Естествознание является не только одной из первых, изученных человеком, фундаментальных областей науки, но и важнейшим элементом развития нашей цивилизации. Предметом изучения общей биологии является совокупность процессов, лежащих в основе феномена жизни. Главные из них: размножение и онтогенез, наследственность и изменчивость, историческое развитие растительных и животных видов, а также естественный отбор. В данной статье мы рассмотрим их более подробно.
Роль природоведческих дисциплин в развитии общества
Прикладные биологические науки занимаются практическим изучением вышеназванных явлений живой природы, используют полученные результаты для развития современных отраслей общей биологии - клеточной и генной инженерии, биотехнологии, популяционной генетики. Стремительное развитие промышленных технологий и процессы глобализации в мировой экономике вынуждают ученых заниматься серьезными исследованиями в вопросах экологической безопасности природных комплексов.
Как природоведческая наука, общая биология изучает самые сложные структуры организации жизни: популяционно-видовую, а также различные уровни экологических систем и биосферы.
История развития биологического знания
Наука, изучающая природу во всем ее многообразии, зародилась в недрах человеческого знания при помощи философов Древней Греции и Рима, но стала называться биологией лишь в XIX веке, благодаря трудам Ж. Ламарка и Г. Тревирануса. Одними из старейших ее дисциплин считаются систематика, основанная К. Линнеем, и морфология, берущая начало в трактатах Гиппократа, Галена и Асклепия.
Предметом изучения общей биологии является установление единства живых организмов сначала на молекулярном, а далее - на клеточном уровне. Появление научной теории, созданной российским эволюционистом П. Ф. Горяниновым и немецкими учеными М. Шлейденом и Т. Шванном, доказало, что основная форма жизни на Земле - это клетка. Предложенный же Р. Вирховым принцип: "живое - от живого" поставил точку в дискуссиях ученых о возможности самозарождения организмов из неживой материи.
Цитология с помощью таких методов как центрифугирование, электронная микроскопия, метод меченых атомов, изучает строение прокариотов и ядерных клеток и является базой для развития практических разделов естествознания: гистологии, генетики, селекции.
Принципы обмена веществ в живых системах
Общая биология изучает не только химический состав и строение организмов, но и процессы, лежащие в основе их метаболизма. Биохимия устанавливает закономерности протекания реакций анаболизма, например, фотосинтеза у растений. Она также изучает биосинтез белка (процессы транскрипции и трансляции), определяет условия, необходимые для осуществления реакций диссимиляции, обеспечивающих клетки необходимым запасом энергии в виде молекул НАДФ и АТФ.
Так как предметом изучения общей биологии является молекулярный уровень жизни, серьезно рассматриваются реакции катаболизма. В аэробных условиях животная клетка синтезирует 36 моль АТФ из каждой молекулы глюкозы в реакциях цикла Кребса.
Растения и грибы в реакциях энергетического обмена в анаэробных условиях также расщепляют С 3 Н 4 О 3 до этилового спирта, а животные - до молочной кислоты. Но во всех случаях синтезируются молекулы энергетического вещества - аденозинтрифосфорной кислоты.
Как видим, предметом изучения общей биологии является механизм обмена веществ. У представителей живой природы он протекает с участием ферментов по сходным биохимическим путям. Это служит доказательством единства происхождения жизни от общих предковых клеточных форм. Достаточно подробно данный вопрос освещается в таком разделе естествознания как эволюционное учение.
Основы общей биологии
Такое название имеет природоведческая школьная дисциплина, введенная в учебные программы, начиная с 9 класса. Благодаря дидактическим принципам научности и преемственности, учащиеся старших классов познают живую природу, опираясь на знания из курса ботаники, зоологии, анатомии. Сформировать у детей целостную картину природы - главная образовательная задача.
Основы цитологии, онтогенез, закономерности наследственности - вот что изучает общая биология. Темы же, посвященные историческому развитию органического мира и основам экологии, приводят к серьезному прорыву в сознании школьников и способствуют всестороннему развитию их личностей.
