Развивающие кубики Никитина. Как играть в кубики Никитина? Мастер-класс на тему «Игровая технология «Кубики Б. П. Никитина» как условие развития Задания к игре сложи узор

Содержание

Раннее развитие ребенка – основа фундамента его дальнейшего взросления. Специалисты рекомендуют множество методик, одна из самых популярных – это кубики Никитина. Развивающая игра типа головоломки отлично влияет на логику, внимательность, фантазию, усидчивость ребенка. Начинать заниматься можно уже в полтора-два года и, повышая сложность заданий, играть вплоть до школьного возраста.

Что такое кубики Никитина

Знаменитый педагог Борис Никитин при создании своих уникальных интеллектуальных задач для детей придерживался принципа, что до правил игры ребенок должен додуматься сам. Среди основных его задач – развитие самостоятельности, стремления к созданию нового, тренировка логического и абстрактного мышления. Деревянные или пластиковые никитинские кубики продаются по 16 штук в наборе.

Каждая фигура имеет 6 граней, которые раскрашены в разные цвета. Как правило, это красный, зеленый, синий и желтый. Ребенку нужно собрать одно-, двух-, трех- или четырехцветные картинки, основываясь на заданиях из специального альбома. Методика Никитина предполагает разные варианты задачек, например, «Сложи узор», «Кубики для всех», «Кирпичики», «Сложи квадрат» и «Уникуб».

Как играть

Суть игр заключается в том, чтобы складывать картинки из кубиков в узор или фигуру. Задания отличаются друг от друга по уровню сложности. Самое простое задание – сложить фигуры в квадрат размером 4:4. Позднее, когда ребенок освоится, можно складывать узоры с множеством граней. Например, можно построить башенку или змейку, елочку, дом, цветок, дерево. Готовые очертания рисунков будут похожи на какой-либо предмет или просто напоминать интересный узор.

В своей книге «Ступеньки творчества, или развивающие игры» Никитин рекомендует организовать игру так, чтобы занятия доставляли удовольствие самому ребенку – головоломка должна заинтересовать малыша, чтобы в будущем он сам тянулся собирать новые фигурки. Самым маленьким можно одновременно рассказывать сказку или увлекательную историю, связанную с собираемой фигурой. Блоки Никитина подходят для сбора любых разноцветных узоров.

Однако не стоит мешать детям подсказками: лучше, если малыш сам придумает фигурку, даже если она будет отличаться от заданного образца. Ошибки тоже лучше искать самостоятельно.

Кроме того, Борис Никитин дает родителям несколько советов:

  • Во время занятий воздерживайтесь от замечаний, если у ребенка что-то не получается.
  • Если ребенок не может справиться с упражнением, значит, оно для него еще лишком сложное и приступать к его выполнению рано. Рекомендуется сделать перерыв, а потом начинать с более легких примеров.
  • Если в семье несколько детей, лучше, если собственные комплекты будут у каждого.
  • Не перенасыщайте детей этой игрой. Со временем она надоест, тогда стоит вернуться к кубиками через пару месяцев.
  • Когда малыш перейдет к фигуркам, можно будет ему предложить делать зарисовки получившихся предметов.
  • Можно устраивать соревнования по собиранию фигур на время, так дети почувствуют легкий азарт и желание сделать как можно лучше.

Виды кубиков Никитина

Педагог-практик Борис Никитин еще 40 лет назад разработал свою методику развивающих игр. Первыми детьми, выросшими на его игрушках, стали собственные внуки педагога. Сейчас развивающие игры известны не только в России, но и по всему миру.

Перед тем, как решиться на покупку, определитесь, какие качества вы хотели бы развить в ребенке: логику, глазомер, фантазию, логическое и пространственное мышление и т.д. Исходя из этого выбирайте набор. Методика Никитина для детей оставляет простор для выбора на любой вкус: решите, в какие цвета будут окрашены грани, из скольких частей пособие состоит.

Сложи узор

Самый простой вариант – набор из 16 пластиковых или деревянных кубиков и альбома с заданиями, упакованных в коробку. Эту методику еще называют пазлы Никитина. Она подходит для начинающих.

