из бега на одну греческую стадию, т. е. 192 м, впоследствии расширилась за счет состязаний в пентатлоне, беге с оружием (меч и щит), борьбе, кулачном бою и панкратионе, состязаний колесниц и в верховой езде. С 37-й Олимпиады (632 г. до н. э.) в играх стали принимать участие и дети.
Олимпийские игры проводились чрезвычайно торжественно. Победители их (олимпионики ) пользовались большим почетом и уважением. Высшей наградой на играх был венок из ветвей оливкового дерева.
В III в. до и. э. начавшийся кризис рабовладельческой системы приводит к разложению античной культуры. Физическая культура в Греции вступает в полосу упадка. Появление христианской религии, проповедовавшей аскетизм и боровшейся против физического воспитания, повлекло за собой прекращение олимпийских праздников. В 394 г. н. э. древнегреческие олимпийские игры были запрещены.

Спортивные игры Древней Греции

Знаменитые Дельфы, Пифийские Игры, Пифии, Оракул и Кастальский источник Пегаса …

В Античности существовало 5 различных брэндов общественно - спортивных Игр, но в чем их сходство и отличие?

Посмотрим.

« Первыми слугами в своем храме Аполлон сделал корабельщиков, плывших с Крита по торговым делам. О том существует прелестная легенда. Будто бы юный бог обратился в дельфина и первый же встречный корабль приманил в Крисейский залив. Представ перед мореходами, Аполлон приказал критянам принести ему жертву и повел их к горным высям … Возможно, критские моряки основали колонию в той заводи, над которой господствует Парнас.

И они стали первыми жрецами храма …храмовых слуг набирали из знатных дельфийских семей. И им надлежало иметь феноменальную память, запоминая все мифы, события, имена современников и предков » [ Базунов Б.А. Кумиры стадионов Эллады. 2004 ]

Критяне - философы обосновались на Пупе Земли Греческого Мира, на перекрестке всех дорог. Они привезли с собой в Дельфы все философские и цирковые традиции, которые легли в основу именно цирковых - Пифейских Игр.

« В окрестностях Дельф, где располагалось его знаменитое святилище, были учреждены Пифийские Игры …сценические искусства и цирковые умения оказались в одной программе Пифийских Игр » [ Макаров С.М. Театрализация цирка. 2010 ]

Итак, Пифийские Игры стали квинтэссенцией соревновательной системы Древней Греции, которая была подобна картине Мира Аристотеля, возникла задолго до него и была им воспринята. Символом Пифийских Игр стала богиня, вращающая змей и созвездие Змеедержца . Игры основали философы .

1. Олимпийские Игры в Олимпии - посвящались Огню, были спортом высших достижений. Их символ - созвездие Орла Зевса. Игры учреждены и воссозданы в наши дни аристократами (гр. - лучшими) .

2. Истминские Игры в Коринфе - посвящены Воде и Посейдону, символ Игр - созвездие Ангела (Водолея) . Состязания учреждены тиранами , по своей направленности это военно - спортивные соревнования. ИСТМИЙСКИЕ ИГРЫ (Истмии), в Древней Греции одни из важнейших общеэллинских состязаний (наряду с Олимпийскими играми, Пифийскими играми и Немейскими играми). Игры проводились на Истмийском (ныне Коринфском) перешейке, у Схинунтской бухты, рядом с сосновой рощей, в которой находилось святилище Посейдона. В традиции организация игр в этом месте связывается с культом финикийского божества Меликерта. Греки адаптировали это иноземное божество, назвав Меликерта сыном известных персонажей древнегреческой мифологии Афаманта и Ино. Считалось, что именно безвременная смерть Меликерта стала причиной, побудившей легендарного коринфского царя Сизифа учредить в честь Меликерта Истмийские игры. По другой версии, Истмийские игры были учреждены афинским героем Тесеем в честь Посейдона. Организатором Истмийских игр выступал Коринф; состязания проводились с 582 года до нашей эры и проходили один раз в два года (весной каждого второго и четвёртого года олимпийского цикла). В программу Истмийских игр были включены атлетические (бег, борьба, кулачный бой, панкратион, пентатлон), конные (соревнования колесниц, скачки на лошадях), музыкальные и поэтические состязания. Победители получали в качестве награды венок сначала из сосновых ветвей, затем - из сельдерея; в римское время наградой вновь стал сосновый венок. При археологических раскопках близ Коринфа (начаты в 1880-х годах) обнаружены театр, ипподром, стадион, а также остатки храмов Посейдона и Меликерта.