Источник: fb.ruАктуально
Разное
Разное
Биология (от греч. bios - жизнь, logos - наука) - наука о жизни, об общих закономерностях существования и развития живых существ. Предметом ее изучения являются живые организмы, их строение, функции, развитие, взаимоотношения со средой и происхождение. Подобно физике и химии она относится к естественным наукам, предметом изучения которых является природа.
Хотя концепция биологии как особой естественной науки возникла в XIX веке,
биологические дисциплины зародились ранее в медицине и естественной истории.
Обычно их традицию ведут от таких античных учёных как Аристотель и Гален через
арабских медиков аль-Джахиза ибн-Сину, ибн-Зухра и ибн-аль-Нафиза.
В эпоху Возрождения биологическая мысль в Европе была революционизирована
благодаря изобретению книгопечатания и распространению печатных трудов, интересу
к экспериментальным исследованиям и открытию множества новых видов животных и
растений в эпоху Великих географических открытий. В это время работали
выдающиеся умы Андрей Везалий и Уильям Гарвей, которые заложили основы
современной анатомии и физиологии. Несколько позже Линней и Бюффон совершили
огромную работу по классификации форм живых и ископаемых существ. Микроскопия
открыла для наблюдения ранее неведомый мир микроорганизмов, заложив основу для
развития клеточной теории. Развитие естествознания, отчасти благодаря появлению
механистической философии, способствовало развитию естественной истории.
К началу XIX века некоторые современные биологические дисциплины, такие как ботаника и зоология, достигли профессионального уровня. Лавуазье и другие химики и физики начали сближение представлений о живой и неживой природе. Натуралисты, такие как Александр Гумбольдт исследовали взаимодействие организмов с окружающей средой и его зависимость от географии, закладывая основы биогеографии, экологии и этологии. В XIX веке развитие учения об эволюции постепенно привело к пониманию роли вымирания и изменчивости видов, а клеточная теория показала в новом свете основы строения живого вещества. В сочетании с данными эмбриологии и палеонтологии эти достижения позволили Чарльзу Дарвину создать целостную теорию эволюции путём естественного отбора. К концу XIX века идеи самозарождения окончательно уступили место теории инфекционного агента как возбудителя заболеваний. Но механизм наследования родительских признаков всё ещё оставался тайной.
В начале XX века Томас Морган и его ученики заново открыли законы, исследованные
ещё в середине XIX века Грегором Менделем, после чего начала быстро развиваться
генетика. К 1930-м годам сочетание популяционной генетики и теории естественного
отбора породило современную эволюционную теорию или неодарвинизм. Благодаря
развитию биохимии были открыты ферменты и началась грандиозная работа по
описанию всех процессов метаболизма. Раскрытие структуры ДНК Уотсоном и Криком
дало мощный толчок для развития молекулярной биологии. За ним последовало
постулирование центральной догмы, расшифровка генетического кода, а к концу XX
века - и полная расшифровка генетического кода человека и ещё нескольких
организмов, наиболее важных для медицины и сельского хозяйства. Благодаря этому
появились новые дисциплины геномика и протеомика. Хотя увеличение количества
дисциплин и чрезвычайная сложность предмета биологии породили и продолжают
порождать среди биологов всё более узкую специализацию, биология продолжает
оставаться единой наукой, и данные каждой из биологических дисциплин, в
особенности геномики, применимы во всех остальных.
Традиционная или натуралистическая биология
Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности - «Храм природы», как называл ее Эразма Дарвина. Истоки традиционной биологии восходят к средним векам, хотя вполне естественно здесь вспомнить и работы Аристотеля, который рассматривал вопросы биологии, биологического прогресса, пытался систематизировать живые организма («лестница Природы»). Оформление биологии в самостоятельную науку - натуралистическую биологию приходится на 18-19 века. Первый этап натуралистической биологии ознаменовался созданием классификаций животных и растений. К ним относятся известная классификация К. Линнея (1707 - 1778), являющаяся традиционной систематизацией растительного мира, а также классификация Ж.-Б. Ламарка, применившего эволюционный подход к классифицированию растений и животных. Традиционная биология не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве доказательства приводят положение экологии среди биологических наук а также во всем естествознании. Ее позиции и авторитет в настоящее время чрезвычайно высоки, а она в первую очередь основывается на принципах традиционной биологии, поскольку исследует взаимоотношения организмов между собой (биотические факторы) и со средой обитания (абиотические факторы).