  • Название модели: «Набор «Сложи узор»
  • Цена: 550 рублей
  • Характеристики: развивающая методика для детей дошкольного возраста, товар представлен в разных цветах.
  • Плюсы: развивает воображение, цветовое восприятие, способность комбинировать, мыслительные операции сравнения, анализа и синтеза.
  • Минусы: кубики очень маленькие (2:2 см.).

Сложи квадрат

Для детей, которые уже освоили простейшие задания, подойдут варианты игры с неравномерной окраской фигурок:

  • Название модели: «Набор «Сложи квадрат»
  • Цена: 3500 рублей
  • Характеристики: набор из трех частей, в каждом – 12 квадратов разных цветов, которые разделены на части (треугольник, прямоугольник и т.п.). Эта игра предназначена для детей с двух лет. Ребенку предстоит обратно собрать разрезанный квадрат.
  • Плюсы: развивает логическое мышление, умение достраивать до целого, глазомер..
  • Минусы: наличие мелких деталей, сколов и заусенец на квадратах, и высокая цена.

Уникуб

Полезным навыком станет умение собирать трехмерные фигуры – начиная от геометрических и заканчивая забавными домиками или зверушками. Для этого есть особые наборы:

  • Название модели: «Набор «Уникуб»
  • Цена: 680 рублей
  • Характеристики: Головоломка состоит из двадцати семи универсальных шестигранных одинаковых кубиков с цветными гранями. Из них необходимо собирать трехмерные фигуры. Игру можно предлагать детям с полутора лет.
  • Плюсы: развивает пространственное мышление, способность комбинирования, самоконтроль.
  • Минусы: не обнаружено.

Кубики для всех

Когда ребенок освоится с кубиками, можно ему предложить одну из самых сложных игр серии. На продвинутом уровне дети могут из двух-трех фигур собирать предметы – животных, дом, машинки. Предполагаемый возраст ребенка – 5-7 лет.

  • Название модели: «Набор «Яркие кубики»
  • Цена: 590 рублей
  • Характеристики: головоломка состоит из семи сложных фигур, отличающихся по форме и окраске. В комплект входит брошюра с примерами заданий.
  • Плюсы: умение комбинировать, внимание, воображение.
  • Минусы: наличие сколов на ребре кубиков.

Кирпичики

Тем родителям, для кого большое значение имеют экологические характеристики и безопасность игрушек, по душе придется вариация с деревянными брусочками. Они более долговечны, хотя малышу могут понравиться меньше ярких легких пластмассовых кубиков.

  • Название модели: «Набор «Кирпичи для маленьких»
  • Цена: 400 рублей
  • Характеристики: включает восемь деревянных брусочков, имеющих одноцветные грани и блокнот с заданиями. Возраст ребенка – от трех лет.
  • Плюсы: помогает развивать наглядно-действенное и пространственное мышления, глазомер.
  • Минусы: не найдено.

Как выбирать кубики Никитина

Как и любую другую игрушку, развивающие кубики Никитина стоит выбирать, исходя из пожеланий ребенка. Если ему понравились деревянные брусочки, не надо навязывать разноцветные кубики или квадраты. При выборе кубиков Никитина стоит учитывать возраст ребенка и сложность игры, психологические и физиологические особенности малыша.

Необходимо начинать с простого. Даже если вам задание видится элементарным, позвольте ребенку собрать пример: пусть он почувствует вкус победы, и только потом переходите на более сложный уровень, используя альбомы заданий.

Игру легко найти в свободной продаже. Купить кубики Никитина можно в магазинах игрушек, заказать в интернет-магазинах. Другой вариант – купить ее на официальном сайте семьи Никитиных с доставкой из Москвы или Санкт-Петербурга по почте. Цена на кубики Никитиных варьируется от 350 рублей до 3500 рублей: точная стоимость от производителя, материалов, размера набора. На официальном сайте будет дороже, но качественнее.

Младенец с рождения уже готов воспринимать мир, запоминать информацию. Главный источник этого - родители. Если они начнут оказывать внимание ребенку, читая ему, разговаривая с ним, играя в игры, то вскоре дети начнут подражать маме, папе.