3. Немейские Игры в Немее - посвящены стихии Земля. Их покровитель Геракл, удавивший Льва. Их созвездие - Бык (Телец). Основаны олигархами (гр. Немногими) и представляли из себя ветеранский спорт. Немейские игры - одни из 5ти панэллинских игр, проходившие в Древней Греции каждые 2 года или каждый 3-й год за год до Олимпийских игр примерно с 573 года до н. э. Проводились они в Немее - это местность в северо-восточной части Пелопоннеса. В наши дни сохранился стадион, построенный в VI веке до н. э. По своей форме он напоминает лепесток и располагается рядом со святилищем Зевса, установленном в этом месте примерно в 330-320 гг. до н. э.

22- 24 июня 2012 , греческая Немея провела пятые по счету Немейские игры современности. Около 1200 любителей из почти 100 стран соревновались на древнем стадионе неподалеку от Коринфа, чтобы получить в награду не золотые и серебряные медали, а лишь венок и памятный значок.

4. Панафинейские Игры в Афинах - посвящены Воздуху и демократии. Их покровитель - Тесей, победивший быка. Их созвездие - Лев. Основаны купцами и республиканцами как юниорские Игры.

В сумме все 4 созвездия: Лев, Телец, Водолей и Орел (Скорпион) - это всё тот же сфинкс, на спине у которого восседал голубь (ибис) Святого Духа, покровитель Цирковых Игр в Дельфах.

Национальные праздники, сопровождавшееся играми, имели огромное значения для развития древнегреческой цивилизации. Первое место между ними и по древности и по важности своей занимали олимпийские игры. Существовала легенда, что начало этим играм положил договор, заключенный между знаменитым спартанским законодателем Ликургом и Ифитом, царем соседней с Лаконикой области Элиды. В договоре определялось, что спартанцы и элидяне будут совершать общий праздник в храме Зевса олимпийского у реки Алфея.

Когда был установлен этот общий праздник, на время которого прекращались военные действия, мы точно не знаем. Более поздняя греческая легенда дала началу олимпийских игр мифическое происхождение: она говорила, что игры учредил Геракл , победив царя Элиды Авгия , и что он определил величину стадия, подставляя ногу к ноге по длине этой линии. Достоверно известно только то, что с первой трети VIII века распорядители олимпийского праздника стали вести список, в который записывали имя того, кто одержал победу в состязании бега. Этот список начинается с игр 776 г. до нашей эры, поэтому сейчас историки тоже начинают с этого года счет олимпиад.

План древней Олимпии. Цифрами обозначены: 1. Северо-восточный пропилон (вход) 2. Пританион 3. Филипейон 4. Храм Геры 5. Пелопион 6. Нимфей 7. Метроон 8. Zanes 9. Крипт 10. Стадион 11. Портик Эхо 12. Здание царя Птолемея II и Арсинои 13. Портик Гестии 14. Эллинистическое строение 15. Храм Зевса 16. Алтарь Зевса 17. Ex-voto of Achaeans 18. Ex-voto of Mikythos 19. Ника Пэония 20. Гимнасий 21. Палестра 22. Теоколеон. Римскими цифрами обозначены сокровищницы городов: I. Сикион II. Сиракузы III. Эпидавр IV. Византий V. Сибарис VI. Кирена VII. Неизвестно VIII. Алтарь? IX. Селинунт X. Метапонт XI. Мегара XII. Гела