Свойства живых организмов
Каждый организм представляет собой совокупность упорядочение взаимодействующих структур, образующих единое целое, то есть является системой. Живые организмы обладают признаками, которые отсутствуют у большинства неживых систем. Однако среди этих признаков нет ни одного такого, который был бы присущ только живому. Возможный способ описать жизнь - перечислить основные свойства живых организмов. Эти свойства так же являются одним из предметов изучения биологии:
1. Одна из наиболее примечательных особенностей живых организмов - это их сложность и высокая степень организации. Они характеризуются усложненным внутренним строением и содержат множество различных сложных молекул.
2. Любая составная часть организма имеет специальное
назначение и выполняет определенные функции. Это относится не только к органам
(почки, легкие, сердце и т. д.), но и к микроскопическим структурам и молекулам.
3. Живые организмы обладают способностью извлекать, преобразовывать и использовать энергию окружающей среды либо в форме органических питательных веществ, либо в виде энергии солнечного излучения. Благодаря этой энергии и веществам, поступающим из окружающей среды, организмы поддерживают свою целостность (упорядоченность) и осуществляют различные функции, возвращают же в природу продукты распада и преобразованную энергию в виде тепла, т. е. организмы способны к обмену веществ и энергией.
4. Организмы способны специфически реагировать на изменения окружающей среды. Способность реагировать на внешнее раздражение - универсальное свойство живого.
6. Самая поразительная особенность живых организмов - способность к самовоспроизведению, т. е. к размножению. Потомки всегда сходны с родителями. Таким образом, существуют механизмы передачи информации о признаках, свойствах и функциях организмов из поколения в поколение, основанные на способности молекул ДНК (дезоксирибо-нуклеиновая кислота) к самоудвоению (репликации). В этом проявляется наследственность. Как установлено, механизмы передачи наследственных свойств одинаковы для всех видов. Однако сходство родителей и потомков никогда не бывает полным: потомки, будучи похожи на родителей, всегда чем-то от них отличаются. В этом состоит явление изменчивости, основные законы которой также общие для всех видов. Таким образом, живым организмам свойственны размножение, наследственность и изменчивость.
7. Для живого характерна способность к историческому развитию и изменению от
простого к сложному. Этот процесс называют эволюцией. В результате эволюции
возникло все многообразие организмов, приспособленных к определенным условиям
существования.
Итак, жизнь представляет собой форму организации открытых саморегулирующихся и
самовоспроизводящихся дискретных иерархических систем, построенных на основе
белков и нуклеиновых кислот. Открытость систем является термодинамической
характеристикой (свойством) живых объектов, так как они непрерывно обмениваются
веществом и энергией с окружающей средой (в отличие от изолированных систем, не
обменивающихся с окружающей средой ни веществом, ни энергией, а также от
замкнутых, которые обмениваются только энергией). Благодаря непрерывному обмену
веществом и энергией в живых системах осуществляется саморегуляция, которая
выражается, во-первых, способностью к активным реакциям на внешние воздействия,
во-вторых, способностью поддерживать в определенных пределах постоянство своего
состояния (гомеостаз) при изменениях условий окружающей среды. Оба типа
регуляторных процессов основаны на особенностях превращения энергии в живых
системах и связаны с биологическими свойствами белков, являющихся катализаторами
химических реакций обмена веществ.
При определении живого следует знать, что даже продукты химического
взаимодействия белков и нуклеиновых кислот (вирусные частицы) могут обнаруживать
только некоторые свойства, характерные для живых объектов. Для существования
полноценной жизни необходим, по крайней мере, клеточный уровень, а клетка
представляет собой четко ограниченный в пространстве (поверхностные структуры) и
времени (от рождения до гибели) объект.
Естествознание является не только одной из первых, изученных человеком, фундаментальных областей науки, но и важнейшим элементом развития нашей цивилизации. Предметом изучения общей биологии является совокупность процессов, лежащих в основе феномена жизни. Главные из них: размножение и онтогенез, наследственность и изменчивость, историческое развитие растительных и животных видов, а также естественный отбор. В данной статье мы рассмотрим их более подробно.