Развитие ребенка с помощью кубиков Никитина

Для детей и их родителей была разработана уникальная методика Бориса Никитина. Вся их замечательная семья изобрела «Кубики Никитина», которые помогают в развитии их семерым детям и уже многим другим малышам. Это новаторское открытие поразило весь мир. Методика оказалась эффективной.

Польза от развивающих игр

1. Тренируется память, что поможет во взрослой жизни ребенка.

2. Малыш научится быстро реагировать, думать, что позволит принимать правильные решения.

3. Развивается настойчивость, и ребенок научится постепенно продвигаться к цели.

4. Расширится познание окружающего мира, развивается воображение, чувство симметрии.

5. Ребенок подготавливается заранее к школе с помощью игр, где нужно читать, считать.

6. Кубики Никитина не только хорошо действуют на развитие, моторику детей, но и способствуют укреплению отношений между ними и родителями.

Разнообразие и методы обучения детей

Предназначены для игры наборы из дерева «Сложи узор» (16 шт.). Эти разноцветные кубики Никитина дают возможность ребенку фантазировать и составлять узоры. К игре добавляется тетрадь для записей, чтобы он мог фиксировать свои открытия.

Также придуман набор «Уникуб» с разными цветными гранями (47 рисунков). Дети с удовольствием построят оригинальные конструкции в виде геометрических фигур. Это разовьет Еще можно поиграть в кубики Никитина «Сложи квадрат». Ребенок учится складывать фигуры, что станет подспорьем в области геометрии и алгебры. Также появились в продаже кубики «Архитектор», «Дроби», «Ящик Сегена».

Как заинтересовать детей играми

Конечно, все логические игры будут в удовольствие в том случае, если терпеливые родители помогут развить в ребенке горячий интерес к этому занятию. Необходимо, чтобы малыш хоть немного был усидчивым, терпеливым, как мама и папа. Увлечься ребенок сможет тогда, когда увидит заинтересованность этим видом развлечения в глазах у родителей. Каждому хорошему отцу и матери хочется, чтобы их малыш стал сообразительным, имел воображение, любовь к обучению. Можно быть уверенными в том, что кубики Никитина содействуют разностороннему развитию детей. И, впоследствии, ни один человек не пожалеет, что уделил внимание детям, так как наградой этому будет гордость за них. Ведь в обществе любят образованных, интересных людей. Как раз этому поспособствует рассматриваемая методика. Кроме того, эти игры стимулируют творческое и интеллектуальное мышление. И маленький человечек научится во взрослой жизни создавать уникальные идеи, станет проницательным. С помощью игр можно вселять ребенку уверенность, так как дети часто бывают критичны к своим возможностям.

Памятка для родителей

Важно не спешить родителям помогать решать ребусы, пусть ребенок самостоятельно думает, учится предприимчивости, активности. В системе обучения представлены задания в различном виде: рисунки, чертежи, схемы. Необходимо помнить, что в играх есть множество уровней для разного возраста детей. Не стоит погонять ребенка, ругать, если у него не получается так быстро, как у старшего малыша или у родителя. Опыт приходит со временем. Чтобы развитие не тормозило, не следует предъявлять огромные требования к ребенку.

Как играть в кубики Никитина?

В наличии имеются 8 неокрашенных кирпичиков, тетрадь с образцами. Ребенку нужно соорудить конструкцию, которая предлагается в образце. Чтобы все получилось успешно, ему нужно не спеша, внимательно рассмотреть чертежи, в мыслях представить фигуры и выполнить задание. Со временем, когда будет заметен прогресс, можно доверить ему задачи и посложнее. Можно поиграть в игру, которая сформирует пространственное мышление, т. е. ребенок сможет отличать плоские и пространственные формы, анализировать и создавать образы в решении каких-то задач. Игра «Кубики для всех» как раз и развивает эти умения. Из кубиков родители составляют сказку-загадку, и дети, слушая и наблюдая внимательно, отвечают на вопрос. Придумывать можно что угодно: разных зверей, птичек, пирамидки, домики. Здесь уже играет роль и фантазия родителей. Теперь мы знаем ответ на вопрос о том, как играть в кубики Никитина. А что же делать, если нет возможности купить их в магазине? Даже это можно разрешить, если запастись маме и папе терпением и усидчивостью. Предлагаем соорудить самостоятельно такие замечательные кубики.

Кубики Никитина своими руками

Нужно вдохновиться идеей семьи Никитиных и сделать или купить обычные кубики. Если на них что-то нарисовано, прежде желательно замочить их ненадолго в воде, чтобы отделить бумагу и клей. Размер - примерно 4 на 4 см. Затем необходимо приготовить картон: красный, белый, голубой и желтый (каждого по 24 квадратика). Нужно оклеить им кубики: впереди белым, справа голубым, слева красным, сзади желтым, сверху голубым с желтым, снизу красным и белым цветами. Чтобы не все это не отклеивалось, предлагаем кубики обернуть скотчем. Все! Можно приступать к полезному развлечению.

Развивающие кубики Никитина помогут родителям развивать у детей мышление, память, внимание. Эти интеллектуальные игры побуждают малышей думать и развиваться, что принесет свои хорошие плоды в работе, семье, жизни.

У многих, конечно же, появился вопрос: где купить кубики Никитина? Их можно приобрести в обычных магазинах, Интернете. В некоторых торговых точках предлагается даже бесплатная доставка. Стоимость рассматриваемой логической игры колеблется от 200 до 1000 рублей - в зависимости от сложности изделий и материала, из которого изготовлен набор. Деревянные игрушки Никитина очень увлекут не только маленьких детей, но и родителей, бабушек и дедушек. Многие родители сами будут в восторге от развлечения с кубиками, забавляясь сообразительностью малышей.

Цель: познакомить участников мастер-класса с практикой использования развивающих игр Б.П. Никитина в работе с детьми дошкольного возраста.

  1. Обучить педагогов играм Б.П. Никитина, которые способствуют развитию познавательной активности дошкольников.
  2. Заинтересовать педагогов играми Б.П. Никитина для использования в своей работе.

Материал: игры Б.П. Никитина: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат».

Ход мастер-класса:

  1. Вводное слово.

Уважаемые коллеги, я предлагаю, чтобы наша сегодняшняя встреча прошла под девизом: «Не лишайте ребенка радости играть, помните, что вы сами были детьми».

Мы сегодня поговорим о развивающих кубиках Никитина.

Педагогическая методика семьи Никитиных известна во многих странах и актуальна по сегодняшний день, несмотря на 50 летний стаж работы. Они стали первыми учеными, которые начали говорить о том, что детям необходимо ранее развитие .

Суть методики Методика Никитиных построена на убеждении, что у каждого ребенка уже с детства есть колоссальные способности к любой деятельности, и главное - успеть реализовать их. В противном случае способности угаснут. По мнению авторов, лучше развиты способности и навыки у малышей, которые тренировались практически с рождения.

Борис Никитин - основоположник идеи, подразумевающей, что обязанностью каждого из родителей является создание правильной развивающей среды и «опережающих» условий для детей. То есть пространство, в котором они постоянно находятся, должно быть наполнено пособиями и играми, способствующими развитию творчества и интеллекта. Методика Никитиных устанавливает, что особое внимание нужно обращать на то, чтобы пособия для обучения малыша были немного сложнее на сегодняшний день, чем его возможности.

Развивающие игры педагогов основаны на чудо-кубиках, содержащих в себе принцип «от простого к сложному», так как именно он должен был быть толчком к развитию ребенка.

Такие игры способны развить не только память и внимание, но к тому же воображение и пространственные представления у детей. Они научатся быстро и легко находить закономерности и без труда научатся систематизировать и комбинировать любой материал. Ребенок сможет сам увидеть резерв своих возможностей, благодаря вариативности игр и использованию игровых моментов. Кубики способствуют самосовершенствованию малышей.

Сегодня я хочу познакомить с развивающими играми Б.П. Никитина и поиграть в них вместе с вами.

  1. Основная часть. Знакомство с развивающими играми Б.П. Никитина.

К развивающим играм Никитина относятся игры: «Уникуб», «Кубики для всех», «Сложи узор», «Сложи квадрат» и другие.

Игра « Уникуб »

Игра «Уникуб»

В эту игру входят 27 кубиков. Каждая из их граней покрашена в желтый, красный и синий цвета. С помощью них ребенок узнает, что такое трехмерное пространство. И благодаря этой игре, в будущем он сможет лучше освоить такие сложные науки, как черчение и математика.