Роль природоведческих дисциплин в развитии общества
Прикладные биологические науки занимаются практическим изучением вышеназванных явлений живой природы, используют полученные результаты для развития современных отраслей общей биологии - клеточной и генной инженерии, биотехнологии, популяционной генетики. Стремительное развитие промышленных технологий и процессы глобализации в мировой экономике вынуждают ученых заниматься серьезными исследованиями в вопросах экологической безопасности природных комплексов.
Как природоведческая наука, общая биология изучает самые сложные структуры организации жизни: популяционно-видовую, а также различные уровни экологических систем и биосферы.
История развития биологического знания
Наука, изучающая природу во всем ее многообразии, зародилась в недрах человеческого знания при помощи философов Древней Греции и Рима, но стала называться биологией лишь в XIX веке, благодаря трудам Ж. Ламарка и Г. Тревирануса. Одними из старейших ее дисциплин считаются систематика, основанная К. Линнеем, и морфология, берущая начало в трактатах Гиппократа, Галена и Асклепия.
Предметом изучения общей биологии является установление единства живых организмов сначала на молекулярном, а далее - на клеточном уровне. Появление научной теории, созданной российским эволюционистом П. Ф. Горяниновым и немецкими учеными М. Шлейденом и Т. Шванном, доказало, что основная форма жизни на Земле - это клетка. Предложенный же Р. Вирховым принцип: "живое - от живого" поставил точку в дискуссиях ученых о возможности самозарождения организмов из неживой материи.
Цитология с помощью таких методов как центрифугирование, электронная микроскопия, метод меченых атомов, изучает строение прокариотов и ядерных клеток и является базой для развития практических разделов естествознания: гистологии, генетики, селекции.
Принципы обмена веществ в живых системах
Общая биология изучает не только химический состав и строение организмов, но и процессы, лежащие в основе их метаболизма. Биохимия устанавливает закономерности протекания реакций анаболизма, например, фотосинтеза у растений. Она также изучает биосинтез белка (процессы транскрипции и трансляции), определяет условия, необходимые для осуществления реакций диссимиляции, обеспечивающих клетки необходимым запасом энергии в виде молекул НАДФ и АТФ.
Так как предметом изучения общей биологии является молекулярный уровень жизни, серьезно рассматриваются реакции катаболизма. В аэробных условиях животная клетка синтезирует 36 моль АТФ из каждой молекулы глюкозы в реакциях цикла Кребса.
Растения и грибы в реакциях энергетического обмена в анаэробных условиях также расщепляют С 3 Н 4 О 3 до этилового спирта, а животные - до молочной кислоты. Но во всех случаях синтезируются молекулы энергетического вещества - аденозинтрифосфорной кислоты.
Как видим, предметом изучения общей биологии является механизм обмена веществ. У представителей живой природы он протекает с участием ферментов по сходным биохимическим путям. Это служит доказательством единства происхождения жизни от общих предковых клеточных форм. Достаточно подробно данный вопрос освещается в таком разделе естествознания как эволюционное учение.
Основы общей биологии
Такое название имеет природоведческая школьная дисциплина, введенная в учебные программы, начиная с 9 класса. Благодаря дидактическим принципам научности и преемственности, учащиеся старших классов познают живую природу, опираясь на знания из курса ботаники, зоологии, анатомии. Сформировать у детей целостную картину природы - главная образовательная задача.
Основы цитологии, онтогенез, закономерности наследственности - вот что изучает общая биология. Темы же, посвященные историческому развитию органического мира и основам экологии, приводят к серьезному прорыву в сознании школьников и способствуют всестороннему развитию их личностей.
Биологические дисциплины
Что изучает наука биология? Разнообразные живые существа населяют нашу планету: растения, животные, бактерии, грибы. Количество видов живых существ превышает два миллиона. Одних мы встречаем в повседневной жизни, а у других настолько мелкие размеры, что невооружённым глазом увидеть их невозможно.