В качестве дополнительных материалов к «Уникубу» прилагаются 60 видов заданий, каждое из которых имеет определенный уровень сложности.

Игра « Кубики для всех »

Игра состоит из 7 фигурок, различных по форме: одна фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками.

Игра « Сложи квадрат »

Эта игра возникла из головоломки, в которой требовалось из нескольких кусочков различной формы сложить квадрат. Это была достаточно трудная головоломка, поэтому Никитин решил сделать ряд более простых заданий. Получилась игра для детей от двух лет. Она имеет три категории сложности. В каждую входит по 12 разноцветных квадратов. Все 12 квадратов расположены на фанерке размером с альбомный лист и как бы вставлены в окошечки. Для детей 2 лет и младше надо cоставить 4 самых простых квадрата. Пусть это будет целый квадрат, квадрат из двух прямоугольников, из двух треугольников и - разрезанный на две части по ломаной линии. Теперь можно начинать игру с ребенком. Детали нужно либо разложить по кучкам (в каждой - части одного цвета), либо показать, как из двух половинок получается целый квадрат. Дальше ребенку предоставляется возможность действовать самому. Постепенно малыш освоит этот уровень и перейдет на более сложный. По мнению Никитина, эта игра способствует развитию цветоощущения, усвоению соотношения целого и части, формированию логического мышления и умению разбивать сложную задачу на несколько простых.

Игра « Сложи узор »

(показ каждой группе наглядно)

Игра состоит из 16 одинаковых кубиков. Все 6 граней каждого кубика окрашены по-разному в 4 цвета. Это позволяет составлять из них 1-, 2-, 3- и даже 4-цветные узоры в громадном количестве вариантов. Эти узоры напоминают контуры различных предметов, картин, которым дети любят давать названия. В игре с кубиками дети выполняют 3 вида заданий.

1.Сначала учатся по узорам-заданиям складывать точно такой же узор из кубиков.

2.Затем ставят обратную задачу: глядя на кубики, нарисовать узор, который они образуют.

3.И, наконец, третье - придумывать новые узоры из 9 или 16 кубиков, каких еще нет в книге, т. е. выполнять уже творческую работу.

Работая по программе " Игралочка",можно использовать кубики на закрепление различных тем: длинный -короткий,высокий -низкий,широкий-узкий,ритм,графическое знание написания цифр и их очередность; закрепляем знания по окружающему миру: выкладываем зверей,птиц,рыб -применение этих кубиков безгранично....

Практическая часть для педагогов

А сейчас мы с вами отправляемся в сказку Г.Х.Андерсена " Гадкий утенок",я буду рассказывать сказку,а вы ее будете иллюстрировать.

Однажды на птичьем дворе у мамы утки родился непохожий на всех-утенок.Его сразу все невзлюбили.Его обзывали,щипали,клевали и он решил от них уйти жить на озеро.Его путь был очень долог.

1.Командам сделать из кубиков дорожки разного цвета и длинны:

синяя из 4 кубиков,красная из 8кубиков,желтая из 10 кубиков.

Утенок отправился по самой длинной дороге:

У кого самая длинная дорога и какого она цвета?(ответ)

Дорога шла через лес,где росло много елок.

2.Даю рисунок-задание,где нарисована собранная из кубиков "елка"-собираем.

Ему было очень страшно,но он преодолел все препятствия на своем нелегком пути и добрался до озера. А когда он решил посмотреть на свое отражение в воде,то там он увидел не гадкого утенка, а прекрасного лебедя.На этом озере он нашел себе верных друзей,таких же лебедей как и он сам,и жил долго и счастливо вдали от ужасного птичьего двора,где его так сильно невзлюбили.

Собираем по рисунку-заданию" лебедя".

Эти кубики способствуют "развитию пространственного воображения, аккуратности, внимания, графических способностей, умению анализировать, синтезировать и комбинировать".

К развивающим кубикам созданы иллюстрированные альбомы с заданиями.

Узор можно выкладывать на рисунок -задание.

  1. Заключительное слово.

Никитинские игры рассчитаны на совместную игру ребенка и взрослого. Степень их вариативности высока, их можно подстраивать под себя, под свой уровень и интересы. Каждая игра предоставляет возможность подумать над тем, как ее расширить, какие новые задания к ней добавить, как ее усовершенствовать. Такая вариативность заданий заранее предусмотрена, и переход к творческой работе над самими играми будет тем успешнее, чем выше уровень творческих способностей ребенка.

Раздать каждому по три картинки

  1. Рефлексия

Раздать каждому по три картинки:«Чемодан, мясорубка, корзина».

Итак, уважаемые коллеги, благодарю вас за участие в моём мастер-классе, хочу узнать ваше мнение о нём.

На подносе лежат рисунки мешок,ракета,сова.

ракета - всё пригодится в дальнейшем.

сова - информацию переработаю.

мешок- всё выброшу.

Педагогам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на мастер-классе.

Описание игры

Эти кубики мы когда-то давно купили в магазине. Мы, взрослые, попытались выполнить задания, но... не тут-то было. С большим трудом нам удалось освоить только одно – сложить куб из всех 7 фигурок. И кубики эти были забыты на много лет. Дети росли, мы придумывали разные игры и вскоре обнаружили, что дети намного превосходят нас, взрослых, в умении решать такие задачи. Старшие ребята разыскали эти забытые кубики, быстро решили все задания и стали придумывать новые. Малыши тут же присоединились к ним. Пришлось срочно изготовить еще несколько таких же наборов из больших и маленьких кубиков, и увлечение охватило всю семью. Малыши предпочитали сооружать более простые модели из 2–3 фигурок, старшие – более сложные, из 4–5 или даже из всех 7.

Чтобы сложить интересную модель, надо было долго и упорно повозиться с кубиками. Поэтому каждой удачной модели все радовались, а чтобы не забыть ее, зарисовывали. Возникла трудность: как отличить каждую фигурку в сложной модели? Где, какая и как поставлена фигура?

Пришлось окрасить все 7 фигурок в разные цвета. Шесть в основные, а седьмую фигурку оставили белой, чтобы, рисуя на бумаге, ее не надо было красить. Теперь все, даже самые маленькие, могли и зарисовать свою модель, и закрасить в ней все фигурки соответствующим цветом. Модель, таким образом, сохранялась.

Модели получались разные – и строгих геометрических форм в виде куба или параллелепипеда, и могли напоминать дома, машины,фигурыживотныхилюдейилипростопредставлялисобою интересные симметричные сооружения. Так возникла идея сделать новую игру. Через несколько месяцев накопилось несколько сотен рисунков новых моделей, из которых мы отобрали 70.

Игра учит мыслить пространственными образами (объемными фигурами), умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками. Видимо, поэтому к ней так неравнодушны школьники.

Как изготовитьигру

Для изготовления игры требуется 27 одинаковых кубиков. Из них склеивают 7 фигурок, различных по форме: первая фигура из 3, а остальные из 4 кубиков каждая (рис. 45).

Рис. 45

При склеивании обратите внимание на точность подгонки граней. После высыхания клея прошлифуйте плоскости, чтобы фигурки плотно прилегали одна к другой при складывании, и чуть-чуть скруглите шкуркой ребра (0,5 – 1 мм). Фигуру 1 окрасьте в зеленый цвет, 2 – в синий, 3 – в желтый, 4 – в черный, 5 – в красный, 6 – в белый и 7 – в коричневый.

Для хранения фигурок изготовьте картонную коробку с крышкой размером 3x5x2 кубика, т. е. если ребро кубиков 30 мм, то коробка 95x155 мм и глубиною 60 мм. В такую коробку могут поместиться не 27, а 30 кубиков, поэтому укладывать фигурки после игры будет легче, так как будет еще и пустое место для 3 кубиков.

Внимательно рассмотрите задания к игре (рис. 46).

Рис. 46

Рис. 47

Рис. 48

Рис. 49

Рис. 50

Рис. 51

Если ваш ребенок еще не умеет читать, не знает цифр и не сможет сосредоточить внимание на определенном рисунке, то в этом случае лучше отдельные задания нарисовать на листах плотной бумаги и затем эти задания можно сгруппировать по своим сериям, например, КВ-1, КВ-2. Для удобства каждую изготовленную серию можно сложить в отдельный конверт или пакет из бумаги и написать на нем наименование игры и название серии.