Организмами освоены различные жизненные территории: их можно найти как в морских глубинах, так и в маленьких лужах, в толще почвы, на поверхности и внутри других живых организмов.
Всё их разнообразие изучает наука биология.
Биология – это наука, изучающая жизнь во всех проявлениях. Предметом её исследования являются разнообразие организмов, их строение и процессы жизнедеятельности, элементарный состав и взаимосвязи с окружающей средой, а также многие другие разнообразные проявления жизни.
В зависимости от изучаемых обьектов в биологии выделяют ряд направлений:
- вирусологию;
- микробиологию;
- ботанику;
- зоологию;
- антропологию и др.
Эти науки исследуют особенности строения, развития, жизнедеятельности, происхождения, свойства, разнообразие и распространение по земному шару каждого отдельного вида.
В зависимости от структуры, свойств и проявлений индивидуальной жизни изучаемых организмов в биологии выделяют:
- Анатомию и морфологию – изучают строение и формы организмов;
- Физиологию – анализируются функции живых организмов, их взаимосвязь и зависимость от условий (как внешних, так и внутренних);
- Генетику – изучаются закономерности наследственности и изменчивости организмов;
- Биологию развития - изучаются закономерности развития органического мира в процессе эволюции;
- Экологию – изучает способ жизни растений и животных и их взаимосвязь с окружающей естественной средой.
- Биохимия и биофизика изучают химический состав биологических систем, их физическую структуру, физико-химические процессы и химические реакции.
Установить незаметные при описаниях единичных процессов и явлений закономерности даёт возможность биометрия , метиоды которой заключаютсяв в совокупности приёмов планирования и обработки результатов биологических исследований методами математической статистики.
Молекулярная биология на молекулярном уровне изучает жизненные явления; структуру и функции клеток, тканей и органов – цитология, гистология и анатомия ; популяции и биологические особенности всех организмов, входящих в их состав, - генетика популяций и экология , изучением закономерностей формирования, функционирования, взаимосвязи и развития высших структурных уровней организации жизни вплоть до биосферы в целом – биогеоценология .
Замечание 1
Разработкой закономерностей строения (структуры) и функционирования, единых для всех организмов независимо от систематического положения, занимается общая биология.
Основные методы научных исследований в биологии
Биология как и любая другая наука имеет свои научные методы исследований. То есть эти методы представляют набор приёмов и операций для построения системы научных знаний.
Биология использует такие основные методы исследования :
- Описательный метод – использовался ещё на первых этапах развития биологии. Состоит в наблюдении за биологическими обьектами и явлениями, их детальном описании. Это – первичный сбор общей информации об обьекте исследования.
- Мониторинг – это система постоянного наблюдения за состоянием и течением процессов определённого живого организма, экосистемы или всей биосферы.
- Сравнительный метод – выявляет отличия и сходство между биологическими обьектами и явлениями.
- Исторический метод – позволяет на основании данных о современном организме и его прошлом отследить процесс его развития.
- Экспериментальный метод – создание искусственных ситуаций для выявления определённых свойств живых организмов. Эксперимент может быть полевым, когда подопытные организмы или явления находятся в своих естественных условиях и лабораторным. В наше время лабораторные исследования и эксперименты достигли новых высот во всех научных отраслях.
Биология – совокупность или система наук о живых системах . Понятие «живые системы» здесь важно подчеркнуть, поскольку жизнь не существует сама по себе, а является свойством определенных систем.
Предмет изучения биологии – все проявления жизни, а именно:
· строение и функции живых существ и их природных сообществ;
· распространение, происхождение и развитие новых существ и их сообществ;
· связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой природой.
Задачи биологии состоят в изучении всех биологических закономерностей и раскрытии сущности жизни. При этом в биологии используется ряд методов, характерных для естественных наук. К основным методам биологии относятся:
· наблюдение , позволяющее описать биологическое явление;
· сравнение , дающее возможность найти закономерности, общие для разных явлений;
· эксперимент , в ходе которого исследователь искусственно создает ситуацию позволяющую выявить глубоко лежащие (скрытые) свойства биологических объектов;
· исторический метод , позволяющий на основе данных о современном мире живого и о его прошлом, раскрывать законы развития живой природы.