Серия КВ-1 – самая простая, она нужна для первого знакомства с игрой и для того, чтобы научить малышей узнавать фигурки по форме и по цвету, а позже и по номерам. Номера заданий от 1 до 7 совпадают с нумерацией фигурок, только поставлены иначе, чем на рис. 45. Это сделано для того, чтобы родители могли убедиться, что малыш узнает фигурку и понимает, как надо ее поставить на стол.

Предполагается, что, глядя на задание, малыш будет строить из фигурок модели – копии нарисованных. Сначала, конечно, самые простые, а потом, подрастая и становясь умнее, все более и более сложные, пока не одолеет даже серию КВ-7. И для малыша будут нужны только рисунки-задания. Если он не может справиться с каким-нибудь заданием, то отложит его и примется за другое, третье или отложит вообще игру на некоторое время.

Как играть

Правила игры в “KB” похожи на правила игры “Уникуб”. Положив перед собой рисунок-задание, малыш строит из фигурок точно такую же модель, как нарисованная. Построив одну, он переходит к следующей, более сложной и т. д.

По сути, малышу тут приходится решать две задачи одновременно: во-первых, выбирать из 7 фигурок только 2–3 (или более, если модель сложна), которые необходимы для построения модели; во-вторых, придать этим фигуркам то положение, какое они занимают в модели, т. е. соединить их и уложить в модель.

Первая часть представляет собою, таким образом, мысленный анализ рисунка-задания – на какие фигурки его можно расчленить, а вторая – синтез, сначала мысленный, а потом предметный. Вынуждая ребенка непрерывно заниматься такой аналитико-синтетической деятельностью, да еще и на “потолке” своих возможностей, т. е. напрягаться до предела, игра быстро развивает в нем то, что обычно называют сообразительностью и что в действительности является, пожалуй, самой главной особенностью каждого творческого ума.

Нопостроениемоделейпорисункам-заданиямявляетсясравнительно простой, подготовительной частью, закладкой фундамента для основной, творческой работы. Она начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Вот этим действительно можно и нужно восторгаться родителям, это нужно всячески поддерживать и поощрять. Фигуркидляигрыобладаютпочтинеисчерпаемымивозможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб по заданию 61 можно несколькими десятками способов.

Малышу можно предложить сначала составлять модели только из 2 фигур, например из 1-й и 2-й, 1-й и 3-й, из 1-й и 4-й и т. д. А затем отложить 1-ю фигуру и прикладывать ко 2-й все остальные фигурки по очереди. Какие-то из этих моделей могут вам или ребенку показаться красивыми, интересными, что-то напоминающими; например, модель 39 напоминает диван, 47 – робота, 64 – жирафа и т. п. Такие интересные модели, конечно, надо сохранить и, значит, зарисовать.

Для этого надо дать ребенку коробку цветных карандашей из 6 штук и специальную тетрадь в клетку, на которой вы или малыш напишет: “Для новых моделей Вани...” Хорошо, если в ней будет отведено несколько страничек для моделей серии КВ-2 (из 2 фигурок), следующие – для моделей серии КВ-3 и т. д. для каждой серии. Зарисовывая новые интересные модели и отмечая дату, можно наблюдать, как идет развитие малыша. Когда он начнет заполнять раздел для серии КВ-7, тогда можно считать, что его развитие достаточно высоко.

Чтобы развить у ребенка интерес к игре, надо стараться выполнять правила игры, о которых говорится в начале книги, и придумывать новые. Например, в этой игре, сложной для взрослых, ребенок может увлечься придумыванием новых моделей, а потом составлением заданий для взрослых.

Пусть сам малыш зарисует новую модель, а потом сделает только ее контур. Взрослым не надо смущаться, пусть они также серьезно, как малыш, возьмут коробку с игрой, положат перед собой “новое задание” и попробуют сложить модель. А ребенок пусть выполняет роль старшего, обучающего и контролирующего. Ничего, если он поставит перед собой часы или секундомер и будет измерять, кто быстрее, папа или мама, справился с его собственным заданием.