Выше было сказано, что биология является системой наук, которые могут быть классифицированы различным образом.
1. По предмету изучения : ботаника, зоология, микробиология и т.д.
2. По общим свойствам живых организмов :
Генетика (закономерности наследственности)
Биохимия (превращения вещества и энергии)
Экология (взаимоотношения живых существ и их природных сообществ с окружающей средой) и т.п.
3. По уровню организации живой материи, на котором рассматриваются живые системы:
Молекулярная биология;
Цитология;
Гистология и т.п.
Приведенные классификации, разумеется, не носят абсолютного характера. Так, например, исследование клетки (цитология) в настоящее время немыслимо без изучения биохимии клетки.
Можно также говорить о трех магистральных направлениях биологии или, по образному выражению трех образах биологии:
1. Традиционная или натуралистическая биология. Ее объектом изучения является живая природа в ее естественном состоянии и нерасчлененной целостности – «Храм природы», как называл ее Эразма Дарвина. Истоки традиционной биологии восходят к средним векам, хотя вполне естественно здесь вспомнить и работы Аристотеля, который рассматривал вопросы биологии, биологического прогресса, пытался систематизировать живые организма («лестница Природы»). Оформление биологии в самостоятельную науку – натуралистическую биологию приходится на 18-19 века. Первый этап натуралистической биологии ознаменовался созданием классификаций животных и растений. К ним относятся известная классификация К. Линнея (1707 – 1778), являющаяся традиционной систематизацией растительного мира, а также классификация Ж.-Б. Ламарка, применившего эволюционный подход к классифицированию растений и животных. Традиционная биология не утратила своего значения и в настоящее время. В качестве доказательства приводят положение экологии среди биологических наук а также во всем естествознании. Ее позиции и авторитет в настоящее время чрезвычайно высоки, а она в первую очередь основывается в принципах традиционной биологии , поскольку исследует взаимоотношений организмов между собой (биотические факторы ) и со средой обитания (абиотические факторы ).
2. Функционально-химическая биология , отражающая сближение биологии с точными физико-химическими науками. Особенность физико-химической биологии – широкое использование экспериментальных методов, которые позволяют исследовать живую материю на субмикроскопическом, надмолекулярном и молекулярном уровнях. Одним из важнейших разделов физико-химической биологии является молекулярная биология – наука изучающая структуру макромолекул, лежащих в основе живого вещества. Биологию нередко называют одной из лидирующих наук 21-го века.
К важнейшим экспериментальным методам, использующимся в физико-химической биологии, относятся метод меченых (радиоактивных) атомов, метолы рентгеноструктурного анализа и электронной микроскопии, методы фракционирования (например, разделение различных аминокислот), использование ЭВМ и др.
3. Эволюционная биология. Это направление биологии изучает закономерности исторического развития организмов. В настоящее время концепция эволюционизма стала, фактически, платформой, на которой происходит синтез разнородного и специализированного знания. В основе современной эволюционной биологии лежит теория Дарвина. Интересно и то, что Дарвину в свое время удалось выявить такие факты и закономерности, которые имеют универсальное значение, т.е. теория созданная им, приложима к объяснению явлений, происходящих не только в живой, но и неживой природе. В настоящее время эволюционный подход взят на вооружение всем естествознанием. Вместе с тем, эволюционная биология – самостоятельная область знания, с собственными проблемами, методами исследования и перспективой развития.
В настоящее время предпринимаются попытки синтеза этих трех направлений («образов») биологии и оформления самостоятельной дисциплины – теоретической биологии.
4. Теоретическая биология. Целью теоретической биологии является познание самых фундаментальных и общих принципов, законов и свойств, лежащих в основе живой материи. Здесь разные исследования выдвигают различные мнения по вопросу о том, что должно стать фундаментом теоретической биологии. Рассмотрим некоторые из них:
Аксиомы биологии. Б.М. Медников – видный теоретик и экспериментатор, вывел 4 аксиомы, характеризующие жизнь и отличающие её от «нежизни».
Табл. 1. Аксиомы биологии